Экспедиция на Север Камчатки. Часть 1

Игорь Шатило
«Это статья не научная — слишком много кофе,
цыбулi и сала, но мне понравилась».
Н.И. Науменко (Зам. директора по науке КамчатНИРО).


Вот и подошел к завершению, казалось нескончаемый, летний полевой сезон, яркой точкой в котором стала заключительная экспедиция на одну из самых северных камчатских рек. Добрались почти до 64 градуса с.ш. — на р. Пенжина, где «смывали» белые пятна с тамошней ихтиофауны. «Намотали» на винты с полтыщи километров, сожгли с полтонны бензина, но кое-что удалось. А самое невероятное, что вернулись оттуда, и все прошло почти как по расписанию. И пока яркость впечатлений не размылась житейскою суетой, захотелось об этом написать.


Экспедиция проводилась в рамках темплана научно-исследовательских работ КамчатНИРО (Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии) сотрудниками лаборатории пресноводных биоресурсов и воспроизводства лососевых.


Цель экспедиции (программа максимум) - Оценить состояние запасов водных биоресурсов (распределение, изобилие, биологическая структура) и провести мониторинг сообществ малоиспользуемых промысловых видов рыб (щука, сиговые, голец и др.) в континентальных водоемах северо-западной Камчатки. На основе полученных данных подготовить рекомендации по перспективам использования ВБР в целях различных видов рыболовства (промыслового, для обеспечения традиционного образа жизни КМНС и ДВ (коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего востока), любительского и спортивного).


Программа минимум - хотя бы посмотреть, что там творится-ловится. До настоящего времени бассейны рек северо-западной Камчатки, в отличие от южной и центральной части, крайне слабо изучены по причине большой отдаленности и труднодоступности.
Поставленная цель определяла ряд достаточно простых, но одновременно сложных задач:
• добраться в район исследования;
• определить наиболее характерные и показательные участки обширного бассейна р. Пенжина;
• провести контрольный лов различными типами орудий лова (невод закидной, ставные и сплавные жаберные сети, спиннинг, нахлыст);
• определить видовой состав и биологическую структуру уловов;
•и самое важное - не вмерзнуть в лед и вовремя оттуда выбраться (поздние сроки обусловлены периодом нерестовых миграций предполагаемых объектов лова).


Ресурсное обеспечение - разрешительный билет на вылов гольца, кунджи, хариуса, щуки, валька, сигов, чира, омуля арктического, налима (от 0,2 до 3 т для каждого вида).


Маршрут - П-Камчатский - п. Корф (он же Тиличики) Ан-26 по 22 000 руб. с носа, плюс 30 000 руб. за 140 кг сверхнормативного багажа; п. Корф - с. Каменское Ми-8 по 12 500 руб. с носа, плюс 21 000 руб. за багаж; с. Каменское - участок среднего течения р. Пенжина. Использовали 2 моторные лодки (Ока и Казанка) с моторами Ямаха-30 и Вихрь-30, 220 л бензина в один конец (250 км). Соответственно, столько же и того же самого обратно.
Провоз только "носимого" (ручного) снаряжения из П-Камчатского до Корфа обошелся в 30 000 руб. или 1 000 $.


Участники - 3 чел. штатных сотрудников КамчатНИРО (Зав. лаб. пресноводных биоресурсов и воспроизводства лососевых Погодаев Е.Г., инж. Шубкин С.В., Ваш покорный слуга), и наш проводник, временный сотрудник НИИ, Жаравин М.В. (коренной житель Пенжинского р-на, оленевод-радист, морпех в Восточной Германии, участковый инсп., дважды участник сводного отряда МВД Камчатского края в командировках за пределы полуострова, ныне пенсионер), а также неоценимая помощь от председателя родовой общины КМНС "Тымкытын" с. Аянка - Долган Константина.


Первый этап маршрута - добраться до п. Корф, куда мы и вылетели из краевого центра 27 сентября 2010 г. На фото вид этого покинутого людьми поселения.


Справка: п. Корф является основным транзитным узлом для северной части Камчатского края, поскольку там базируются Корякские Авиалинии (с нынешнего года объединены с Камчатскими Авиалиниями). Имеется аэродром с инфраструктурой для приема самолетов типа Як-40, Ан-26, Ан-72. Собственный авиапарк - по паре-тройке Ан-28 и Ми-8, как правило, в рабочем состоянии 1-2 машины. Тем не менее, они обслуживают весь камчатский север.


Сам поселок Корф с 30-х годов прошлого века гремел трудовыми успехами рыбоперерабатывающего комбината, но с 80-х годов стал потихоньку загибаться из-за оскудения рыбных ресурсов. В отличие от большинства камчатских береговых поселений, перестройка не так пагубно по нем прошлась, но в апреле 2006 г. там произошло землетрясение силой около 7 баллов. Наибольшие повреждения получил спортзал поселка. Обрушился один пролет перекрытия, образовались большие трещины в стенах и фундаментах на местах разломов. Жертв не было. Дома устояли, получив некоторые повреждения, образовались трещины в косе, на которой он стоит, да и сама коса маленько опустилась. По этой причине, при нагонных юго-восточных ветрах, вся коса вместе с поселком и аэродромом иногда стали подвергаться наводнению.


Не так чтобы уж сильно и топило (на первых этажах по щиколотки), тем не менее, волевым решением САМОГО главного по РФ, восстановление поселка признали нецелесообразным. Жителей (кто хотел) переселили в новопостроенный поселок на горе в Тиличиках (районный центр Олюторского р-на в 4 км от Корфа по прямой или 15 км по дороге вокруг косы). А кто не хотел, тем выдали жилищные сертификаты. Одним словом, Корф ныне пустой, но вокруг аэропорта жизнь есть - сам аэропорт, общежитие летного и обслуживающего персонала, парочка небольших частных гостиниц, магазин. Подробно описываю корфские условия, чтобы не слишком долго объяснять, почему мы туда поперлись в понедельник (при 4-х рейсах в неделю), когда вылет на с. Каменское только в пятницу (раз в неделю).


Каждый, кому приходилось хоть раз куда-то путешествовать с компанией и кучей груза, знает насколько бестолково и неуютно бывает на незнакомых перекладных пунктах, пока в конце-концов не доберешься до "своей" речки или тайги, где все начинает зависеть только от тебя. Но в Корфе у нас все было схвачено. Незаменимый ассистент и участник предыдущих командировок, а по совместительству водитель единственного аэропортовского 131-го ЗиЛа Александр Семенов, "забронировал" для нас свободную квартиру в летном общежитии.


В оставшееся до следующего перелета время прогрызли плешь начальнику авиаперевозк, чтобы при любом раскладе и количестве страждущих пассажиров нас затолкали в вертолет. Кроме этого Миша Жаравин, который дожидался нас в Каменском и который взял на себя обязательства по организации и обеспечению речной части экспедиции, не переставал удивлять сюрпризами по мобильнику.


За неделю до вылета (билеты были уже куплены) он на своей лодке попал в шторм в Пенжинской губе. В итоге разбил мотор Тохатсу-30, а лодка получила полутораметровую пробоину.
Съездил на гуся… Лодку восстановил, а мотор умер. И теперь, по ходу нашего приближения, усиленно искал запасные варианты, о которых каждый вечер докладывал.


Будь я помоложе, как Сергей, я бы, наверное, тоже очень из-за этого переживал, но в данной ситуации лично от меня уже мало что зависело, и я просто наслаждался возможностью тупого отдыха на диване с книжкой после буйного сезона.


К моменту вылета в Каменское стало очевидным, что нужно брать наш мотор (Ямаху-30), которая уже лет пять, как была "прописана" в Корфе и находилась на ответственном хранении у Саши Семенова.


В КАМИЕНСКОМ


01 октября (как и указано в билетах !!!) прибыли в районный центр Пенжинского р-на с. Каменское (711 жителей). Пенжинский р-н занимает площадь 116 700 кв. км (почти четверть территории Камчатского края); на которой проживают лишь 2600 жителей. Фотографии райцентра не прилагаю (чтобы не пугать вас на ночь), тем не менее, окрестности не лишены сурового величия.


На вертолетной площадке нас уже заждался Миша, который, злоупотребляя бывшим служебным положением, подрядил для перевозки "воронок" с начальником районной тюрьмы. Разместились в Мишиной квартире. В отличие от Корфа, в Каменском с постоем напряженно - гостиница всего на 5 персон. В отношении остального, все как положено - банк, почта, телеграф, администрация, магазины в наличии.
Цены здесь не кусаются - они загрызают насмерть. По сравнению с Петропавловском, все "вкуснее" как минимум в два раза.


Пока не разместились и не пристроили снаряжение в Мишиной теплице, как-то уже попугивались задавать Мише вопросы насчет грядущего отплытия. А Миша, как истинно гостеприимный хозяин, тоже не торопился, с места в карьер, грузить нас очередным прожектом. В конце-концов, отведав вкусного борща с деликатесом из запеченной в духовке белой рыбы и укрепив нервную систему добрым глотком разбавленного «кофе», отважились и поинтересовались...


Миша, спокойно и невозмутимо тему раскрыл. Та баржа, на которой он предполагал добраться до Слаутного с одной лодкой на буксире, ушла вчера. Другая баржа с неисправностями. Когда починят - неизвестно. Но он уже договорился с приятелем из Манил (60 км вниз по течению), который со свом емким вельботом составит нам компанию и завтра к обеду будет ждать у пирса. Осталось только созвониться и уточнить детали. К сожалению, мобильник приятеля был вне зоны доступа вплоть до нашего возвращения. Тогда Миша сказал: "Ну, раз такое дело, то завтра я подлатаю свою старую Казанку и попрошу у соседа "свой" Вихрь, который продал ему полгода назад".


Самое удивительное, что все так и произошло. Сосед привез Вихрь и запасные винты. Осмотрев лежащую во дворе Казанку, Миша все видимые отверстия расковырял отверткой и заглушил болтами с гайкой. Разбодяжили и разлили по канистрам бензин (литров по 80 на лодку) и к 11 часам все тот же "воронок" подбросил нас на пирс.


Жена и Мишины приятели, когда узнали, что он пойдет на реку Черную с Вихрем, смотрели на него как на смертника. Шуточное ли дело - на "вторсырье", перед шугой, 250 км в один конец… Но Миша был невозмутим. Мотор родной, собственноручно пересыпанный неоднократно. К тому же в комплектации с мотором был мешок запчастей (такого же веса и объема), в котором, надо полагать, половина были шпонки.


И тем не менее... Пока в течение часа мы снаряжали лодки и грузили снаряжение, на лодке по соседству довольно крепкого виду мужичок остервенело пытался завести свой Вихрь. Мотор таки не ему не сдался и мужик в ступоре смотрел на него с ненавистью.


Наши же лодочные табуны, к всеобщему облегчению (изумлению), взревели почти одновременно. Пока прогревали моторы, убитый горем мужик дал нам бутылку водки и попросил передать своим приятелям, которые, пожалуй, крепко заждались ее в 30 км выше по течению.


Мише, на Казанку с Вихрем, затолкали 2/3 груза, а мы втроем, с оставшейся третью снаряжения, плюс по 80 литров бензина, оседлали Оку с Ямахой.
И вот, в конце-концов, наши лодки на малых оборотах отошли от пирса. Меня терзали смутные сомнения - выйдет ли все "это" на редан...?

Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/12/08/1092