Может быть чрезмерной...

Анатолий Шуклецов
Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова. Пытаемся их заменить, и только портим, настолько они были уместны. Это знак, что всё надо оставить как есть. Пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порою повторение – не порок, ибо единого правила тут не существует. Блез Паскаль. // Без повторений нет глубины. Григорий Ландау. // Лев Толстой нередко повторял зачин рассказа, если считал, что это начало очень важно в нравственном отношении. Стоит его повторить – всё равно однообразия, схожести не будет. // Бальзак – один из самых многословных писателей. Когда мне всё уже ясно, он ещё на нескольких страницах это мне растолковывает. Но умница!.. Ярослав Голованов. // Лаконизм похвален, но мало информативен. Жена спросила мужа, о чём проповедовал священник? «О грехе». И что говорил? «Он был против». Короче не скажешь, да я не завидую миссис. // Ошибкой, противоположной избыточности, является неполнота текста, непреднамеренный пропуск структурно необходимых слов. Пишущему кажется, что он излагает ясно, хотя важные элементы мысли не зафиксированы им на бумаге. При восприятии читателю трудно понять текст, ибо смысловые связи прерваны. В разговорной речи, благодаря визуальному контакту, многое действительно не требует вербального закрепления, ясно без слов. Малоопытный писатель переносит навыки устной речи на процесс письма, предполагающий более полное, развёрнутое выражение мысли. Бениамин Мучник. // Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку. Блез Паскаль. // …речевая недостаточность. Английская писательница Айрис Мердок обвинила Хемингуэя в излишней «сухости» текста. Ясности вредит излишняя краткость. Она хороша, если закончена, иначе это обрывки длиннот. // Если ясность речи не бывает чрезмерной, то краткость может быть и бывает чрезмерной. Сказываются неумение достаточно полно выразиться, неверное представление об информированности читателя, желание блеснуть афористичностью там, где требуется развернуть мысль. Бениамин Мучник. // И мне подумалось: пожалуй, некоторым «недостатком» творения «Песни и пляски смерти» Мусоргского является краткость. Во всём цикле всего четыре номера. Не набраться ли смелости продолжить его. Дмитрий Шостакович.