А ты по жизни по моей прошел курсивом. Часть 3

Ариадна-2
***

А СЛОВ-ТО ВСЕХ И В ПИСЬМА НЕ СОБРАТЬ

Рваным стоном в любовной песне
Горьким вздохом в бравурной арии,
Гордым флагом,  отставшим  от  армии,
Прорывалось к тебе моё сердце.   
                Из песни         
               
ОНА: 3 месяца мы не общались. Ты исчез без объяснений. Оказалось, что уехал в Куляб решать проблемы с квартирой, которую у тебя хотели отсудить,  и с женой.
      Я отыскала тебя и снова первая протянула руку: поздравила эсэмэской от себя и от Антона, тоже тебя потерявшего,  с годовщиной вывода. Ты сразу же позвонил, поблагодарил, сказал,  что любишь нас обоих, признался, что у тебя всё сложно.
      Так начался новый этап в нашем общении.

23.02.2011. СМС: С праздником, Сережа! Пусть все твои сложности поскорее разрешатся наилучшим образом. Ты сильный. Справишься! Но  за что ты так небрежно со мной? Даже не заметил? Или я дала повод? Сережа, милый, я не заслужила такого отношения! Не отвечай! Потом поговорим, если захочешь. Удачи! Семейного благополучия. Жму руку.

 5.03.2011.ОН: (накануне Прощеного воскресенья). СМС:  Прости,  Мариночка! Я о тебе всегда помню! Небрежность моя оттого, что никак в себе не разберусь. А сил очень мало осталось, как и времени.

 5.03.2011.ОНА. СМС: И ты меня прости, Сережа, за те неприятные ситуации, коих я была причиной. Не отчаивайся! Все наладится,  во всем разберешься. И все мы будем жить долго и счастливо недругам назло! Сережа,зиму пережили. Весна! Значит, силы будут!
Б е з м о л в н о: «Никак в себе не разберусь». Значит, общение со мной стало для тебя большой проблемой: ты не знал, как совместить в своей жизни двух женщин – мать твоего сына и  ... далекую звезду? От звезды - свет, тепло, понимание и любовь. От жены – чувство дома и семьи, которых ты был так долго лишен. Да, бывает, что из одного источника  мы не получаем всего, в чем нуждаемся.

      Ты сидел в Кулябе без работы, без денег, без пенсии,  на содержании у жены. К тому же на твою голову свалилась судебная тяжба за квартиру. Я тебе звонить не могла, но старалась поддерживать связь через эсэмэски и  Сеть.

Март, 2011. С днем рождения, мой дорогой!  «Дорогой» потому, что дорожу и потому, что наше общение нам обоим очень дорого достается. Давай же будем ценить то, что нам подарено. Кстати, это твои слова. Мне же показалось, что ты ради семейного благополучия (своего? моего?) снова готов наши отношения  принести в жертву. Твое право! Твой выбор!
      А вот я, в отличие от тебя,  не могу тобой пожертвовать и отказаться от общения с тобой ни за какие блага, потому что наши добрые и дружеские отношения, наши доверительные и, как мне казалось, искренние отношения, воспринимаю как ценность и очень этим дорожу. Потому что 20 лет хотела тебя найти, чтобы просто знать, как ты живешь. Вот нашла и готова многим рискнуть ради  возможности разговаривать с тобой хотя бы виртуально. Ну, что преступного в этом желании? Неужели это так трудно понять? Всем! Глупо и опрометчиво с моей стороны? Возможно! Но по-другому не могу! И остановить меня можешь только ты, если прямым текстом мне скажешь: «Марина, оставь меня, наконец,  в покое! Мне лучше и спокойнее, если тебя в моей жизни не будет!» Если тебе  так лучше, то, конечно,  оставлю ... Но скажи эти слова!
      Пересмотри свои письма, сообщения, открытки и,  надеюсь,  ты поймешь, что я чувствую и что думаю после всего, что слышала от тебя.  Всегда считала тебя человеком серьезным,  слов на ветер не бросающим и поэтому, как последняя идиотка,  купилась на слова, поверила,  что счастлив,  что дорожишь, что "Солнце и Весна",  что "единственная, которая", что не хочешь терять ... И что теперь?
      5 месяцев терпеливо жду от тебя внятного ответа на вопрос: будем ли мы общаться, и, если да, то каким образом и как часто, чтобы не навредить нашим близким. Ты не знаешь, что сказать? Ты не решил? Сколько еще ждать? Может быть, есть смысл посоветоваться со мной?
      Недавно песенку одну слушала. "Сказочка" называется. Там в  припеве - слова из одной сказки: "Не убивай меня! Я тебе еще пригожусь!" Не убивай меня, Сережа! Кто знает, как жизнь дальше сложится?! Не хочу крушения самой дорогой и красивой своей иллюзии! Впрочем, сама виновата: коли сочинила сказочку, то не надо было правду искать!
 
Б е з м о л в н о: Я тебе действительно еще пригожусь, как в сказке!
Напьешься из моих ладоней живой водицы, а потом руки эти, доверчиво протянутые, дающие, -  как воровке – отрубишь.
        Я не крала  твоего – я своё дарила. Безвозмездно!
       «Мне голос был», - писала А. Ахматова. И мне был. И не раз! Голос разума, а может, женской интуиции, который предсказывал, что однажды ты меня очень сильно обидишь. И тогда всё, конец связи!  Но подобно ахматовской лирической героине «руками я замкнула слух», чтобы не слышать «недостойные» речи. Как мотылек,  безрассудно и  неотвратимо  летела на пламя,  послав подальше чувство самосохранения, движимая только любовью.  А  потому  искала  и находила оправдание  твоим не очень симпатичным поступкам и пустым обещаниям, милосердно всё прощала и верила в то, что нужна.
   Да! Когда в 50 с хвостиком закрываешь глаза на очевидное и сохраняешь детскую наивность и доверчивость – это уже диагноз болезни, которая не лечится.



***

ОНА:  Ты позвонил, поблагодарил за поздравление с днем рождения, заверил меня, что не собираешься прекращать общение со мной, рассказал мне о своих судебных делах.  И позже держал в курсе всей этой истории.

      В апреле ты выиграл длящийся полгода суд!

Апрель 2011.ОН. СМС: Мариночка, я победил!

ОНА: Эсэмэски тебе показалось мало: распирали эмоции. Позвонил, рассказал, что только что закончилась судебная коллегия. Все разошлись, а ты сидишь, ноги ватные.  Переволновался, так  как  был без адвоката, защищался сам. Гора с плеч! Можно теперь оформлять документы и продавать квартиру в Кулябе. В конце разговора вдруг без всякой связи с темой обсуждения произнес: «Очень люблю тебя».
      Онемела от неожиданности, потому что больше не надеялась услышать от тебя подобные  признания и даже придумала ответ на случай, если когда-нибудь еще  эти слова невзначай мне скажешь: «Неправда! Не  любишь. Это я …  тебя!» А тут растерялась, забыла подготовленную речь... Смешно! Ты, видимо, подумал, что не расслышала, повторил: "Очень люблю тебя!"  Так твердо! Так настойчиво!  Хотел, чтобы я услышала? Зачем? Что это? Благодарность?
       На Пасху получила от тебя СМС с поздравлением. В Кулябе было 6 утра! Проснулся и  сразу обо мне вспомнил?

      Летом 2011 г. между нами возник период небывалой душевной близости и открытости. Ты разбирался в отношениях с женой. Ты не мог потерять эту семью и сына. Тебе было больно и плохо. Ты делился со мной своими переживаниями, искал решение. Ты признавался, что я единственный человек, с кем ты можешь говорить о своих сомнениях, чувствах, кто может понять тебя, кому есть до тебя дело.

Июнь 2011.ОН:  Сегодня закончил документы оформлять. Теперь только продать осталось ... А сыночек  нас обоих ждёт! Прямо не знаю, что делать. Плюнуть на себя и ради него жить дальше?! С ума схожу. Так тяжело, принять окончательное решение не могу. Ведь ему (сыночку моему) наплевать на мои переживания! Ему нужны и мама, и папа!... Вот так вот. Мариночка, как только успокоюсь, обязательно позвоню. Мне самому уже надоело, что звоню тебе и всё ною, и ною... Прости.

ОНА: Понимаю твою ситуацию. Очень сложная и болезненная. Не берусь ничего советовать. Я тебе не советчик в этом вопросе. Только кажется мне, что ты из породы людей, которые имеют склонность к самопожертвованию. Может, это и высоконравственно, только серьезные болячки от таких вещей можно заработать. Чуточку здорового эгоизма иногда не вредно иметь. И все-таки, если есть какой-то духовно близкий и опытный в житейских делах друг (мужского или женского пола), посоветуйся, хотя, конечно же, все равно тебе решать. По-разному в жизни бывает. Иногда и чудеса случаются, и безнадежно разбитая ваза склеивается, и люди меняются после пережитых испытаний. Во всяком случае, если есть обоюдное желание,  попытаться всё склеить можно. Но это, конечно, мои общие и абстрактные рассуждения! Сережа! А как Даша воспринимает ситуацию? Что решила она?

ОН: Я ее не понимаю!  Говорит, что хочет семью сохранить ... Но поступает так, что мне не понятно, как долго она собирается жить со мной...

ОНА: Получается, что вы оба хотите семью сохранить. Тогда можно попытаться найти какие-то точки соприкосновения, компромисс что ли ... А как долго? Что тут скажешь? А ты бы хотел, чтобы она поклялась в вечной любви и вечной верности? Никогда не надо клясться и клятв ждать. Жизнь может так все переиначить ... Брак ведь не кабала, а добровольный союз.

ОН: Конечно, ты как всегда, права. Я не жду клятв. Просто хочу понять, что на уме у человека.

ОНА: А что на уме у тебя?

ОН: Да, у меня одно на уме - Алеша!

ОНА: июнь 2011.  Здравствуй! А в твоих фотографиях тоже есть розы под снегом, как и у меня (речь о твоей афганской фотографии, мне подаренной в 1988 г. Мы оба разместили ее в «Одноклассниках»).  Дорожу этой фоткой. Она про нас с тобой. Это мы 20 лет назад расцвели и замерзли, как эти розы ... Печальная история. А время летит - не остановишь!
... С Дашей  не наладилось?

ОН:  Совсем разладилось.

ОНА: Почему, Сережа? В чем дело? Её раздражает ваша жизненная ситуация и твои косяки?

ОН: Мои косяки?

ОНА:  Ну, то, что ты сейчас без работы ... С квартирой проблемы ... Не понимаешь что ли?

ОН:  Это же фигня  по сравнению  с ...  Не могу жить, когда мне врут по поводу и без повода ... по мелочам и по крупному! Не верю я ей!

ОНА: Тогда это тяжелый случай. Боюсь, не лечится. Ты же говорил, что там было несерьезно.

ОН: А что значит - серьезно?

ОНА:  Серьезно - это когда любовь.

ОН: Ты считаешь, что когда не любовь - то можно и не страшно? Ну, подумаешь, разочек ... Прости!

ОНА:  Просто, нужно отпустить, когда любовь. А когда не любовь ... тут по-разному. Или терпеть и ждать, когда перебесится, или отпустить на все четыре стороны.

ОН: Это была не любовь - обычный блуд!  Да и не в этом теперь дело! В других вопросах врёт! Это проблема!

ОНА:  Я не знаю, любила ли она тебя ... Возможно,  думала, что любила. Но жизнь показала, видимо, что ЭТО у нее еще впереди. Она поняла, что могут быть другие варианты. А про ложь я не знаю, что сказать. Короче, думаю, все может быть более-менее терпимо до тех пор, пока она всерьез не полюбит. Вот тогда возникнет ситуация! 

ОН: Очень не хочется дожидаться ситуации. А в том, что она возникнет, сомнений нет. Вот и получается, что надо собраться и принять уже решение. Как-то жизнь бестолково прожил! Вроде бы,  и сделал в этой жизни что-то, вроде бы и добился чего-то, а на поверку - пшик. Ни семьи, ни успехов ... так, сплошная имитация! Хочу оставить ей эту квартиру и улететь в ближайшее время домой! Я здесь и сидел-то не из-за квартиры, в общем ... Там тоже дел по горло! Да и за сыночком истосковался! 

ОНА: Сережа! Рано еще итоги жизни подводить и крест на всем ставить. Итоги предварительные и вовсе не такие уж плачевные, как ты тут обрисовал. Нужно этот переломный период пережить и сделать выводы. А еще обязательно найти плюсы в ситуации. Вот так! Ты сильный человечек и настоящий мужик. Справишься!
      Но, если ты все же хочешь надеяться, и она тебе дорога, и любовь не умерла, оставь и ей шанс хорошенько подумать, все взвесить. Правда, уже год, как вся эта история тянется. Но, может, года мало? А если один пепел и ничего больше ... то,  что ж? Господи, Сережа!  Ну, какой из меня советчик!?


***

ТЫ МНЕ СНИШЬСЯ ПОД УТРО


      Снилась какая-то большая комната... Какие-то  кровати ... Какие-то люди... Общий разговор...Общежитие? Больничная палата? Палата №6! На кровати напротив меня сидел ты и, кусая губы,отворачиваясь смущенно от людей, пытался скрыть слезы. Но они предательски блестели в глазах! Никто этого не замечал. Лишь одна я  видела и знала, почему ты плачешь!


***

 Июль 2011.ОН: Доброе утро! 

ОНА:  Здравствуй, Сережа! Как ты?  Тебе удобно разговаривать сейчас?

ОН:  Ты не поверишь - хреново! Да, так хреново, аж зубы сводит! Вчера выяснил, что ещё 5 лет назад, во время учёбы в Волгограде (была там 3 месяца!) она ещё с одним "любовь" крутила  по полной программе. А теперь он к ней во сне приходит. Во как! Называет его ласково так - Сашенька. Пишет, что помнит всё! И на прощание  поцелуи шлёт! Как жить?
 
ОНА: Сережа, всё понятно! Не нагулялась девочка, замуж рано выскочила...

ОН:   Она за всю нашу жизнь не подарила и десятой доли того, что я сейчас обнаружил. Я не получил от неё тепла, нежности, ласки ... Она всегда это объясняла тем, что не может дать этого. У неё, видите ли, такой характер! А сейчас, оказалось, что всё она может и хочет! Только не мне...

ОНА:   Ну, так я и думала, что не тебе! Ты хотел узнать, есть ли плюсы в твоей ситуации?
 Вот он, плюс, плюсище! Ты знаешь правду! Теперь тебе нужно решить, что с этой правдой делать. Если ты согласен терпеть холодность и дальше ради формального сохранения семьи - одно решение. Если тебя это не устраивает - другое.

ОН:  Не успеваю поделиться с тобой мыслью, а ты её уже выдаёшь.
 
ОНА:  Можно я тебе коварный вопрос задам?

ОН:  Можно! Задавай!

ОНА:  А ты сам в 1989 г. покаялся перед Зоей (первой женой) или все шито-крыто?

ОН:  Я недавно покаялся! Грешен!

ОНА:  Перед ней покаялся или перед собой?

ОН:  Перед собой уже давно!

ОНА:  Закон бумеранга. Ты понял? А я Сережа, хотя тоже виновата перед ней, но не жалею, что ты в моей жизни был,  и рада, что сейчас есть.  Никогда не думала, что так будет со мной. Оказалось, что у меня есть глубокая заначка. Вот я ее достала и трачу, трачу ... Зачем беречь? И не жалко ни души, ни времени. Очень смешная история.
      Нечего сказать, да? Не бери в голову! А себя возьми в руки и постарайся воспринять открытие про Дашу философски, как еще  один жизненный урок. И займись разбором завалов.    Понимаю, что гадко чувствовать себя обманутым, но это можно пережить. Ты ведь не такое еще переживал! Не раскисай только! Делом займись, сыном займись. Время и работа лечат! На мое доброе к тебе отношение и на поддержку можешь рассчитывать без стеснения и без сомнений. Меня не убудет! Лады?

Б е з м о л в н о: Конечно, меня не убудет. Но общение с тобой  всю душу наизнанку вывернуло. Как же трудно быть просто другом, когда из каждой клеточки души рвется любовь!

      А ты мне сегодня приснился! Ёлки зеленые!  Вот тебе, пожалуйста: "милый-дорогой", "крепко обнимаю, нежно целую", "помню всё" и т.д. и т.п. Закон зеркала, Сережа! Или ты считаешь, что в нашем общении не то и не так? А что и как? Ах, на сковородку меня за это! Но на той сковородке нас двое будет, чему очень рада, потому что мне с тобой там будет не страшно.

Б е з м о л в н о: О, как я испытывала судьбу,  ходила по лезвию бритвы, проверяла на прочность свою и твою совесть, подталкивала тебя к страшному для меня решению! Но с собственной патологической честностью ничего поделать не могла!

Август 2011.ОНА:   Прости меня! Прости, что не на ту тональность съехала! Ты меня на место ставь, только не молчи, ладно? Ты же знаешь, что я к тебе очень хорошо отношусь.

ОН:  Привет! Ты права, твоя тональность меня добила ... Но это ничего! Я справлюсь. И ты знаешь, что и я к тебе очень  хорошо отношусь. И не обижаюсь вовсе на тебя! За что? За то, что показала мне зеркало! За то, что увидел, как сам жил! За то, что понял, наконец, что нельзя безнаказанно обманывать,  предавать ... Я очень тебе благодарен за это! Непросто с этим жить. Но ведь жизнь-то свою сам строил! Спасибо! Искренне!

ОНА: А я молилась за тебя! Знаешь как? Зимой и весной я молилась, чтобы тебе дали силы. А сейчас молилась, чтобы сделали так, как тебе лучше. Сережа! Может быть, они уже делают, а мы не видим? Помнишь, я рассказывала, как умирала моя мама? В критический момент я молилась, чтобы облегчили ее муки. А  ее забрали! Значит, так было лучше! Вот только беда, что я человек  нерелигиозный и нераскаявшаяся грешница. Услышат ли?
 
ОН:  Я чувствую твою поддержку! Правда! Я сейчас поддержку только от тебя и получаю! Только разговоры с тобой позволяют сейчас трезво мыслить и оценивать происходящее. Просто тяжело осознавать, что во всём, что с тобой происходит в жизни, только твоя вина! Живи иначе и жизнь иная будет! А по поводу грешников очень всё хорошо в Библии прописано... Не думай, что в этом мире есть люди без греха! Только кто-то умеет прощать и каяться, а кто-то нет. А кто знает, что такое настоящее раскаяние?

ОНА: Действительно, Сережа, чтобы идти дальше, нужно честно и бескомпромиссно расставить все точки над «и». Только тогда от груза освободишься. Мне так кажется.
... А со мной у тебя что было?

ОН:   А что с тобой было? Это, наверное, то же, что было с Дашей  в Волгограде ... Ты мне очень понравилась, но я был не свободен...

ОНА:  А я, когда поняла, что ты для меня значишь, хотела с тобой всей жизни... И готова была на любую роль, только бы где-то рядом... 
 
ОН: Знаешь, я тогда очень хотел быть с тобой, но всё время вспоминал о детях! А когда узнал, что ты замуж вышла ... решил, что не имею права мешать твоей жизни! И перестал искать тебя! Не понимал тогда я жизнь совсем ... Да, что там, не понимал, - не знал совсем.

ОНА: А ты разве искал меня? Меня было так легко найти! 
 
ОН: Я же тебя нашел, но не мог с тобой пообщаться, если ты помнишь...

ОНА: По поводу того нашего несостоявшегося общения скажу, что плохо хотел. Вот и все!
Мне кажется, ты не на то внимание обращаешь в истории с Дашей. Для тебя именно факт измены важен. А дело-то не в этом!

ОН: А в чём, по-твоему, дело?

ОНА: Она замуж за тебя вышла по необходимости?

ОН: Да, куда ни кинь - всюду клин! Сейчас не могу ответить. Не понимаю. Если ты думаешь о ребёнке, он появился после бракосочетания.

ОНА:   Да, я о ребенке.  Ей, несомненно,  льстило, что в нее влюбился взрослый, опытный, успешный (в карьерном смысле) мужик. Внимание. Забота. Устроенный быт. Материальное благополучие. Все нормально!  Может, и думала, что любила. Но любовь - это  труд  души. Не справилась!

ОН:  И снова ты озвучиваешь мою мысль! Ничего этого она не смогла, а причина одна - нет любви! Всё остальное - оправдание. Я не думаю, что теперь она меня полюбит! Но Алеша! Что с ним будет? Я уже однажды из-за детей понадеялся на то, что всё смогу ...  Я  думал, что жить надо ради детей, как наши родители жили. У моих родителей я никогда не наблюдал хоть каких-то чувств. И они не скрывали, что живут ради нас. Сейчас так не получается ...
 
ОНА: Да, Сережа! И мои родители так же жили. И мама (были у нее такие моменты) признавалась, что жизнь не удалась. О других возможностях вспоминала. Вот теперь мы будем вспоминать  о других возможностях. И нервные срывы у мамы были. Да, что там говорить!  Сейчас люди свободнее в своих решениях. И хотя институт семьи разваливается, но есть, видимо, в этом и плюс: внутренняя свобода. Правда, есть у нее и оборотная сторона. Но это уже философия ...

ОН: Мариночка! Спасибо огромное! Я очень на многие вещи, после общения с тобой, смотрю иначе. Мне легче становится, хотя твоя прямота заставляет потеть! Если бы не ты, даже не знаю, как бы я со всем этим справился!

ОНА: Знаешь, а я исповедую такую философию: быть верным себе (не кому-то, а себе), своим чувствам, принципам, душевным порывам. Тогда будешь жить в гармонии с собой. А рядом с гармоничным человеком и другим неплохо будет.

ОН:  А я не знаю, как стать гармоничным человеком.

ОНА (б е з м о л в н о): Совестливый и верующий человек, ты думал о раскаянии. А я упорствовала в грехе, потому что  свою любовь к тебе грехом не считала. Напротив,  была уверена, что сам Господь послал мне тебя.
      Как часто мы изменяем самим себе, живем не с теми, крадем своих спутников жизни у тех, кому они действительно предназначены. Цепная реакция воровства! Как верно об этом  Е. Евтушенко написал: «Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть»! Какое же мужество требуется, какая внутренняя свобода и  какая сила любви, чтобы нарушить «чужих людей соединённость и разобщённость близких душ!» Ничего этого у нас с тобой не оказалось!
      Вот сижу, пишу эту  свою исповедь, а покаяния нет - только сожаление, досада  и боль оттого, что не сумели мы исполнить предназначение свыше и удержать нить наших отношений. Нам Господь дважды давал шанс.  А мы?!



***

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!

- Хочешь  с ним увидеться?
- Хочу!
- Поезжай, я дам тебе денег.
- Ему сейчас не до меня!
     Из диалога с мужем

      Ты боролся за сохранение семьи. В твоих песнях меня не стало (Я это заметила!).  Там была твоя боль и отчаяние: «Уходи красиво и живи счастливо!», «Забыл, забыл, запах твоих волос!»
      Когда мы вновь начали с тобой общаться, и у тебя появился Интернет,  ты опять стал слушать мою музыку:  ту же С. Копылову, В. Третьякова, В. Высоцкого, Ю. Антонова. Мы говорили о законе зеркала, о том, что наши личные нравственные ситуации (твоя  - с женой, моя – с мужем) отражаются зеркально. И я отправила тебе «Зеркало» Юрия Антонова.    Впрочем, не только поэтому. Я хотела сказать, что нужно видеть главное в наших отношениях и этим главным  дорожить.
Гляжусь в тебя как в зеркало
до головокружения,
И вижу в нем любовь мою,
и думаю о ней.
Давай не видеть мелкого
в зеркальном отражении,
Любовь бывает долгою,
а жизнь еще длинней.
Мне казалось, что суть наших с тобой  отношений ничто не может изменить. Неужели ошиблась?

***
А СЛОВ-ТО ВСЕХ И В ПИСЬМА НЕ СОБРАТЬ

Никто в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть,
Как сами себе верны.
          М. Цветаева    

Август 2011.ОНА:   Знаешь, что я поняла? Что ни ты, ни я своевременно не сделали каких-то нужных выводов, поэтому жизнь тычет носом в схожие ситуации. Учит.   23 года назад тебя поставили перед выбором между долгом перед детьми и семьей и желанием и чувствами(возможно). Ты выбрал первое. Сейчас та же ситуация. Долг перед сыном, близкими или желание мужского счастья. А ты на ерунду внимание обращаешь, а главное не хочешь осмыслить.

ОН:  Да-да, именно! Я за эти дни понял, что со мной всё это происходит потому, что когда ты говоришь, что хочешь всё серьёзно, честно, порядочно... а потом скатываешься в болото... вот и получаешь рикошетом свои же грехи. Не могу связно сейчас говорить. Но за эти дни мне как-то легче стало, успокоился, нет уже острой боли. А оправдываться тем, что была война, была другая жизнь... нечестно! Просто был молодой, тупой, наглый ... и самовлюблённый (ну, в каком-то смысле!)

ОНА:  Рада, что стало тебе легче. Ну, не был ты ни тупым, ни наглым, ни самовлюбленным! Не наговаривай на себя. Я тебя таким не знала.

Б е з м о л в н о: Скажи, Сереженька, это я  - твое болото, в которое скатываешься,  и с которым ты отчаянно борешься? Это я  - твое искушение, твой соблазн? Соблазн не тела – души? Может, когда-то и было тело (не знаю!), а сейчас  на расстоянии в тысячи километров – только душа.  А. Вознесенский как-то написал: «Человек не в загадке плазмы, а в загадке соблазна». Наши соблазны открывают нам нашу человеческую суть, наши истинные потребности.  Твоя потребность в любви, в тепле, в понимании, в уважении  затягивает тебя в болото наших отношений. Ты сейчас со своим духовным естеством борешься. Разве не так?  И снова выберешь  долг,  и снова себя победишь, укротишь, растопчешь, Стойкий оловянный солдатик! Неужели компромисс между чувством и долгом невозможен? Неужели непременно нужно себя ломать?

***

 Август 2011.ОНА: Привет! Хочу спросить, понял ли ты, зачем нас  с тобой вторично судьба свела? Мне кажется, до меня дошло. Впрочем, относительно себя я еще 2 года назад догадалась. А вот о тебе думаю так. Чтобы ты свежим глазом взглянул на свою жизнь, переоценил, переосмыслил и сделал выводы новые и непривычные, и совершил поступки не как всегда. А что из этого выйдет - не знаю. Это область твоей свободы. Но очень хочу быть тебе нужной не только сейчас. Вот и все! А что понял ты?

ОН: Буду откровенен предельно! Единственное, что мне мешает сейчас, так это то, что я прекрасно понимаю, в каком положении оказывается Миша в этой ситуации! А я не хочу и не могу причинять ему эту боль! И от общения с тобой отказаться не могу! Вот причина моего поведения... Да, без тебя я бы не принял тех решений, не смог бы так взглянуть на происходящее, как это произошло. И очень тебе за это благодарен! 

ОНА: Про все твои не хочу и не могу я давно поняла. А от общения со мной и незачем отказываться, если не хочешь. Ведь это всего лишь общение! А остальное - мои проблемы.  Боюсь спрашивать про личную жизнь...

ОН:  А что бояться?  Наверное, начинаю жить, как все люди ... Главное -  ничего не помнить,ничего не видеть и ничего не чувствовать.

ОНА: Значит, ты решил оставить всё, как есть? Я правильно поняла?

ОН: Да, не знаю,  как иначе из этого выбраться.

ОНА:  Жизнь покажет! Сам же говорил. Может, вам обоим нужна была эта встряска? Для чего только? Что-то должно после всего этого измениться...

ОН:  Наверное, изменится.  Устал! Не хочу больше об этом.

ОНА:  Ладно! Не будем! Пока тебя нет, читаю притчи.  Потрясена! "Тех, кто любит, нужно убивать! Сразу". Вот так мы все и поступаем друг с другом с той лишь разницей, что не сразу убиваем, сначала помучаем человека как следует... Знаешь, когда в одном из писем ты назвал меня гуманисткой, ты был прав. Я действительно всегда старалась быть гуманисткой и никого не мучить напрасно. До 30 лет у меня ни с кем не было серьезных отношений (и не потому,  что уродина или синий чулок),  а потому, что, если видела, что человек не тот, продолжения не было. Зачем мозги пудрить напрасно? Вот так и жила! Впрочем, одного паренька (ой, двоих!) все-таки помучила (было дело) ... Спускала отношения на тормозах (твое словечко!) Не хватило мужества прямо сказать. Чувствую себя виноватой через 100 лет.

***

ЧАСЫ БЕГУТ НАОБОРОТ (1981, 2011)

      Не раз убеждалась,  что наши поступки бумерангом к нам же возвращаются. Вот пример. В 22 года я стала директором маленькой сельской школки (это мое «тёмное прошлое»). Ясное дело:  деревенские парни за версту обходили. К директрисе-то на хромой козе не подъедешь!  А Лешка, простой тракторист  да еще мой ученик-заочник, живущий по соседству, отважился-таки подойти, хотя и дышал в моем присутствии тоже через раз! Не хотелось парня обижать. Согласилась просто дружить. Ничего не обещала, надежды никакой не подавала, себя блюла, так как  точно знала, что это не мой человек, герой не моего романа. Но  из гуманных соображений не сказала сразу  категоричное «нет», а трусливо дожидалась своего отъезда, который, естественно, должен был поставить  точку.   Короче,  честности и смелости прямо сказать о своих истинных намерениях и чувствах у меня не хватило. А  у парня  и чувства, и  намерения оказались серьезными! 
  Сейчас  поняла, как жесток был мой  гуманизм. Поняла,  когда почти так же  «гуманно» со мной поступил ты. На тормозах! Дважды! Это через тебя  тот мой  бумеранг вернулся и дважды по башке шарахнул. Видимо,  с первого раза я урок не усвоила.
        Хотела того парня из деревни отыскать в Сети и прощения попросить за свою  непреднамеренную, глупую молодую жестокость. А его, оказалось,  уже и в живых-то нет: умер от рака в 1987 г. в  27 лет. Не у кого теперь прощения просить…
        И знаешь, что удивительно?  Недавно узнала, что детей старшего брата  Лешки назвали нашими именами: дочку  - Мариной, а сына, родившегося уже после смерти Леши, - Алексеем...
        А он так и не женился. Рассказали, что  меня любил ... Всю свою короткую жизнь ... Оказалось, что моя скромная персона для кого-то  очень много значила! А для меня это был всего-навсего незначительный  эпизод ...
        Вот как всё аукается! Ничто никуда не исчезает. Всё, что произошло с нами, где-то  существует и время от времени себя обнаруживает. И по башке нас наши прошлые поступки бьют! Не об этом ли в «Солярисе» С. Лема? Надо перечитать.
        Вот  и к тебе твои бумеранги  вернулись через жену...  Ведь рано или поздно с нами кто-то поступит так же, как мы поступили с другими когда-то.

***

А СЛОВ-ТО ВСЕХ И В ПИСЬМА НЕ СОБРАТЬ

... за секунду от пули.
                А. Вознесенский

28.08.2011.ОНА:  Сережа! В чем дело? Я получила сообщение от Даши. 

ОН:  Доброе утро! А что она тебе написала? Она ночью сидела в «Одноклассниках»... Накануне мы снова поссорились.

ОНА:  Она просто написала "здравствуйте"! Из-за чего вы поссорились? Сережа! Как такое могло произойти?

ОН:  Как обычно ... Она всё время оправдывается тем, что я с тобой до сих пор общаюсь ...  Ну, наверное,  ревнует.

ОНА:  Наверное. Перестань со мной общаться.

ОН:  Вас же, женщин, разве поймёшь! 

ОНА:  Это не смешно, Сережа.

ОН:  Зачем? Если Мише  наше общение не мешает - остальное не имеет значение. А мне и не смешно.

ОНА:  Мише мешает, конечно. Он просто смирился. Сам тоже с кем-то, возможно, общается. Я не лезу. Его право! Я Мише сразу сказала, что  с тобой общаться буду. Так вы поссорились из-за меня что ли?

ОН: Да, нет, Марина, не из-за тебя, конечно ... Она потребовала, чтоб я показал,  с кем общаюсь ... Ну, и тебя вспомнила. Я ведь тоже не скрываю нашего общения.

ОНА:  Значит, просто, ей нужен был аргумент в защиту. Вот и нашла! Так что мне ей ответить? Поздороваться? Что она про меня знает?

ОН:  Думаю, что не надо ничего отвечать ... Она выстраивает свою защиту, хочет в моём поведении найти оправдание своим поступкам. Она знает, как и где мы познакомились ... Оставь без ответа, пожалуйста. Не надо обострять и без того очень острую ситуацию.

ОН:  Хорошо. Разбирайся сам.

***

ОНА  (б е з м о л в н о): Вечером  29.08.2011 обнаружила, что ты внес меня в «черный список» в «Одноклассниках». Как будто по лицу наотмашь ударили! За что?
Заехали в гости родственники, а я никакая. Сердце колотится,  руки дрожат, ничего не воспринимаю. Сказалась больной. Зачем ты так? Разве нельзя было прямо сказать: «Марина, моя семейная ситуация такова, что мы не можем больше общаться»? Это было бы больно, но честно, по-мужски. А получилось так подленько, так исподтишка.  Не ожидала от тебя. Потребовала объяснений.
      С мужем вновь возникла напряжёнка  в отношениях. Он всегда  очень остро реагировал на моё состояние, связанное с нашей перепиской. Попросила его: «Мне очень плохо сейчас. Не делай мне, пожалуйста, больно. Я не выдержу!» Миша добрый, благородный … Я виновата перед ним...
 
Сентябрь  2011.ОН:  Марина! Я очень ценю твою поддержку и помощь, и никогда не забуду этого. Но наше общение причиняет боль, а этого нельзя допускать! Прости! Обязательно напишу тебе в ближайшее время. Просто пока не понимаю, как тебе объяснить свой поступок. Это был эмоциональный всплеск. Я чувствовал и понимал, как относится к этому Миша ... Мне тоже очень нужно общение с тобой ... но не такой ценой. Поверь, мне непросто было такое решение принять, и тоже больно от этого не меньше,  чем тебе.

 ОНА (б е з м о л в н о): Ах, Сережа, Сережа! Меньше! Когда тебе было  плохо, рядом  была  я.  Когда плохо мне -  никого, кроме этого  пустого белого  листа.

ОНА :  Милый, дорогой, любимый Сережа! Ну, вот и закончился «второй том» моей повести.  О чем он?
      О том, как я полюбила тебя 23 года назад и не сумела стереть из памяти, потому что ты был тот,  мой.  О том, что я обнаружила в своей душе «заначку», так ни на кого и не потраченную, потому что  она  тебе была предназначена. И,  спохватившись, что жизни немного осталось,  я решила ее,  эту «заначку», потратить, не жалея ни души, ни времени, ни собственного семейного благополучия. И у меня получилось! Я душой своей к твоей душе подошла очень близко и хоть чуточку согрела тебя в трудную минуту.
      Эта история о том, как ты  дважды принес меня в жертву этому кровожадному монстру, который зовется «семейное благополучие». Да, ты по-другому не мог! Ты всю жизнь мечтал о крепкой семье, а я  - о взаимной любви (семья подразумевается). Ничего не получилось у обоих! Впрочем, у тебя, может, еще получится.
      Эта история о том, как ты трижды отрекся.
Первый раз  в Т*** – от своих чувств. Возможно, они действительно были, но, видимо, не очень сильные.
Второй раз  год назад – от своих слов. Они были! Я их слышала! Я их читала! Я тебя слегка выручила тогда, подсказав, что слова эти означают всего-навсего «спасибо». А ты согласился! Но зачем в нынешнем апреле   ты их снова дважды повторил? Кто тебя за язык тянул! А я, идиотка, так счастлива была их слышать, так хотела (грех-то какой!), хотя прекрасно понимала, что отречешься.
И вот третий раз! Ты отказался от моей дружбы!  Знал бы ты, как нелегко мне было блюсти дружеский нейтралитет! Но, видит Бог, я очень старалась. А когда переходила грань, просила тебя быть великодушным и прощать меня. И ты был великодушным, потому что (верю) дорожил нашими отношениями, и я была нужна тебе.
      Ты вынужден выбрать то, что тебе важнее, ценнее. Это,  конечно, семья! И вновь ты правильно поступил, но как же больно и обидно!
      Произошло то, что должно было произойти! Я это предчувствовала! 
      Не знаю, ЧТО теперь...  Наверное, нужно раздружиться ...

***

ОНА: Агония наших отношений длилась полгода. Ты еще изредка звонил. Я еще писала.
      Ты продал квартиру в Таджикистане и вернулся с женой в Щёлково. По возвращении связался со мной. Мы долго обсуждали твою ситуацию. Ты рассказал, что Даша в Кулябе сделала шаг к примирению,  пригласила тебя в ресторан, признавалась в любви, говорила о желании сохранить семью. "Я к ней ничего не чувствую, но она слабая, пропадет без меня, сопьется",- приоткрыл ты тайну своих  отношений с женой.
      Она и правда окажется слабой, если спустя несколько месяцев, отвечая на мою попытку снять с тебя подозрения в измене, напишет мне совершенно хамское письмо. Хамство  -  признак слабости. Но против хамства нет приема. Только сдержанное молчание.
Вспомнится ахматовское:
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...
      Всё это произойдет позже. А сейчас ты сообщил о своем решении до конца дней быть с Дашей ради Алёши, говорил о своей ответственности за судьбу сына, жены, даже тещи, которая живет с вами...Что я могла сказать?  Это был твой выбор, выстраданный годами  не очень счастливой жизни и одиночества.
  Ты рассказал, что жена интересовалась, как я отнеслась к "черному списку" (Видимо,  и она своих двух друзей-мужчин  в "черный список" поместила. Предполагаю, что   такими  варварскими  по отношению ко всем нам, третьим лицам,  были условия вашего примирения). "Марина обиделась", - ответил ты. – "Ну, так убери  её из «черного списка!" - предложила жена. "Ну, так убери!" - хотелось крикнуть мне. Не убрал!

      В ноябре ты замолчал. Мои вопросы о перспективах нашего дальнейшего общения оставались без ответа. Сценарий напоминал афганский. Это уже превращалось в докучную сказку  с многократно повторяющимся сюжетом  на тему "У попа была собака, он ее любил..."

Декабрь  2011: Сережа, здравствуй! Не можешь черкнуть мне пару слов или не хочешь? Думаю, не хочешь. Думаю, что  ты снова решил наши отношения на тормозах спустить.  Я правильно истолковываю твое молчание или неправильно? Никак в толк не возьму, почему я оказалась заложницей твоих отношений с женой. Обменял ты меня, Сережа, на двух Дашиных друзей. Какая честь -  одна двоих стою! Но стоит ли Даша того, чтобы ты так с собой и со мной поступил? Впрочем,  тебе виднее. Наверное, стоит!  Только хотелось бы, чтобы на этот раз твоя жертва не была напрасной и принесла твоей семье (и тебе лично) благо.
      Не оскорбляй меня откровенным пренебрежением, не мучай неопределенностью. Давай расставим все точки над "и".

***

      Поздравив меня по телефону с Новым годом и пообещав позвонить, ты снова замолчал. Мои приветы и сообщения в «Моем мире»  игнорировал. Рискнула тебе позвонить – сброс!  Отчаяние было настолько сильным, что  я не ведала, что творила. 2 февраля отправила тебе бандеролью подарок из прошлого, ту самую книгу, которую намеревалась подарить в 1988 г. Это знак конца! Но  в глубине души все еще теплилась надежда  на чудо, все еще  наивно ждала от тебя весточки в наши «афганские дни». Срок принятия окончательного  решения наметила на 15 февраля.

***

ТЫ МНЕ СНИШЬСЯ ПОД УТРО

      Снится, что иду из библиотеки домой, как всегда,  мимо школы. Вижу: стоит твой автомобиль. Долго стоит. С места не трогается. Сломался что ли? Остановилась. Смотрю.  Пытаюсь разглядеть тебя за темными стеклами, но не вижу! Открывается задняя дверь.  Твои жена, сын, теща выходят  и отправляются пешком. Значит, всерьез машина заглохла! Стою как вкопанная, смотрю. Где же ты?! Вдруг опускается стекло задней дверцы - ты!  Ты смотришь на меня и почти кричишь (нотки отчаяния в голосе): «Мариночка! Ну, что же ты стоишь? Всё!»
      «Марина! Всё!» - именно так  ты мне и скажешь 4 марта 2012 г.

***
А СЛОВ-ТО ВСЕХ И В ПИСЬМА НЕ СОБРАТЬ

Живую нить мы отпустили сами.
Нас больше нет...И будем ли потом?               
                Т. Белокурова

15.02.2012.ОНА:     Дорогой мой однополчанин! С годовщиной вывода тебя! Виртуально и в последний раз  жму твою мужественную руку в дни твоих афганских воспоминаний ... И моих ...
      Не скрою,  ждала  хоть какое-нибудь словечко от тебя 12 февраля и сегодня. Хоть полсловечка! Ждала чуда,  надеялась, что ты все-таки не захочешь меня потерять и предпримешь какие-то шаги, скажешь какие-то слова...  Увы! Чудес не бывает! Ведь даже чудо нашей виртуальной встречи через 20 лет случилось не только потому, что высшие силы наколдовали, но и  потому, что я так захотела... Так что чудеса в очень большой степени зависят от нас самих!
        Не хотела  верить, что ты  можешь со мной так поступить, хотя "звоночки" были ... Наивно полагала, что если два  немолодых и неглупых человека  уважают друг друга и  дорожат  отношениями, то  проблемы  общения  должны решать вместе и открыто, а не единолично и тайком, прибегая к помощи "черных списков" и других технических примочек. Но, увы!
         Вечный сюжет:она ему -  нить, а он после всего ... тайком уплывает на корабле, даже не попрощавшись. Уплывает, потому что  у него  очень серьезные причины... Литература! Миф!  Но всё как в жизни!
         Так надеялась изменить этот вечный сюжет, подредактировать  сказку нашей жизни. Хотелось, чтоб герой не уплывал. Всего-навсего, чтоб не уплывал! Чтоб просто  был где-то в зоне доступа до конца дней! Не вышло! Ариадна.

***
4.03.2012.ОНА:   Ты позвонил с неизвестного мне номера (сменил симку). Говорили в присутствии жены. Я слышала ее крикливые реплики. Похоже, вы ссорились, и она требовала, чтобы ты при ней поставил точку в общении со мной. Ты сказал: «Марина! Всё!» Я заикнулась было про последнее письмо, которое намерена прислать. «Не надо!» - ответил ты.

Б е з м о л в н о:
ТЕЗЕЙ:   Но хоть слово промолвить
         Дай: не к трусу влеклась!
ВАКХ:    Час любовных помолвок
         Был. — Отплытия час.
ТЕЗЕЙ:   Но в глазах ее — чаны
         Слез в двусветную рань! —
         Я предателем встану!
ВАКХ:    Да. Предателем — кань!
                (М. Цветаева. «Ариадна»)   
   
***

 7.03.2012.ОНА (через Антона): Сережа! Ты опоздал!   Твой   звонок в воскресенье был уже не нужен. Я  все  решила без тебя  ещё  15 февраля, о чем тебе дала   знать.  Разве  ты  не  понял  или не  читал мое письмо?  Сколько  раз  просила   тебя  прямо  и  честно  сказать  о  своем решении?! А ты все медлил и отмалчивался.  «Черный  список»  и упорное  молчание – малодушный  и оскорбительный способ решать  проблемы  общения.  Разве другого  способа  не  было, достойного, цивилизованного, доброго?
      Что  она  с  тобой сделала,  Сережа?  Ты  перестаешь  быть  мужчиной,  которого всегда  в тебе  ценила. Обидно за  тебя!  Ломаешь  себя,  прогибаешься  под обстоятельства, приспосабливаешься,  а  жизнь все  равно  бьет... Не боишься себя потерять? В одной книге недавно прочла: «Если для того чтобы быть с любимым человеком, нужно отказаться от самого себя, отношения обречены». Разве не так?
      Прощай!  В тысячный раз прости меня за все перегибы  и крайности, за то, что зацепила больно!  Взаимно! Но  давай  будем помнить только хорошее!      И если  когда-нибудь в далеком  будущем  с  тобой, не  дай  Бог,  что-нибудь случится,  устрой,  пожалуйста,  так,  чтобы  мне стало  известно. Хорошо?
      9  марта  ровно  3  года... Помянем  усопшую, Сережа! Ариадна.

***
      Свой почтовый ящик я «сожгла», скопировав нашу переписку. Рука не поднялась стереть. Она мне дорога. В  ней  важная глава  моей жизни и лучшая часть моей души.
      Стихи, музыка, письма, сны, ... сердечные дребезги  - вот  всё, что осталось от тебя,  что постепенно переходит в воспоминания.

ОКОНЧАНИЕ в части 4