Африканский калейдоскоп - 3 Занимательная история

Владимир Микин
Алжир.  Год 1978-й.
АФРИКАНСКИЙ КУРОРТ

Если спросить среднего, так сказать, россиянина, -  как он себе представляет природу и климат Алжира, то диалог получится примерно такой:
- Алжир, это где?
- Это в Африке.
- А, ну тогда – Сахара, пальмы, финики, верблюды. Жара.

Примерно с такими представлениями мы и отправились в Алжир, -  строить металлургический комбинат близ города-порта Аннаба .  И – неожиданно для себя - вместо Сахары очутились на средиземноморском курорте.

Дело в том, что на северо-западе Африки,  вдоль побережья Средиземного моря,  на две с лишним тысячи километров протянулась горная цепь – Атласские горы, названные так в честь титана Атланта, приятеля Геракла.

Как гласит миф (доисторический учебник истории),  - они,  - Атлант и Геракл,  однажды заключили между собой взаимовыгодную сделку:  Гераклу зачем-то понадобились золотые  яблоки;  Атлант, которому к тому времени порядком надоело  держать  на плечах небесный свод, взялся яблоки для друга достать, -  при условии, что здоровенный Геракл его на время подменит. Фрукты были  Атлантом доставлены в срок (как сейчас говорят – пацан сказал, - пацан сделал), благодарный Геракл удалился с авоськой, а Атлант снова  встал в исходную позицию.

А потом другой герой,  известный  нам тоже по мифам, -  Персей  -   ни с того, ни с сего учудил Бог знает что:  с помощью головы Медузы Горгоны -  взял,  да и превратил Атланта в скалу Атлас.   Небесный свод с тех пор лежит на этой скале.
 
Похоже, энергия, затраченная Персеем на  превращение титана, была избыточной, поскольку  кроме упомянутой горы он попутно,  от щедрот, так сазать,  соорудил  еще и  целую горную цепь вдоль побережья,  назвав ее,  не мудрствуя лукаво, Атласскими горами.
 
Созданный таким интересным способом   природный  забор достаточно надежно отгородил средиземноморское побережье Алжира, а заодно уж и соседствующие с ним побережья  Туниса и Марокко -  от знойного дыхания  Сахары, и условия жизни на побережье стали  выгодно отличаться от пустынных.  Странно только, что, несмотря на разность климатических условий, аборигены Сахары почему-то  вовсе не стремятся перегнать верблюдов и перетащить свои шатры на побережье, а обитатели побережья не рвутся на ПМЖ в Сахару.

СВЕРХКРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ АЛЖИРА

В III—II веках до н. э. на севере Африки находилось государство Нумидия. Жили нумидийцы мирно, никого не трогали, починяли, как говорится, свои примусы, не зная впрочем, что изобретут их только через двадцать веков. И вдруг в I веке до н. э. напали на них римляне, которые в 47 году (до той же будущей новой эры) основали здесь, по своему обычаю, очередную римскую провинцию.

А дальше пошла чехарда: в V веке на прибрежную часть Северной Африки  нагрянули вандалы, которых век спустя, в свою очередь, изгнали византийцы, или, проще говоря, - древнеримские греки, как несколько странно выразился один из героев чеховского «Поединка».

Потом – новая напасть, - в Алжир вторглись арабы, и территория страны вошла в состав Арабского халифата. Арабы тут же объяснили алжирцам, что нет Бога, кроме Аллаха.
Еще через семь веков из соседней  Испании прогнали мавров и евреев. Возможно, именно тогда был задан кем-то недоуменный вопрос, вошедший в анекдоты: «А мавров-то за что?!» Но – факт есть факт. Прогнали.

Куда им, бедным, евреям и маврам было податься? Поселились они в Алжире и с горя стали промышлять, - чем бы вы думали? - пиратством. Ну, опять же, - ладно мавры, а вот евреи-то каковы? Хотя можно не без оснований предположить, что награбленную после абордажных подвигов добычу евреи продавали на алжирских рынках.

Власть в Алжире менялась, а прибыльный пиратский промысел процветал. 1711 год — стал годом, когда была достигнута фактическая независимость, на этот раз -  от Турции. С тех пор Алжир представлял собой военную республику, во главе которой стоял избранный янычарами дей.

О ФРАНЦУЗСКИХ ТУРИСТАХ

Поскольку я не ставлю себе задачей писать богатую событиями подробную  историю Алжира,  давайте пропустим еще век с небольшим, и перенесемся сразу в 1830 год.
Любящие весело пожить и  любознательные французы в тот год устроили большую экскурсию в Алжир. Турпоход был организован с размахом: сразу на 457 судах, из которых  100 были военными. Туристов было 35 тысяч. Очевидно, - для тех из них, кто любил верховую езду, прихватили 4000 лошадей.

Экскурсия, кроме познавательной,  имела и побочную цель - усмирение алжирских пиратов, которые к тому времени уже успели порядком надоесть европейским государствам своими частыми   дружественными визитами на корабли, бороздящие Средиземное море.

Надо сказать, что эта задача французской  тургруппой  была решена. Алжирский дей, не ожидавший гостей в таком количестве, да еще и с пушками,  выставил  30 тысяч встречающих, - тоже с пушками, -  очевидно, для приветственного салюта.  Встреча была такой горячей, что принимающая сторона по окончании праздника решила капитулировать. Дей даже предложил  гостям  не стесняться, чувствовать себя,  как дома, и на радостях пообещал, что разрешит европейским купцам торговать во всей северной Африке беспошлинно.

ДОМА ХОРОШО, А В ГОСТЯХ ЛУЧШЕ

Гости вошли,  осмотрелись, порадовались, что благодаря горному забору, (сооруженному, как вы помните, еще Персеем),  на побережье климат - совсем как на юге Франции. Побродили по алжирским городам и весям, покушали местных мандаринов с апельсинами, а когда распробовали виноград, то решили, что из него может получиться недурное вино, - не такое, правда, как в Бордо или Шампани, но тем не менее.

Было решено погостить подольше. Чтобы устроиться комфортнее, французы настроили себе вилл вдоль побережья и стали преобразовывать алжирские города на свой, французский, лад. Таким образом Алжир стал на ближайшие 130 лет, аж до 1954 года, французской колонией, когда хозяева решительно намекнули гостям, что пора и честь знать.

В итоге, чтобы прекратить всякие противоречия, в том числе и кровавые, между хозяевами страны и засидевшимися в ней гостями, решительный генерал Шарль де Голль сказал «Поехали!» - и махнул рукой. Французы убрались восвояси, алжирцы сели за столы, чтобы отпразновать победу.
 
Через два десятилетия в качестве новых гостей приехали мы. В отличие от французов мы были гостями званными: нас пригласили погостить, а между делом соорудить большущий металлургический комбинат, чем мы и занялись.

В гостях мы три года купались на великолепном пляже Сераиди, ловили рыбу, объедались жареной кабанятиной,  мандаринами, клемантинами и финиками, и, как обещали хозяевам,  соорудили тот самый комбинат в содружестве с немцами, бельгийцами, поляками и японцами.

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2015/07/28/379