Дневник полковника. Отрывок 6

Татьяна Ибрагимова
Я часто вспоминаю то время, когда мы ожидали первенца.  Все разговоры только и крутились вокруг предстоящего события.
Это сейчас родители заранее знают, кто родится, а тогда приходилось гадать, вспоминая "бабкины" приметы:  беременная похорошела, спит на левом боку,  живот торчит горкой  -  будет мальчик;  лицо покрылось пигментными пятнами, живот расплылся,  стала капризной   -  девочка.
По всему выходило, что на свет появится парень.  В тайне я очень на это надеялся,  хотя Зина мечтала о дочке.
Как раз перед родами подруга дала почитать ей "Песнь о Нибелунгах".  Не помню уже, какое впечатление на неё произвела книга, но, должно быть, сильное, потому что девочку  она захотела назвать Брунгильдой.
Спустя годы мы смеялись, вспоминая об этой истории, хотя в то время давать детям вычурные имена было делом обычным.  В жизнь приходили Рэмы, Вилены, Октябрины, Гертруды.  Стоило ли удивляться тогдашнему выбору жены?
Я предложил свой вариант  -  Лариса, но,  когда родилась дочка,  мы остановились на прекрасном русском имени Людмила.

Людочка была спокойным ребёнком.  Ночами почти не просыпалась - жалела нас,  молодых неопытных родителей, на которых висел огромный груз забот.  Зина так и говорила, глядя на тихо посапывающую в корзинке дочку:  "Спит себе... Не хочет нас тревожить".   
Профком института выделил ей место в яслях, и теперь каждое утро я шёл пешком с драгоценной ношей за пять километров, а после занятий проделывал этот путь снова. 
Отдать Людочку в круглосуточную группу мы категорически отказались, хотя медицинский персонал у грудничков был квалифицированным и внимательным, а уход за детьми - хорошим.  Всё-таки, когда она "возвращалась" домой,  на душе становилось спокойнее.

Время шло  -   дочка потихоньку росла. Теперь она уже не лежала туго спеленатым "солдатиком", а активно осваивалась в пространстве. 
Зина очень уставала и к ночи буквально с ног валилась. Уделять время учёбе становилось всё труднее, поэтому, когда моя старшая сестра Лиза предложила забрать ребёнка к себе,  мы,  после недолгих раздумий,  согласились.  Во-первых,  у родной тётки ей будет нисколько не хуже, чем в яслях, а,  во-вторых,  у нас появится возможность спокойно закончить институт. 
Сестра приехала и увезла Людочку в Бийск.
Скучали мы очень и, чтоб как-то отвлечься, с головой погрузились в учёбу.  Кроме того, мне по-прежнему приходилось зарабатывать на жизнь шитьём, а по воскресеньям  -   разгружать вагоны.  Да и в институте была общественная работа (на студенческом собрании меня избрали профоргом потока). 

На четвёртом курсе я серьёзно увлёкся хирургией и стал посещать занятия в студенческом научном кружке.  К концу года у меня уже не было сомнений, на какой специальности остановить свой выбор.
Вряд ли я буду оригинальным, если скажу: "Человек предполагает, а Бог располагает".  Тем не менее - это так.   Моя заветная мечта посвятить свою жизнь хирургии, к великому сожалению, так и  не осуществилась  -  помешала война.  К любимому делу мне удалось прикоснуться лишь краешком своих знаний и умений.


Двадцать второе июня 1941 года было тёплым воскресным днём.
Сессия в институте подходила к концу:  я оканчивал четвёртый курс,  Зина сдавала  выпускные экзамены.  Через несколько дней она, наконец-то,  должна была стать врачом.  Предстояло и ещё одно радостное событие  -  в сентябре мы ожидали второго ребёнка! 
Настроение было прекрасным. Мы решили бросить все дела и пойти погулять в  Университетскую рощу,  а потом спуститься к Томи.

У реки было людно,  многие пришли семьями.  Смельчаки плескались в прохладной воде,  остальные загорали,  играли в волейбол.  Из репродуктора доносилась весёлая музыка. 

Было около четырёх после полудня, когда мы стали собираться домой.
Музыка неожиданно смолкла... 
В четыре часа (двенадцать по московскому времени) радиоточка заработала снова.  Раздался голос народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, сообщившего согражданам трагическую весть:  фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз...

Помню наше смятение.  Казалось, что всё происходящее  -  страшный сон.
Люди со всех сторон бежали  к репродуктору,  чтобы послушать речь наркома. В глубине души каждый надеялся, что произошла ужасная ошибка. 
Вечером на площади Революции состоялся многотысячный митинг.  Ошибки не было  - началась Великая Отечественная война.  От Балтики до Черного моря уже шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками...

В военкоматы начали поступать тысячи заявлений с просьбами об отправке на фронт.
Среди желающих встать на защиту Родины были и студенты-медики, только что получившие дипломы.  Рвались на фронт и те, кто ещё не доучился.
Ректорат института принял решение:  за максимально короткий срок подготовить четверокурсников к самостоятельной практической работе. 

В сентябре, сдав экстерном  государственные экзамены, я получил направление в хирургическое отделение бийской городской больницы для прохождения врачебной практики перед отправкой на фронт.
Примерно в эти же дни,  двенадцатого сентября 1941 года,  на свет появилась и наша вторая дочка   -   Светлана.   
В памяти всплывает одна и та же картинка из того времени:  новорожденная девочка в жёлтых байковых пелёнках мирно спит в жестяной ванночке  (эта ванночка, кроме основного предназначения, выполняла функцию и младенческой колыбели).
Мне до сих пор горько, что я не смог услышать её первых слов, увидеть, как сделала она свои первые шаги.   
Война.  Всему виной война...
Как-то на глаза мне попалось стихотворение  -  замечательное стихотворение.  Не помню,  кто автор и как оно называется,  но две строчки врезались в память намертво:  "Война гудит в напряженных венах, война таится во мне, как рана"... 

Тогда, в октябре сорок первого,  война заставила нас с Зиной собрать свой нехитрый скарб, завернуть в одеялко месячную Свету, взять билеты на поезд и отправиться в Бийск.
По приезде мы поселились в доме матери. Там же в это время проживал и мой младший брат Павел с женой Аксюшей.
Мама выделила нам комнату-пристройку, которую у нас называли "приделом".  Вот в этом приделе и предстояло нам теперь вить своё семейное гнездо. 
Когда Светочке исполнилось два месяца,  Зина вышла на работу.  Её назначили на должность  заведующей гемоколитного отделения инфекционной больницы.  С девочками стала нянчиться моя мама. 
Я в это  время уже проходил стажировку в хирургическом отделении городской больницы.

Заведующим отделения был пожилой опытный хирург  -  Пермяков Сергей Степанович.   Видя мою профессиональную заинтересованность, он буквально с первых дней предложил ассистировать ему на аппендэктомии.  Я принял предложение с радостью. После проведения трёх операций,  он назначил меня первым хирургом, а себе отвёл роль ассистента.
Меня охватило такое волнение, что я уже готов был отказаться, но Пермяков отрезал:  "Это приказ и обсуждению не подлежит".   Выбора не было - начал готовиться к операции.

Помню тот день в мельчайших подробностях.
Больной, а это был молодой мужчина, уже лежал на столе. В его глазах я прочёл волнение, отчего моё собственное только усилилось. 
Я обработал операционное поле и приступил к проведению местной анестезии. Руки тряслись так, что ввести новокаин внутрикожно  не удалось, игла вошла подкожно.
Сергей Степанович, сделав вид, что не замечает моего волнения, сказал: "Всё хорошо".
Я повторил попытку.  Образовалась классическая "лимонная корочка". Немного успокоившись, я завершил послойную анестезию.
Теперь необходимо было сделать косой разрез...  Я не знал, с какой силой надавить на скальпель, поэтому рассёк только поверхностный слой кожи.  Появилась кровь... 
Пермяков, как ни в чём не бывало,  сушил рану марлевым тампоном.  Я повторил попытку.  Она оказалась удачной.
Раздвинув крючками мышцы передней брюшной стенки, я вскрыл брюшину. Моим глазам представилась слепая кишка с воспалённым аппендиксом.
Дальше я действовал так, как обычно это делал Сергей Степанович.
Операция подходила к концу.  Я накладывал швы,  ощущая невероятное облегчение.
И хотя  аппендэктомия длилась значительно дольше, чем положено,  Пермяков улыбнулся  и похвалил меня: "Молодец! Из тебя выйдет хороший хирург".

Ещё дважды он ассистировал мне, а дальше я уже оперировал самостоятельно.  За два месяца мною было сделано десять аппендэктомий и три паховых грыжесечения.
На этом моя хирургическая "обкатка" закончилась.

Тридцатого декабря 1941 года,  в день своего  тридцатилетия,  я был призван в армию и направлен в город Свердловск на курсы усовершенствования военных врачей по специальности "военно-полевая хирургия" и получения военно-командного образования  в ОКУОМСе (окружные курсы усовершенствования офицеров медицинской службы).