Я был на Поле чудес

Габдель Махмут
И я там был! Накануне Нового года, считаю, надо публиковать больше позитива, поэтому решил снова напомнить об одном из счастливых моментов в моей жизни... Итак...

          ... Свой приз, магнитолу с CD-проигрывателем, подаренный мне, игроку, командой «Поля чудес», я отдал семье сына, ведь его жена с его сестрой, то есть с моей дочерью Эльмирой, как раз присутствовала на сьемках. Приходя к ним в гости, вижу и вспоминаю об этом неординарном событии в моей жизни. Думаю, планирую написать об этом, да все никак не получается, а время идет...

Выручил меня мой архив. Просматривая журналы «Надым», выпус-кавшиеся когда-то в нашем северном городе, нашел свое интервью под руб-рикой «Наши в Останкино». Если б сам писал, помнил бы лучше… 

Интервью брала поэтесса Людмила Ефремова, руководитель Литобъединения «Надым», сотрудничавшая внештатно с этим журналом. Как я сегодня благодарен ей за это!..
Любознательным своим читателям предлагаю побывать вместе со мной – это было действительно чудесное событие. Заголовок носил назва-ние «Ах, это поле, Поле чудес!»

Надым – город газовиков, нефтяников, строителей. А еще это город студентов, литераторов, авантюристов. Иначе как объяснить тот факт, что здесь, как грибы под теплым дождичком, растут поэты, писатели, синеву неба рассекают пара- и дельтапланеристы, а в передаче «Поле чудес» вот уже в третий раз крутит барабан наш земляк. Первым туда дорогу проторил бывший редактор многотиражной газеты «Трасса» Вениамин Солодянников, потом попытала счастья Нина Ядне, в то время депутат Госдумы ЯНАО.

 И вот 31 октября 2003-его надымчане с радостью признали в первой тройке игроков писателя и главного архивариуса города Махмута Абдулина. Наш корреспондент встретился с ним, чтобы узнать и донести до зрителей-читателей журнала закулисную «кухню» передачи.
- С чего началось, Махмут Касимович?

        - В первую очередь, со спортивного интереса! Ведь чтобы попасть на передачу, надо победить в конкурсе кроссвордов. Я составил чайнворд, где слово за словом закручиваются по спирали. Все 102 слова продолжали тему ОРТ и «Поля чудес». Прошло больше года, я уже забыл об отправленном письме. И тут супруге (она вернулась раньше меня из отпуска) соседи вручают телеграмму: приглашаем такого-то на собеседование и сьемку, дорога и проживание за свой счет, номер в гостинице «Останкино» гарантируется. Она звонит мне, а я как раз гостил у детей в Москве. В четверг 25 сентября мне нужно было явиться на собеседование, а уже в субботу планировались сьемки.

- Интересно, а что собой представляет собеседование, и кто его проводит?
- На собеседование нас явилось человек тридцать. Сначала познакомились с менеджером, организатором работы с участниками игр, резким и крикливым Олегом: «Чтобы от вас не поступали никакие просьбы о переносе сьемок, типа, родственника нужно встретить, на рынок там, еще куда-нибудь! Назначен час – будьте на месте! И никуда не отлучайтесь, пока не отпроситесь у меня. А с кем и что будете делать, это уже не мое дело!»

Затем пришел директор программы. Приятный седовласый мужчина лет 55-ти, не помню имени. Увидев наши смущенные и оробевшие лица, извинился за предыдущего коллегу: «У него такая задача – дисциплинировать вас…»

Директор рассказал нам порядок получения призов, что там можно говорить, а чего не следует. Например, говоря о себе, о спонсорах, ни в коем случае не называть предприятия, потому как это – реклама, а она на ОРТ удовольствие дорогое.  Имена и фамилии руководства – пожалуйста.

- А какие вопросы задавались от прибывших на сьемку?
- Самые разные. Народ интересовался, а можно ли по случаю  юбилея, семейного торжества, другой даты, выпить с Якубовичем?..

Директор утвердительно кивнул, но предупредил, что записи транслируются не сразу и, конечно же, событие должно быть доказательным, не мифическим. Ложь улавливается сразу, ее просто «вырежут» при монтаже: «Якубович человек интеллигентный, он примет вашу игру, подхватит и разовьет тему, и выпьет с вами, и даже стакан. Но не забывайте, что ему дальше работать…»

Третьим с нами, причем с каждой тройкой персонально встречался редактор Алексей. Он выявлял, чем ты интересен телезрителю, неординарность твоего мышления. Мы заполнили несколько анкет, где рассказываешь о себе в творческом плане, своих увлечениях, мечтах, к примеру, как потратишь три миллиона долларов, если вдруг выпадет такое счастье…

Алексей провел с нами психологическую подготовку: «Если будут какие-то заминки, не беспокойтесь, переснимем, прямого эфира нет, никогда не было и не будет. Но старайтесь короче, чтоб уложиться в пять минут. Не учитывается лишь время торга за приз с Якубовичем. Да говорите не казенными словами, а живым человеческим языком, теплым и веселым». Затем он побеседовал с каждым, узнал, какие призы собираемся вручать, что будем говорить при этом. Этот редактор мог и идею подсказать: кому спеть, станцевать, читать стихи, и т.п. Мне порекомендовал говорить о своем творчестве, используя афоризмы, которые я собираю…

- Итак, день сьемок. Вы в телецентре – десятки визажистов, парикмахеров готовят вашу персону к выходу на арену славы…
- Все гораздо прозаичнее. Но без волнений, конечно, не обошлось.  За час до начала Олег нас повел в гримерную. Там уже сидели эти девушки, что вручают сувениры и подарки от игроков, все как одна – худющие, длинноногие… А уж как загримировались, переоделись, так прямо красавицами стали.

Для игроков предусмотрен легкий грим, чтобы лицо не бликовало, да при-чески чуть подправили. Потом Олег скомандовал: «Берем все свои подарки, и идем за мной. Во время сьемок пакетами не шуршать! У каждого будет возможность разложить их на полках заранее, и в той очередности, как будете играть».

Я в это время, пока шли, посмотрел в зал и удивился, он был такой невзрачный, такой неуютный… На полу квадратные стекла, местами разбитые. Как-то холодно, некрасиво. С одной стороны съёмочная группа, режиссеры, операторы с телекамерами, с другой – игроки и сзади нас расположились пришедшие зрители.

Но каково было мое удивление, когда шоу началось! Е-мое! Свет отовсюду, шик-блеск! Стены – как звездное небо, такая красота, что дух захватывает! Вот что значит искусство сцены – минимальными средствами достигать максимального эффекта.

Да, минут за пятнадцать до начала к нам подошел улыбчивый Якубович, попросил не волноваться: «Если что, сьемку остановим и переснимем. И не бойтесь разыгрывать меня, я подключусь, и помогу вам…» И снова прозвучало: никого не рекламировать, потому что время передачи в эфире самое рейтинговое и дорогое.

Когда нас повели на сьемку, Якубович уже репетировал со зрителями, тренировал аплодировать, добиваясь веселости и искры в глазах. Просил, ни в коем случае не подсказывать ответ, иначе игра будет прервана и задан новый вопрос…

- А где берут зрителей?
- Места на «Поле чудес» не продаются, объяснили нам, а каждому участнику игры выдается приглашение на двух человек, не более. Остальных зрителей берут из тех, кто работает с каналом для телевидения: транспортников, ремонтников, возможно, и рекламодателей, партнеров…

- И вот наступает волнующий момент сьемки! Звучит «Мотор!» и вы под звуки фанфар…
- Нет, сначала объявляют тишину. А уж потом Якубович поднимается по лестнице на верхнюю площадку, чтобы со словом «Мотор!», как обычно, спуститься в зал - светящийся и красивый.  Следом за ним появляемся мы.

Началась игра. Все вопросы о городах. Первой играла женщина из Ростовской области, сразу угадала две буквы, ну, думаю, отгадает все слово, и игра до меня не дойдет. В голове не перестаю перебирать различные названия, пытаясь угадать город, который враги засыпали солью, чтобы вымер: в голову лезут соледобывающие регионы СССР(?): Казахстан, Солекамск, Аральское море, Караганда…

         Несколько раз возвращаемся каждый, а отгадать даже букву новую никак не удается. Тут Якубович останавливает запись передачи, грубо спрашивает, вы что, не изучали историю?.. Тут я уже «покидаю» нашу географию! Я знаю! И… к счастью моему - переход хода, очередь доходит до меня… Волнение непередаваемое, дрожу как на экзамене, как первоклассник, а пока крутится диск барабана, хочется рассказать многое, а на все про все – всего пять минут.

          Я начал говорить о Ямале, о том, что наш округ может вместить Францию, Испанию, Португалию, вместе взятые. Что на такой огромной территории проживают всего пятьсот тысяч человек, которые добывают для страны 13 % нефти и 95 % газа. Что Надым – горд мастеровой и талантливый, занял первое место по благоустройству, и что из нашего округа были всего два игрока здесь, я третий, и все трое из Надыма!

Якубович тоже какие-то реплики мне вставляет, но я вошел в раж, и никого рядом не слышу, не вижу…  Призы свои (их получил накануне с надымского авиарейса!), вместо того, чтобы направлять по барабану, рядом с собой складываю, комментирую, кто и для чего передали: клюкву передали надымские медички в заботе о Вашем здоровье, ведь Вы тут много потребляете, а клюква расщепляет водку в желудке, и пр... Забыл, как муксун называется, кричу: «Белую рыбу в студию!» Якубович на такую рыбу и усом не повел, почему-то, а на воблы так радуется всегда. Вот если б сказал «Муксун в студию!» Эх…

Там всех бросает в мандраж. Женщина из Чувашии не смогла вспом-нить приветствие на родном языке!? Этот фрагмент с ней переснимали…

Самым неожиданным подарком от меня, из Надыма присланный, оказалась фотография, точнее, умелый фотомонтаж нашего художника из Пресс-центра Надымгазпрома Сергея Крысина. Вручая, я прокомментировал, якобы, это работа надымских папарацци: «Мы же знаем, что вы снимаете в один день несколько передач, а что делаете в остальное время?  По стране разъезжаете! Так Вас застукали в Надыме: вот тут Вы в супермаркете торгуете рыбой, когда деньги кончились на обратный полет в Москву. А вот здесь целуетесь с местными красотками, а ведь от этого дети могут быть!»

Надо сказать, Леонид Аркадьевич тоже растерялся чуток, когда увидел себя в малице отцом большого семейства – с румяными детьми на руках и двумя женами по бокам в красивых ягушках. И даже пробормотал что-то, в попытке оправдаться, что в Надыме никогда не бывал… Вручил ему и книжки о городе нашем, и национальный сувенир, и попросил передать воздушный поцелуй надымским женщинам, кто передал мне подарки, но это в эфир не пошло…

Одним словом, я называю «Карфаген», и становлюсь победителем в первой тройке игроков.

- В процессе игры случались неординарные ситуации?
- Надо сказать, мне так и показалось: что все наши кураторы, начиная от менеджера, заканчивая операторами и монтажерами, именно этого и ждали – каких-то неожиданных от нас выходок, естественно, в рамках приличия. Кто-то на голове тарелки крутит, кто-то частушки о передаче поет. Я, как уже говорил, готовился рассказать о писательском творчестве, применяя цитаты от классиков. Готов был свою песню о Севере спеть, но режиссер сказал, что нынче поющие уже есть. В итоге, ни того ни другого не сделал, и много времени говорил о нашем округе и городе, и тем лимит свой исчерпал…

Кстати, оказывается, не всегда и не все передается в музей Поля чудес. Так, генеральская форма и национальный чувашский костюм были использованы лишь во время игры, а потом были возвращены, откуда их брали как антураж, будто сами игроки привезли.

          В дальнейшем со мной что-то такое произошло …непонятное, необъяснимое, чего никогда не испытывал…

 Я ведь не мистик. Но то ли от волнения так произошло со мной?.. В финальной части игры из победителей троек мне стало вдруг казаться, что все происходящее я уже где-то видел, и даже знаю, как пойдет игра, что победителем будет третий игрок, и даже вопрос я будто уже знаю(!?)… Оцепенел от такого ощущения настолько, что даже приветствия, чего очень ждали земляки, кто передал подарки, не сделал…

          Здесь надо было угадать слово из четырех букв: город считается мертвым, если в нем нет собак и…

Барабан вращался недолго, нас просили не переусердствовать, так как пойдет запись следующей передачи… Если б игра вернулась, я бы отгадал, но вторая участница долго торгуется за выпавший приз, выигрывает третий игрок: слово было «Дети», и соглашается на супер-игру.

Супер-вопрос звучит так: все знают, что в городе Пиза есть падающая башня. А как называется площадь вокруг этой башни?.. Ответ оказался прост как дальше некуда - площадь называется «Поле чудес»!

Интервью вела Людмила Ефремова, журнал «Надым», №1, 2004 год