Воскрешая Достоевского

Петр Лебедев
Современный Л. Толстой, т.е. литературно-художественно значимое явление современности, продолжающее дело Толстого, на мой взгляд, не возможен. Толстой закрыл эпоху и она ушла вместе с ним. Возможно, придет время и новых Пушкиных-Лермонтовых-Толстых, когда и если, через много десятилетий возродится эстетика русского дворянства, из новых истоков, когда будет снова актуален, а не вымучен, эпиграф к "Капитанской дочке".

Достоевский и, пожалуй, Чернышевский, очень даже могут быть возобновлены спустя полтора века, потому что живы их темы - и так же необходим положительный герой. Если бы воскресить в настоящем Достоевского, умершего еще, в общем-то, в нестаром для писателя возрасте, он нашел бы самый живой контакт с нынешней действительностью, которую превзошел еще в своем времени в духовном отношении, а мы лишь только добираемся до уровня его подлинного прочтения. Достоевский, как и те из нас, чью жизнь переломил распад СССР, есть порождение разрыва эпохи.

Достоевский и Чернышевский - близнецы братья: компромиссный и бескомпромиссный. Это два полюса духовной жизни, два отсчета, завещанные классической русской литературой.

Что есть Достоевский? Это несомненный гуманист, который, самым нелицеприятным образом высмеивая некоторые идеи и течения, не сомневался в значении человека, верил в красоту, боготворил женщину, его произведения насыщены аурой вселенской любви, он стоял на незыблемом фундаменте добра, и только эта незыблемость позволяла ему заглядывать глубоко в пропасть, не боясь сорваться. И было бы опасно заглядывать туда вместе с ним, если бы мы сами там не побывали - еще совсем недавно, при сломе и крушении эпох, и не оказались кровно сопричастны всем без исключения темам Достоевского.