Поколение сильных духом

Данькова Валентина
Чем больше знакомишься с людьми поколения, на чьи плечи свалились ужасы войны, тяготы восстановления, тем больше убеждаешься:  пережитое ими всколыхнуло резервы человеческой природы, - так они жизнелюбивы, энергичны и сильны духом. Вот такой представляется и участник Великой Отечественной войны Тамара Борисовна Коломийцева.
- Я родилась в Таганроге 11 сентября 1926 года, закончила пять классов 15-ой школы, тогда она располагалась на улице Ленинской - вспоминает Тамара Борисовна, - из-за болезни мамы пришлось оставить школу и пойти на работу. Тогда и взрослым не просто было устроиться, но мне по жизни всегда везло на добрых людей, помогли оформиться ученицей продавца…
Стать продавцом Тамаре не довелось – началась война, оккупация.
- Главное моё ощущение той поры – голод. Работы не было и для взрослых или – такая, для женщин, что легче принять смерть… Тех, кто шли на это, судить никто не в праве, потому что у них на руках были умирающие от голода дети. А страха лично у меня не было. Я верховодила среди подростков не только своей дворовой команды, но и соседних. Чтобы не умереть с голоду, мы воровали продовольствие у немцев. Однажды впятером попались, нас отправили в гестапо, но фашистам было не до нас: им уже не давали покоя подпольщики и партизаны. Мне не предлагали вступить в отряд сопротивления, наверно, потому что моя мама была исключена из партии и репрессирована «за связь с врагом народа» С.Х.Варданяном. Кстати сказать, мне не довелось ещё видеть руководителя, так заботящегося о нуждах простого человека. Взять, к примеру, водопровод – его заслуга,  ведь,  до 1936 года мы воду брали из моря на все нужды, и на питьё, и на готовку…
От голода и высылки в Германию Тамара с матерью спаслись тем, что пешком ходили по сёлам к дальним родственникам, даже за 75 км в Будёновск.
- Но однажды я всё-таки попала в облаву, это был август 1943 года. Нас отправили под село Троицкое рыть окопы. Содержали в лагере, кормили скверно. Мы понимали, что делаем и, как могли, уклонялись от работы. Однажды до нас донеслись звуки далёких сражений, нарастающие день ото дня. В ночь на 29 августа, сговорившись, мы совершили побег…
Как только в освобождённом Таганроге приступил к работе Военкомат, Тамара Коломийцева, которой ещё не исполнилось семнадцати, потребовала отправки её на фронт.
- Несмотря на то, как была исковеркана судьба моей мамы, а вместе с её и – моя, я любила и люблю свою Родину, особенно острее, когда ей плохо…
Тамару Коломийцеву, как несовершеннолетнюю, зачислили солдатом в 442-ой батальон НКВД, базировавшийся в Ростове. Ей с товарищами приходилось охранять заминированные объекты, пока сапёры вели свою опасную работу, вести наблюдение за самолётами, так что она их различала по звуку, приходилось и заниматься розыском предателей.
- Отслужила я  двадцать два месяца, после демобилизации устроилась на обувную фабрику, да так и проработала там 36 лет. Была в профсоюзном активе, в 1947-48 году избиралась депутатом Городского Совета. А в 1948 году по решению ГК ВЛКСМ     направлена на строительство Волго-Донского канала. Там, закончив курсы водителей, обслуживала строителей, доставляла продукты до 1951 года… После вернулась на фабрику.
Ратный и повседневный нелёгкий труд Тамары Борисовны Коломийцевой отмечен медалями: «За победу над Германией»,  «Ветеран труда», благодарной памятью современников.