Давайте вместе преклоним колени

Светлана Дроздова
  95 лет назад расстреляли Царскую Семью. В 1918 году, в ночь с 16 на 17 июля  с кротостью и смирением  они взошли на свою Голгофу и приняли мученическую смерть. 17 июля является днем памяти святых царственных страстотерпцев.
   На мой взгляд, Венценосцы являются самыми оклеветанными фигурами нашей истории: при жизни и на протяжении многих последующих десятилетий они подвергались злобным и лживым нападкам со стороны общества. К сожалению, и сегодня, когда их имена воссияли в сонме святых, а обилие доступной информации позволяет сделать правильные выводы,  часто встречается негативное отношение к Царской Семье. Обиднее всего то, что  не желающие расставаться со сложившимися стереотипами люди опираются в своих обличениях на скудные познания, полученные когда-то на уроках истории. Любознательность молодежи и вовсе оставляет желать лучшего – многим интереснее виртуальные развлечения или интриги в «Доме-2», чем история родного Отечества.    
   Мне хотелось бы поделиться сведениями о последней императорской  семье , почерпнутыми из их писем, дневниковых записей, свидетельств  не предавших их приближенных, ведь духовно-нравственная сторона их жизни, внутрисемейные отношения, основанные на любви и взаимоуважении, взгляды на воспитание детей  могли бы стать для всех нас примером для подражания.
  Напомню, что бракосочетание Венценосцев, положившее начало многолетнему семейному счастью, состоялось 14 ноября 1894 года, после десятилетнего знакомства, укрепившего их в глубоком взаимном влечении. «Никогда бы не поверила, что может быть такая полнота счастья в этом мире – такое чувство единения двух смертных существ. Мы вместе, и наши жизни связаны до конца, а когда эта жизнь кончится, то в другом мире мы встретимся снова, и уже не разлучимся вовеки».
«Я люблю тебя – в этих трех словах заключается вся жизнь», - писала Александра Федоровна.   Николай 11 отвечал ей взаимностью. До самой смерти их чувства сохранили  первоначальную свежесть, а отношения  были проникнуты трогательной заботой друг о друге.
   3 ноября 1895 года  в семье родилась первая дочь Ольга, затем с интервалом в полтора-два года - еще три девочки: Татьяна, Мария, Анастасия.  30 июля 1904 года на свет появился долгожданный, «вымоленный» сын, наследник русского престола.  В простом народе весть о его рождении была встречена ликованием, а радость самих царственных родителей не поддавалась описанию. 
   Дети росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.   Анна Вырубова вспоминала: «Я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу ни видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». « Я скажу про них просто,- говорил камердинер Волков, - это была самая святая и чистая семья». А вот как отзывался о них воспитатель наследника Пьер Жильяр : «Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности». «Мы должны быть сами такими, какими хотим видеть наших детей», - считали венценосные супруги.
    Организацией образования и воспитания детей занималась Государыня. Она сумела привить  им чувство почитания отца, занимавшего в семье центральное место. Он был для них одновременно царем, перед которым преклонялись, папой, которого обожали, и товарищем в детских забавах. Как только появлялось свободное время, он гулял с детьми, плавал с ними на шлюпке по водоемам  парка,  играл в снежки, горелки, катался на лыжах, санках. Во время отъездов царь получал от них письма, каждая строчка которых была пронизана любовью и нежностью: «Храни тебя Господь и все святые,  папа, дорогой и любимый... Спокойной ночи, папа, золотой, ненаглядный!» Многие ли из современных родителей могут похвастаться получением столь трогательных посланий от своих детей?   
   Часто по вечерам, в свободное от государственных дел время царская семья   собиралась в одной комнате, где император читал вслух книгу, чаще Толстого, Тургенева или Гоголя, а жена с дочерьми занимались рукоделием. К сожалению, в наши дни такую семейную идиллию трудно себе представить. Гораздо чаще, перекинувшись с домочадцами парой слов, мы спешим к телевизору или компьютеру, лишая себя несравнимо большего – общения друг с другом. 
   Царские дети воспитывались в строгом патриархальном духе и глубокой религиозности. С раннего возраста  вместе с родителями они с радостью  ходили в церковь и без труда выстаивали долгие богослужения. «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут дать своему ребенку», - писала Императрица. По свидетельствам, сама она любила посещать службы в простых русских церквах, где , никем не замеченная и не узнанная, молилась со слезами на глазах в углу темного храма.  Относительно Императора есть воспоминания священника Г. Щавельского: «Он выслушивал богослужения со вниманием, стоя прямо, никогда не приседая на стул. Часто осенял себя крестным знамением, а во время пения «Тебе поем», «Отче наш», «Слава в вышних к Богу» становился на колени и клал истовые поклоны».
   Во времена, когда вера в Бога считалась недопустимой, религиозность Венценосцев вызывала упреки и насмешки.
    Долгие годы я размышляла над тем, какой же вред  могла принести обществу православная религия, чтобы подвергаться   столь яростным нападкам и гонениям? Какая высокая идея могла бы оправдать массовые репрессии священников и поругание и разрушение христианских святынь, многие из которых  являлись великолепными памятниками архитектуры и истории?  Какие нравственные нормы приобрели люди взамен отвергнутых  заповедей Христовых и боязни грехопадения?   
   Сегодня каждого из нас пугает и возмущает утрата  духовных ценностей, распущенность и рост преступности. В обществе процветают такие пороки, как  коррупция, мошенничество, проституция, педофилия, однополая любовь. Не является ли это прямым следствием искоренения из сознания людей  мудрых и неоспоримых установок «Не убий, не укради, не прелюбодействуй»? И возможно ли сегодня воскрешение христианской веры  как основного условия для  спасения и возрождения нашей нации?
      Согласна с мнением, что Николай 11 воплотил в себе идеал Православного Царя. В период  его царствования было прославлено больше святых, чем за весь 19 век. Центральным событием среди канонизаций, бесспорно, является прославление Преподобного Серафима Саровского – одного из самых известных и почитаемых святых.. Кроме того, в период его правления было открыто более 200 новых монастырей, построено более 7000 церквей (не считая большого числа часовен и молитвенных домов) и 17 русских храмов за границей. Было прекращено преследование старообрядцев; намечались пути к преодолению раскола. Все вышесказанное способствовало расцвету церковного искусства: храмового зодчества, иконописи, церковного пения и музыки.
    Современники Царя отмечали, что в нем удачно сочеталась духовность, интеллигентность и образованность. Граф Витте писал: «Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного и образованного, нежели ныне царствующий император Николай11». Все отмечали его сверхестественное спокойствие. Он никогда не выходил из себя, не повышал голос и не позволял себе разговаривать с людьми тоном, способным оскорбить собеседника. Возможно, это породило слух о его мягкотелости и слабоволии. Александра Федоровна с горечью писала: «Какого громадного напряжения воли стоит ему подавлять вспышки гнева, присущие всем Романовым. Он преодолел непреодолимое – научился владеть собой – и за это его называют слабовольным… Люди забывают, что самый великий победитель – это тот, кто побеждает самого себя».
   Государыня была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводили время, расписывая их день по минутам: уроки, рукоделие, молитвы, благотворительность, прогулки на свежем воздухе. Их воспитывали на спартанский манер (так было издавна принято в императорской семье): спали на узких походных кроватях, почти без подушек и под легким одеялом. Каждый день по утрам – холодная ванна и овсяная каша на завтрак. Одевались просто. Не желая баловать детей, императрица сама заказывала им одежду. Платья и обувь от старших дочерей переходили к младшим.
   Казалось бы, в такой богатейшей семье дети могли бы быть окруженными только приятными вещами: предаваться развлечениям, питаться деликатесами и щеголять в блистательных нарядах. Но Государыня была другого мнения. «Долг родителей – подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала она, -Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей».
    Может ли кто-то похвастаться столь мудрыми умозаключениями относительно воспитания? Чаще мы сбиваемся с ног, чтобы угодить своим капризным малолетним командирам, и на последние деньги, отказывая во многом себе, стремимся  выполнять их запросы. Самое грустное, что дети воспринимают жертвенность родителей как нечто само собой разумеющееся и вырастают неблагодарными и изнеженными эгоистами, которые мечтают пожить для себя и, боясь ответственности, не спешат обзаводиться собственной полноценной семьей. Стала, к сожалению, сегодня распространенной и другая крайность, когда пьющие и деградирующие  родители не могут дать своим обездоленным детям ничего, кроме боли и слез.
   Все члены Царской Семьи горячо любили Россию и не помышляли о счастье за ее пределами. По свидетельству А.Вырубовой, когда Великие Княжны повзрослели, на них стали заглядываться титулованные заграничные женихи. Но они и «мысли не допускали о замужестве вне  Родины и вне Православия». Когда к Ольге решил посвататься румынский принц, она воскликнула: «Я русская и хочу остаться русской», и сватовство было отклонено. Думаю, они пришли бы в ужас, узнав, сколько современных девушек мечтает о заморских женихах и, не раздумывая, готовы покинуть Родину ради более комфортных условий для проживания.
     Узнав много нового и интересного о членах Царской Семьи, я задалась вопросом: есть ли среди нас, грешных, к коим, в первую очередь, отношу и себя,  хотя бы отдаленно на них похожие? Мы, придирчивые и осуждающие, какими  своими добродетелями могли бы  похвастаться перед потомками? Наша религиозность в большинстве своем ограничивается редким посещением церкви, где мы изнываем во время длительных богослужений и думаем при этом обо всем, кроме спасения души. Наша «воспитанность» позволяет нам с легкостью хамить, сквернословить, раздражаться, а умение оскорбить и унизить оппонента вызывает даже чувство гордости за себя. Мы не помним добра, зато годами копим в себе мелочные обиды, при малейшем невезении впадаем в уныние и предпочитаем «нужных» людей  просто хорошим. Мы погрязли в своих пороках – и это стало нормой нашей жизни.
   Но вернемся к начатому разговору. После замужества Александра Федоровна сразу взялась за создание благотворительных учреждений в России. Она основала на личные средства школу нянь под руководством опытного педиатра, и при ней -  приют для сирот на 50 кроватей; открыла инвалидный дом для ветеранов японской войны; по достоинству оценив мастерство русских женщин, основала в Петербурге школу народного искусства, где осваивались традиционные ремесла. Даже во время летнего отдыха в Крыму она не бездействовала: посещала туберкулезные больницы, часто оплачивая из своих средств лечение неимущих,  строила туберкулезные санатории, устраивала благотворительные базары в пользу больных.   
     Петербургское общество не приняло Александру Федоровну – слишком не похожа она была на светскую львицу. Каждый ее шаг истолковывался ей во зло. Ее природная застенчивость растолковывалась как высокомерие, отсутствие на балах ( по состоянию здоровья  или из-за занятости) – как заносчивость и нежелание общаться. Стремление не только блистать, но и приносить пользу оказалось не понятым и тоже вызвало осуждение. Ее называли религиозной фанаткой, истеричкой, немецкой шпионкой и распутной женщиной. Иногда со слезами на глазах она восклицала: «Но что я сделала? Почему они не оставят меня в покое?» Чаще же на порочащие Царскую Семью  слухи и сплетни, которые все стремительнее распространялись во всех слоях общества, Венценосцы пожимали плечами: «Никто из порядочных людей не поверит этому». Но порядочных людей вокруг становилось все меньше, и клеветническая кампания, которая являлась частью сценария по уничтожению монархии и всего  Российского государства, набирала силу.
   Дело в том, что за кулисами мировой политической сцены много лет тратились огромные силы и средства, чтобы вызвать смуту в стране. В подтверждение этого для примера привожу такой факт, что в сентябре 1904 года в Париже на японские деньги состоялся съезд оппозиционных сил Российской империи, одним из решений которого было использовать всякий кризис для создания революционной ситуации.  Это решение вскоре было успешно реализовано. Далее мне хотелось бы остановиться на одном из  ключевых моментов в развитии России – на событиях 9 января 1905 года. Этот день навсегда вошел в историю как Кровавое воскресенье и является главным козырем в руках царененавистников. На первый взгляд, если опираться только на традиционную «подачу» информации, виновность царя в расстреле мирной демонстрации рабочих очевидна. Но есть факты, исходя из которых становится ясно, что Кровавое воскресенье было спланированной провокацией: необходимо было устроить массовую бойню, чтобы выставить виновной власть и поднять волну народного гнева. К этой версии склоняются многие, в том числе и современные, историки. 
   Напомню, что демонстрация была подготовлена организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», созданной священником Георгием Гапоном.  Празднично одетые люди ( их численность превышала 200 тысяч), с хоругвями  и портретами царя в руках, радостно шли к Зимнему дворцу и свято верили в праведность и мирный  исход мероприятия.  Они не знали, что демонстрация запрещена: закона, разрешавшего такие массовые шествия к резиденции главы государства, не было (как нет его и сейчас), и войска по уставу должны были стрелять в несанкционированное сборище, если после предупредительного холостого залпа оно откажется разойтись.         
    Что касается петиции, то , по словам историка А.Боханова, « с полным перечнем самих требований рабочие в массе своей ознакомлены не были; он был составлен небольшой «группой уполномоченных» . Рабочие лишь знали, что идут к царю просить «помощи трудовому люду».  Они не подозревали, что она носит антиправительственный и революционный характер, ставит заведомо невыполнимые условия, заранее исключающие любой диалог». По этой причине Николай 11, ознакомившись с петицией накануне, принял решение проигнорировать ее как недопустимую по отношению к власти и не стал прерывать свое пребывание в Царском селе, -  9 января Императора в Петербурге не было, о чем люди не были осведомлены.      
    Обещая мирное шествие, Г.Гапон скрыл и то, что за их спинами ведется активная подрывная работа: внедренные в толпу революционеры выйдут с лозунгами «Долой самодержавие!» и «Да здравствует революция!», а в карманах у них будут пистолеты и бомбы. Показательно восклицание студента-революционера относительно идеи демонстрации: «Какое величие замысла – использовать веру в Бога и Царя для революции!»
  Н. Стариков, современный писатель-публицист, считает: «Целью провокации в любом случае должна была стать кровь. Среди рабочих, которые шли  к царю, находились боевики. Если бы царь вышел принять петицию, его бы убили. Это была программа – максимум. Программа – минимум – расстрел рабочих. Она и была реализована. Когда толпа доходит  до военных, происходит провокация: из толпы рабочих стреляют. Те открывают ответный огонь. Буквально через после час  расстрела разбрасываются  листовки, очевидно, что напечатанные заранее , что кровожадный царь убил более 10 тысяч человек ( на самом деле, по официальным данным, погибло 130 и было ранено 299 человек)»
  В послании от 14 января Священный Синод дал провокации следующую оценку: «Всего прискорбнее, что происшедшие беспорядки вызваны подкупами со стороны врагов России и всякого порядка общественного. Значительные средства присланы ими, дабы произвести у нас междоусобицу, дабы отвлечением рабочих от труда помешать своевременной посылке на Дальний Восток морских и сухопутных сил, затруднить снабжение действующей армии и  тем навлечь на Россию неисчислимые бедствия…»
   После трагических событий Николай 11 созвал правительственную комиссию для выяснения нужд   рабочих, распорядился выплатить всем пострадавшим и семьям погибших   пособия размером в полуторагодичный заработок квалифицированного рабочего.  В 1906 году в журнале «Былое» появилась статья с правдивым и обстоятельным изложением событий 9 января 1905 года. Но правда уже никого не интересовала - расстрел  демонстрации состоялся, оставалось муссировать страсти, призывая народ к  возмездию.
   Огромное количество грязных слухов было связано с именем Григория Распутина. Согласно враждебной царю пропаганде, грубый и нечистоплотный тобольский мужик развратничал, богохульствовал, устраивал пьяные оргии и, подчинив своему влиянию царскую чету, правил Россией. Я же, изучив ряд документальных материалов, пришла к другому мнению, и оно становится все более распространенным: этот простой неграмотный крестьянин, умерший мученической смертью от рук заговорщиков, был беззаветно предан царской семье. Он обладал настоящим даром молитвы,  о чем имеется немало достоверных свидетельств, и совершенно безвозмездно помогал людям, обратившемся к нему за помощью. Распутин наизусть знал Святое писание, строго придерживался евангельских заповедей и умел воодушевлять на это других. Неоднократно благодаря его молитве находящийся при смерти Наследник престола чудесным образом выздоравливал – и это являлось основной причиной сближения его с Венценосцами. Кроме того, Императору и Императрице, жившим идеалами святой Руси,  нравилось слушать его рассуждения о вере, рассказы о жизни сибирских крестьян.
    Злые языки называли Николая 11 правителем средних способностей. На самом деле, во время его царствования  впервые в истории России доходы превысили расходы, причем, без увеличения прямых налогов. Их бремя было в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в восемь раз меньше, чем в Англии. Все это привело к притоку капиталов из развитых стран и к расцвету русской промышленности, которая увеличила свое производство в четыре раза. Сейчас трудно поверить в то, что в 1912 – 1916 году рабочие крупных предприятий зарабатывали не меньше европейских, а цены на основные продукты были намного ниже. 
  Большое значение император придавал развитию железных дорог, протяженность которых во время его правления более чем удвоилась.  Еще в юности он участвовал в закладке, а в период царствования достраивал самую на тот момент длинную в мире Великую сибирскую дорогу. Русские железные дороги, по сравнению с другими, были самыми дешевыми и комфортабельными. Увеличился и флот, самый крупный в мире.
   По производству сельскохозяйственных культур Россия вышла на первое место, став главным экспортером сельскохозяйственной продукции, первой «житницей Европы».(К сожалению, больше такого не повторялось никогда!) В 1913 году урожай злаков был на 1/3 выше такового в Аргентине, Канаде и США, вместе взятых. Показателем стабильности экономического положения страны в те годы является наличие устойчивой золотой конвертируемой валюты, о которой сегодня приходится только мечтать.   
  За годы царствования Николая 11 наблюдался небывалый прирост населения, составивший 50 млн. человек.
   Конечно, в стране далеко не все было на высоте и многое требовало дальнейших доработок, но Россия уже уверенно входила в пятерку самых развитых и благополучных стран мира. По прогнозам русских и зарубежных экспертов, при таких темпах развития к середине ХХ  наша страна заняла бы первое место в мире, а население составило бы 600 млн. человек.
     1913 год был последним относительно счастливым для России – в следующем  началась война. Николай 11 всецело отдался войне, отодвинув на второй план запланированные внутренние дела: «Нельзя проводить реформы, пока враг находится на Русской земле»
   Восхищает поведение других членов Царской Семьи в непростое для страны время. Пока петербургское общество веселилось, не обращая на войну внимания, и распускало гнусные сплетни про Венценосцев, Императрица приняла на себя заботы по срочному устройству госпиталей, формированию отрядов, складов, санитарных поездов. В Царском Селе открыла особый эвакуационный пункт, в который входило 85 лазаретов.
  «Я видела императрицу всея Руси, - писала Анна Танеева, - стоявшую около операционного стола со шприцем, наполненным эфиром, подающую инструменты хирургу, присутствующую при самых страшных операциях, снимающую с солдат завшивленную одежду, вдыхающую все зловоние и созерцающую весь ужас лазарета во время войны».
 Вместе с ней после окончания двухнедельных курсов сестер милосердия трудились в лазарете и старшие дочери. «Однажды привезли новую партию раненых. Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, чтобы тут же , на вокзале, очистить раны от грязи и предохранить  от заражения крови. После долгой и тяжелой работы Княжны с другими сестрами размещали раненых по палатам.»
   Помимо работы в госпитале у Ольги и Татьяны были и другие заботы. Во время войны Ольга стояла во главе Комитета помощи солдатским семьям, а Татьяна возглавляла Комитет помощи беженцам. Великие княжны лично председательствовали на заседаниях и входили во все дела. Александра Федоровна писала: «Это так хорошо для девочек: они учатся самостоятельности и они разовьются гораздо больше, раз им приходится   думать и говорить без моей посторонней помощи».
   По вечерам, если выдавалось свободное время, все княжны занимались рукоделием: вязали солдатам рукавицы, шили распашонки для сирот и белье для раненых. Императрица сообщила им, что пока не кончится война, она не купит им ни одного нового платья, и все свои сбережения тратила на благотворительность. Она рано вставала и ложилась за полночь. Ежедневно посещала церковь, объезжала госпитали, трудилась в лазарете, по несколько часов подряд делая перевязки, и находила время совершать молебны у могил  скончавшихся в Царскосельском госпитале солдат и офицеров.
   Между тем положение на фронте ухудшалось. Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич со сложившейся ситуацией не справлялся. Император, который   имел высшее военное образование и прошел в свое время строевую службу во всех родах оружия, внимательно следил за событиями на фронте, но вначале воздерживался от непосредственного вмешательства, боясь двоевластия в армии.   
   Летом 1915 года военное положение России становится катастрофическим. Терпение Николая 11 лопнуло, и он принимает решение взять командование армией в свои руки, вызвав целую бурю непонимания и негодования со стороны окружения. Уже через три недели ситуация на фронте круто изменилась: наступление германских и австрийских частей было остановлено. Император сразу начал исправлять ошибки, допущенные предшественниками: готовить резервы, улучшать снабжение и перевооружение армии. «Мало эпизодов Великой Войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году,» - отмечал английский военный министр У.Черчилль. Генерал Н.Л. Лохвицкий писал: «…Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы Нарвских побежденных обратить  в Полтавских победителей. Император Николай 11 сделал ту же великую работу за полтора года».  Историк С.С.Ольденбург замечает: «Самым трудным и самым забытым подвигом Императора было то, что Он, при невероятно тяжелых условиях, довел Россию до порога победы: Его противники не дали ей переступить этот порог».
    В феврале 1917 года русская армия, в которой чувствовался высокий моральный дух, была полностью укомплектована, а военные склады  завалены снарядами и орудием всех видов. Наступление, намеченное на апрель, должно было принести победу. Однако люди, которым  Император   всецело доверял, вынашивали уже совсем иные планы. Они  загнали его в умело и подло расставленный капкан, изолировав ото всех, и, сообщая искаженные и лживые сведения о положении на фронте, убедили, что для спасения России ему необходимо пожертвовать собой и отречься от престола. Допустить в стране гражданскую войну, да еще в присутствии  неприятеля, он не мог.
Общеизвестны слова Николая 11, произнесенные в роковые дни переворота: «Если России нужна искупительная жертва, Я буду этой жертвой»
«Если я помеха счастью России и меня  просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но жизнь отдать за Родину».   
   2 марта 1917 года он отрекся от престола. С этого дня монархия в России перестала существовать.
«С отречением Государя все кончено для России, - воскликнула Императрица, - Но мы не должны винить ни русский народ, ни солдат: они не виноваты». Чувство любви к предавшим ее  людям она сохранит до самой смерти: «Народ не испорчен, заблудились, соблазнились. Но Господь не оставит, и святая Богородица заступится за Русь бедную нашу». 
   Временное правительство назначило Чрезвычайную комиссию по расследованию деятельности царя. Член этой комиссии А.Ф.Романов писал: «Не скрою, я находился под влиянием слухов, захвативших всех, и был предубежден против личности Государя. Утверждаю, что не я один, на основании изучения материалов, пришел к совершенно противоположным выводам». А один их присяжных поверенных после нескольких недель работы с документами с недоумением воскликнул: «Что мне делать, я начинаю любить Царя».
   Император же, объявленный вместе с семьей и ближайшим окружением  арестованным,   в это время пребывал в месте  своего первого заточения – в Царском Селе. После пережитых страшных дней он сильно изменился. «Когда свет упал на лицо Императора, я вздрогнула, - вспоминала Ю. Ден. – Смертельно бледное лицо покрыто множеством морщинок, виски совершенно седые, вокруг глаз синие круги. Он похож на старика…»
Охранники до минимума ограничили дозволенное для перемещения пространство, вели себя грубо, не скрывая насмешек и открытых издевательств.
Наставник детей Пьер Жильяр писал: «Император относился ко всем строгостям с полным спокойствием и покорностью. Никогда ни одно слово упрека не сошло с его уст. Он был готов все простить тем, кто ему причинял унижения, если они сумеют спасти Россию». Он всей душой верил и ждал, что вот-вот начнется великое наступление. Но новости приходили одна хуже другой. Сознание того, что, отрекшись от трона, он не спас Россию от гражданской войны и, похоже, совершил ужасную ошибку, было для него самой жестокой, самой невыносимой мукой. Единственное, о чем император готов был просить своих врагов – не быть изгнанным из России. «Дайте мне жить здесь простым крестьянином, зарабатывающем себе на хлеб, - говорил император, - пошлите нас в самый укромный уголок нашей Родины, но оставьте нас в России».
    В дни заточения царь, чтобы отвлечься,  много работал в парке. Дочь Боткина писала в своих воспоминаниях: «Весной Его Величество с дочерьми очищали парк от снега, а летом они все вместе работали над огородом, причем неутомимость Его Величества так поразила солдат, что один из них сказал: Вот если ему дать кусок земли и чтобы он сам на нем работал, так скоро опять себе на всю Россию заработает».
В августе 1917 года Царскую семью и некоторых ее приближенных перевезли в Тобольск. Более 40 человек разместили в бывшем губернаторском доме, рассчитанном на 10-15 жильцов. В доме отсутствовала канализация, а зимой оказалось так холодно, что в некоторых комнатах было невозможно находиться без перчаток. Император страдал от недостатка физического труда, поэтому очень обрадовался, когда им самим разрешили заготавливать дрова. «Эта работа на открытом воздухе являлась для нас большим развлечением, - вспоминал Жильяр. – Великие Княжны горячо пристрастились к этому новому спорту». Уборка снега была еще одним развлечением.
    Императрица была слаба и почти не гуляла. Она занималась починкой одежды и  вязанием теплых вещей для своей семьи и свиты. Большую часть времени проводила за чтением духовных книг и молитвой. На тот момент ей было всего 46 лет, но от выпавших на долю этой женщины переживаний развилась тяжелая болезнь сердца, плохо ходили ноги, ухудшилось зрение и поседели волосы. Страшно представить, что творилось в те дни в ее душе, ведь рушилось все, что олицетворяло любимую Россию, а над детьми и мужем нависла смертельная опасность. Но мы не найдем в ее письмах упреков,  уныния,  жалоб - лишь тихая печаль и упование на божественную мудрость: « Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями , которые никто у меня не отнимет…Чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже…Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце…Господи, смилуйся и спаси Россию».      
    О том, каким духом была проникнута жизнь царской семьи в заточении, ярко свидетельствуют строки из стихотворения С.Бехтерева, переписанные рукой  княжны Ольги и найденные в их бумагах:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С твоею кротостью встречать.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
 В мае 1918 года  Императорская семья была доставлена в Екатеринбург. В Ипатьевском доме, окруженном двойной  оградой, они проведут последние  дни своей жизни. Вместе с ними было суждено  погибнуть доктору Боткину, повару Харитонову, лакею Труппу, горничной Анне Демидовой. Режим  становился все строже, а поведение охраны превосходило все, что было до этого: воровство, насмешки и грубость,  пошлые намеки и непристойности, - вот что окружало святых страстотерпцев в конце их земной жизни. Но эта грязь не  запятнала их. Они продолжали  жить однажды заведенной жизнью: утром собирались для общей молитвы, разучивали церковные песнопения, читали и  не прекращали обучения детей, причем из-за отсутствия учителей Закон Божий преподавала детям Императрица, географию и историю -  Император, а великая княжна Ольга занималась с младшими английским языком. На получасовую прогулку в сад  их выводили под конвоем два раза в день: в 10 часов утра и днем в 4 часа. Царевич после неудачного падения еще в Тобольске сильно болел  и не мог ходить, и царь выносил его на руках.
   Незадолго до злодеяния княжна Ольга написала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»
   В ночь с 16 на 17 июля всем арестантам было приказано спуститься  в подвал и построиться вдоль стены. Выстрелом в голову почти в упор первым был убит Император, и после этого сразу началась беспорядочная пальба. Выживших докололи штыками… 
   Сербская православная церковь причислила Царскую семью к лику святых в 1930 году. Русская православная церковь за границей - в 1981 году. 20 августа 2000 года Царственные страстотерпцы были прославлены и в своем отечестве. Собор русских архиереев благословил молиться им как своим покровителям.
    Глаза последнего русского императора, поражавшие его современников глубиной и мудростью, теперь печально взирают на нас с иконы Царя-мученика. В ответ на его взгляд, полный доброты, сострадания и всепрощения, срывается с губ мольба: «Прости нас, грешных. Прости… Прости… И помолись за Россию.»

Светлана
Дроздова