Рассказ о том, как я попал на городскую ёлку

Нина Салина
    Ура!!! Завтра мы не учимся! Завтра субботник по сбору металлолома, как объявила учительница, Елизавета Матвеевна, последний в этом году. Решающий! Она многозначительно посмотрела на класс сквозь очки. Соревнуются между собой, пятые, шестые и седьмые классы. Какой класс больше сдаст металлолома, тот будет премирован. Не подведите ребятки! Мы на третьем месте и нам нужно обогнать всего два класса 5"а" и 7"б." Класс у нас 6"а" был дружный и мы серьёзно готовились занять первое место среди младших классов. Старшеклассники соревновались отдельно от нас.

    В субботу на школьном дворе собралось много школьников. Двор был поделён на территории. У каждого класса была своя, на которой лежала куча металлолома. На заборе висела табличка. На ней мелом указан класс и сколько килограммов металлолома собрано. Каждый класс знал, наверное, каждую железку из своей кучи. И не дай бог если вдруг своя железка оказывалась в другой куче. Сразу же начинались выяснения и обвинения в краже. Из динамика неслась пионерская песня:
              Ну-ка солнце ярче брызни.
              Золотыми лучами обжигай!
              Эй, товарищ больше жизни.
              Проходи, не задерживай шагай!
              Чтобы тело и душа,
              Были молоды, были молоды.
              Ты не бойся не жары и не холода.
              Закаляйся, как сталь!

    Бодрая песня неслась по школьному двору и вдохновляла нас. Но погода явно не желала нас баловать. Ночью прошёл не большой дождь. На дворе был конец октября. Дул холодный ветер и мы приуныли. Вставал вопрос, как опередить соперников? Во всей округе не было, наверное, ржавого гвоздя, который не был бы не подобран и не снесён в металлолом. Где его взять этот металлолом? Куда идти? Все помойки и овраги вокруг посёлка нами проверены и не один раз. И не только нами, но и соперниками по соревнованию. Наш физрук Пеца стоял посреди школьного двора рядом с большими весами. Он взвешивал каждую железяку, принесённую сюда и записывал в особую тетрадь, плюсуя килограммы классу. Пецей его звали все школьники. Это прозвище закрепилось за ним давно. Выпускались классы из школы, а кличка прижилась к физруку. Когда выпускники встречались где-нибудь и заходил разговор об учителях, то всех называли по имени и отчеству, а его просто Пеца. А вообще-то его звали Пётр Севастьянович. Наверное он знал, что его за глаза Пецей зовут, но не подавал вида.

Наш класс стоял около своей кучи металлолома. Советовались,  куда лучше пойти, где искать? Из дома были принесены уже все старые кастрюли и другие не нужные железные вещи, обследованы все чердаки и сарайки. Идей никаких не у кого не было. Другие классы, видимо тоже были озадачены, куда податься в поиск. По не многу школьники стали расходиться кто куда. Пеца сложил руки рупором и скомандовал: - "Разойдись!" Делать  нечего надо идти на поиск. Но куда?

И вдруг мне пришла шальная мысль. А что если сдать в металлолом старую кровать, стоявшую у нас в каретнике? Тогда уж точно наш класс займёт первое место по школе, среди младших классов. Кровать эта, стояла у нас давно. На ней был постелен старый матрац, старые телогрейки. На лето туда приносили лоскутное одеяло и подушку. Я часто там спал в летнюю жару, да и отец придя с ночной смены, отдыхал там, чтобы не мешать дома никому. Когда-то это была красивая кровать. Спинки покрыты никелем, по бокам никелированные шишечки, сейчас всё это поржавело и облупилось. О том, что мне может влететь за это "по первое число," я тогда не задумывался. Главное было занять первое место. Девчонок мы отправили в один конец посёлка, а мальчишки пошли в другой, по направлению к моему дому. Я взял ключ от каретника. Дома никого не было, младший братишка учился в школе во втором классе, родители были на работе. Мы свернули матрац и одежонку в каток и положили на поленницу дров. Разобрали кровать быстро и довольные понесли на школьный двор. Ура! Мы были первыми! Мы выиграли соревнование! В этот день наш класс собрал больше всех металлолома.

      На другой день мать пошла за дровами, чтобы протопить печь. Пришла она очень взволнованная. Было воскресенье и вся семья была дома. "Отец!   Ты куда это подевал кровать из каретника?"- спросила она отца прямо с порога.- "Какую кровать?"- не понял отец вопроса. -"Как какую? Из каретника, на которой ты спишь по лету."- Теперь пришла очередь удивляться отцу. -"А я знаю где она!"- заявил братишка. -"Я её видел на школьном дворе. В куче металлолома Колькиного класса. Я ещё подумал, что очень похожая на нашу из каретника."- Все повернулись ко мне. - "Ах, ты паршивец!"- закричала мать. -"Ты зачем, это сделал? Чтобы завтра же, она была на месте. Понял?"- Я заплакал. Отец, видя, что дело приняло такой оборот, взял меня за плечи и усадил с собой рядом на диван. -"Ну, рассказывай, что тебя заставило так поступить? Только честно говори, без утайки."- Я рассказал ему про соревнование между классами. И что благодаря нашей кровати, мой  класс занял первое место. -"Ладно, мать, не ругайся. На благое дело пошла наша кровать. Он ведь ратовал за весь класс."- сказал отец матери.-" А в каретнике придётся соорудить топчан."-
      
      На праздник 7-е ноября, была торжественная линейка всей школы. Все классы выстроились в спортивном зале. Играли гимн Советского Союза. Было очень торжественно. Принимали в пионеры ребятишек из младших классов. Каждый класс рапортовал о своих достижениях. Председатель нашей дружины Белякова Вера, тоже рапортовала о сборе макулатуры, о занятом 1-ом месте по сбору металлолома, о шефстве над младшим классом. А так же о достижениях в учёбе, сколько в классе отличников и хорошистов. Я не входил в их число, но зато гордился, что мой вклад в сбор металлолома был весомый. Наш класс наградили почётной грамотой за первое место. Мы повесили её в рамочке на стену в классной комнате. Все ребята ходили гордые за свой класс. Дома я рассказал, как наш класс отметили на линейке. Отец сказал: -"Ну вот видишь мать? А ты ругалась!"-

    Наступила зима. А потом и зимние каникулы. В класс пришла учительница и сообщила, что в качестве премии за первое место по сбору металлолома, на класс выделено 8 билетов на городскую ёлку. И она зачитала список, кому из нас выделены билеты. Меня в этом списке не было. Были, председатель отряда, звеньевые и отличники. А я был троечником и не был достоин такой награды. Мне стало горько на душе. Зачем я отдал кровать? Если меня даже не отметили!

     Идя из школы домой, я даже поплакал от обиды. Дома мать заметила мои красные глаза и спросила: -"Не заболел ли я?"- И потрогала лоб. Весь день я был хмурым и не разговорчивым. Обида душила меня. Вечером мать, заметившая моё состояние, поделилась с отцом своим наблюдением. -"Расспроси сам, может тебе, что расскажет? Может старшие ребята в школе обижают его?"- говорила она отцу. И отец поговорил со мной по душам. Я рассказал ему всё без утайки. -"Да, уж"- сказал он. -"Хочешь, как лучше, а получается, как всегда."- Он положил свою руку мне на плечо и сказал:- "Не расстраивайся, я достану тебе билет на городскую ёлку. И ты пойдёшь на неё, это я тебе обещаю."-

      На работе у отца тоже давали билеты на городскую ёлку, но ограниченное количество, и ему могло не достаться. Тогда  он пошёл в профком и рассказал там историю про меня и про сданную в металлолом кровать. Председатель профкома посмеялся над этой историей. Но билет моему отцу выделили и не один, а два. Решили не обижать второго ребёнка. Так на ёлку сходил не только я, но и мой братишка.
Это было лучшим подарком для нас на Новый Год! На городскую ёлку хотели попасть все ребятишки. Там было весело и не обычно. Был большой концерт. А главное выступали цирковые артисты акробаты, фокусники и по залу, где стояла ёлка, ходил настоящий клоун, развлекая ребятишек. Он подошёл к моему братишке и возле нас сразу образовалась толпа.- "Ты почему платочек носишь в ушах,  а не в кармане?"- строго спросил он братишку. Тот засмущался и стал оправдываться. Клоун покачал головой и достал из уха брата красный платочек. Все засмеялись, а братишка покраснел "как варёный рак". Но клоун пошёл дальше, выбирая себе нового ребёнка для розыгрыша. Ребятишки двинулись за ним. Каждому хотелось, чтобы выбрали его. А ещё на городской ёлке раздавали хорошие и большие подарки. Не такие, как в школе, на которые собирали деньги с родителей. Школьные подарки не отличались разнообразием. Каждый год там было одно и то же. В подарочном кульке были конфеты, в основном карамельки, (может одна или две из них шоколадные), яблок, печенюшки или пряник, да  леденец на палочке (петушок или лисичка). То ли дело подарок с городской ёлки! Там было много шоколадных конфет, маленькая шоколадка, вафли, яблок, а самое главное мандаринки! Две больших или три маленьких. Вот это было лакомство! Когда мандаринки съедались, то корочки от них мама мелко нарезала и высушивала. Потом их заваривали вместе с грузинским чаем и пили по вечерам. Аромат мандаринов напоминал нам о Новом Годе.
      И когда в классе, после зимних каникул, отличники рассказывали свои впечатления от посещения городской ёлки. Я дополнял их рассказ, своим рассказом, про братишку у которого клоун из ушей достал платочек. Я был горд, что побывал на этом празднике Нового Года, хотя и не был отличником в классе.            
                2013Г.