Предчувствие опасности

Алексей Большаков
Когда  разбивается  самолёт, тонет  судно  или  терпит  крушение  поезд, почти  всегда  находятся  люди, отказавшиеся  от  поездки  в  последний  момент. Причём, вразумительно  объяснить  свой  отказ  они  не  могут. Ссылаясь  на  предчувствие, предвидение, внезапно  возникшее  острое  нежелание  куда-либо  ехать, спасшиеся  счастливчики  обычно  считают, что  это  «Провидение»  предупредило  их  о  предстоящей  катастрофе.

   Скептики  утверждают, что  на  большинство  самолетов, пароходов  и  поездов  сдают  купленные  ранее  билеты. Но  психологи  и  статистики, пытаясь  сопоставить  количество  пассажиров  обычных  рейсов  с  теми, которые  терпят  крушение, чаще  всего  приходят  к  выводу, что  на  неблагополучных  рейсах  пассажиров  бывает  действительно  меньше, чем  обычно. Это  факт, от  которого  отмахнуться  нельзя. И  этому  факту  есть  логичное  научное  объяснение, связанное  с  работой  нашего  подсознания.

   В  процессе  эволюции  подсознание  возникло  как  средство  защиты  сознания  от  излишней  работы  и  стрессовых  перегрузок. Подсознание  помогает  формировать  наше  поведение, которое  корректируется  сознанием: воспитанием, окружением, полученными  знаниями, приобретенными  навыками  и  комплексами.

   Сознание  -   это  то, что  мы  знаем  и  понимаем, о  чем  имеем  возможность  рассказать  другому  человеку. Подсознание  же  -   очень  интересная, еще  не  до  конца  изученная  область  наших  потаенных  знаний. К  сфере  подсознания  относятся  переставшие  осознаваться  автоматические  навыки, глубоко  усвоенные  нормы  поведения, в  подсознании  «заложены»  наши  инстинкты, весь  жизненный  опыт  человека, в  том  числе  и  генетический  опыт  прошлого, опыт  родителей  и  более  далеких  предков. Подсознание  фиксирует  весь  ранее  накопленный  опыт  рода  и  формирует  интуицию, способность  сделать  правильный  выбор  в  сложной  неопределенной  ситуации, когда  на  обдумывание  нет  времени.

   Все  наши  поступки  определяются  соотношением  сознательных  мотивов  (необходимостью  что-то  делать  или  куда-то  ехать, стремлением  заработать  много  денег, найти  удовольствия  или  удовлетворить  свои  амбиции)  и  присущих  человеку  естественных  подсознательных  мотивов  (страхом, голодом, жаждой  секса).

   При  этом  большинство  решений  люди  все  же  принимают  под  влиянием  сиюминутно  сложившейся  обстановки. Как  подметил  Б. Спиноза, свои  поступки  люди  сознают, а  причин  их  вызвавших  не  знают. А  эти  причины  обычно  лежат  в  области  подсознания, они  закреплены  в  генетической  памяти  и  проявляются  через  инстинкты  и  интуицию.

   Небольшой  пример. Некоторым  людям  знакомо  чувство  опасности, появляющееся  как  будто  бы  неоткуда. Так, стоя  на  остановке  общественного  транспорта  при  приближении  ожидаемой  маршрутки  (или  автобуса, троллейбуса, трамвая     разницы  нет), иногда  вдруг  возникает  острое  желание  пропустить  свою  маршрутку, дождаться  следующей. Желание, вроде  бы, непонятное, необъяснимое. Однако  это  неосознанное  желание  идет  как  раз  из  подсознания. На  каком-то  неосязаемом  уровне  подсознание  человека  может  уловить, что  приближающаяся  машина, возможно, не  исправна. Может  быть, подсознание  «почуяло»  почти  неразличимый  запах, связанный  с  неисправными  тормозными  колодками, но  этот  запах  отложился  в  подсознании  давным-давно; может  быть, траектория  движения  маршрутки  показалась  подсознанию  подозрительной, возможно, человек  раньше  видел  по  телевизору, как  подобная  траектория  привела  к  аварии, но  забыл  об  этом. Не  исключено, что  подсознание  уловило  выражение  лица  водителя  маршрутки  и  сделало  вывод, что  он  пьян. Причины, вызвавшие  острое  желание  не  ехать  на  данной  машине, могут  быть  разные. Далеко  не  все  способны  осознать, откуда  идет  опасность; чаще  всего  человек  просто  не  задумывается  об  этом. Если  пассажир  спешит  на  работу  или  по  делам, он, скорее  всего, преодолеет  возникшее  желание  и  уедет  на  прибывшей  машине. Но  если  время  есть   -  может  пропустить, дождаться  следующей  или  поехать  на  трамвае, «такси». Обычно  поездки  на  общественном  транспорте  заканчиваются  благополучно  и  о  своих  ощущениях  пассажир  быстро  забывает. В  то  же  время  очевидно, что  подозрительные  маршрутки  в  самом  деле  чаще  попадают  в  аварии, чем  транспорт, не  вызывающий  подозрений. И  если  подобное  случается, сомневавшийся  человек  испытывает  шок. Он, как  правило, уверен, что  «предупреждение  было  послано  свыше».

   Но  это  действует  вовсе  не  «провидение». Здесь  работает  наше  подсознание, посылающее  сознанию  сигнал  тревоги. Однако  люди, незнакомые  с  работой  собственного  подсознания, подобные  случаи  связывают  с  мистикой.

   Понятное  дело, магнитные  бури, неблагоприятные  погодные  факторы  и  другие  негативные  условия, которые  способно  уловить  наше  подсознание, могут  стать  причиной  катастрофы  самолета, корабля.

   Впрочем, очень  часто  наши  предчувствия  не  подтверждаются. Бывает, мы  думаем, что  должно  случиться  какое-то  событие, почти  уверены, что  оно  произойдет, а  событие  не  случается  вовсе. Предчувствия, интуиция  могут  и  обманывать  нас. У  одних  людей  предчувствия  подтверждаются  чаще, чем  у  других. Такие  люди  где-то  на  подсознательном  уровне  умеют  лучше  анализировать  и  прогнозировать, они  от  природы  более  экстрасенсорны.

    В любом случае, если  вдруг  перед  поездкой  или  предстоящим  событием  возникнет  щемящее  чувство  в  груди, не  стоит  от  него  отмахиваться. Считается, что  чувство  предвидения  лучше  развито  у  детей. В  спорных  ситуациях  разумно  спросить  совет  у  своего  ребёнка  и  последовать  этому  совету.

   Только  важно, чтобы  подобное  щемящее  чувство  возникало  не  слишком  часто, чтобы  необоснованные  страхи  не  морочили  голову  неоправданно. Слишком  частые  страхи  требуют  обращения  к  психологу.