Что? почему? зачем? размышления о творчестве

Виктор Потёмкин
«Вначале - младенец, потом старик... Это глупо организовано, следовало бы наоборот: ... Вход в пещеру, и все следы близ неё ведут в одну лишь сторону.  Дело начинается с костей, с россыпи, с оскорбительного и смертного тлена.       Что-то происходит ..., но вот старики выходят из своего подземелья поодиночке или настолько крепко слежавшимися парами, что на каждом ещё видны отпечатки его супруга ...      В их морщинах ещё лежит время, земля и ночь.  Они начинают  с великого знания, свершения и мудрости.  Они расстаются именно потому, что любят, и они молодеют тысячекратно в награду за всё несделанное.  И так, ликуя и смеясь, они постепенно растворяются в голубое НИЧТО ...».
      
«В творчестве заключена безнадёжность, о которой знает каждый художник…»
Есть идея, нет вещей ...
      
Нет события.  Нет настоящего, если не считать неуловимого мгновения его превращения в прошлое, —  которого нет по определению.  Будущего ЕЩЁ нет.
      
Есть ИДЕЯ события.  Она превращается во что-то, что растворяется в прошлом, оставаясь той же идеей.  Если идею принимать за событие, то существует  лишь ОДНО СОБЫТИЕ.  Но почему оно произошло именно с тобой — является, похоже, единственной загадкой.  Условной и абстрактной, потому что разгадать её невозможно.  И нельзя решить, превратив в задачу ... о двух, к примеру, поездах, идущих навстречу друг другу из разных пунктов ...  Один пункт обозначен, он обозначен в свидетельстве о рождении, другой зафиксируют те, кто ещё какое-то время будут эту задачу решать.  Каждый для себя,       в конечном счете.
    
Остаётся только ответ.  Ответ на никем не заданный вопрос, вернее, вопросы: «Что?», «Зачем?» и «Почему?».  Знать бы только о чём они?  Не о вещах, но об идеях ...  они были, и их нет ...  Но что-то удерживает их в памяти, как будто хочет о чём-то напомнить.
    
Вещи фиксируют, чтобы изгнать их из сознания ...  Искусство существует, чтобы объяснять себя ...  Разум разумеет о своей разумности ...  А за ним стоит нечто такое, что им управляет и не имеет отношения к событиям.
      
«Размышляй же о смысле действия», — говорили древние.  А не пытайся понять то, что для твоего же блага тебе недоступно.
      
И, тем не менее, действия происходили и происходят, а, значит, имеют каждое определённый смысл, каким бы незначительным или нелепым он ни казался.               
                (1986)