Хранитель времени - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Страна: США, 2011
Режиссёр: Мартин Скорсезе
Сценарий: Джон Логан, Брайан Селзник
В главных ролях: Эйса Баттерфилд, Бен Кингсли
Жанр: сюрреалистичная сказка-притча, драма

_______________________________

Любой вид искусства, как и любое человеческое сообщество, появившись из ниоткуда, по мере развития, начинает нуждаться в собственном осмыслении: что оно представляет собой в этом мире? куда уходит корнями? каков глубинный смысл его бытия? что оно может дать миру? какие перспективы и возможности для него таятся в настоящем и прошлом? Без подобного самоосмысления не происходит гармоничного вписывания этого искусства или сообщества в общую картину мира. Я называю это философией социума.

Я не настолько хорошо знаю кинематограф, чтобы сказать, когда и где были предприняты первые попытки исследовать природу кино. В памяти задержался "Человек с бульвара Капуцинов" Суриковой с прекрасным Андреем Мироновым в главной роли. Про одного из самых великих деятелей в истории кино был снят известный фильм «Чаплин», образ которого на экране воплотил Роберт Дауни-мл. В 2012 году множество наград и в том числе «Оскара» получил стилизованный под немое чёрно-белое кино «Артист», рассказывающий о первом в истории кино кризисе жанра. Один из моих читателей предположил, что фильм «Престиж» по сути своей тоже сводится к принявшей форму фильма глубинной проработке процессов, происходящих в кино, а под рассказ про иллюзионистов он просто закамуфлирован. Литература внесла свой вклад бестселлерами «Киномания» Рошака и «Монреальский синдром» Тилье. Все эти произведения создают мифологизацию пространства кинематографа, будто ему недостаточно собственной ауры, но, видимо, пришла для него та самая пора – когда нужно разобраться в самом себе.

И совершенно неожиданно за эту тему взялся маститый мастер триллера Мартин Скорсезе. Его фильм «Хранитель времени» - о самых-самых истоках кино. Но начинается он историей мальчика-сироты Хьюго, живущего в чреве парижского вокзала Монпарнас и следящего за ходом его часов. Хьюго всего лишь мечтает остаться незамеченным окружающими и «оживить» сломанный автоматон, который прежде пытался починить его отец, а в результате мальчик оказывается центральным звеном очень многих происходящих в фильме событий.

«Хранитель времени» вызвал у меня двойственное впечатление. С одной стороны, это один из самых красивых и стильных фильмов, которые я когда-либо видела. В некоторых своих аспектах он потрясает. Самое сильное впечатление – это то, как изображён мир Хьюго – мир-механизм. И часы, и вокзал, и Париж, и Земля, и все люди на ней – это слаженно работающие и взаимодействующие друг с другом механизмы. Отсюда проистекают и все представления Хьюго об этом мире, в том числе его мысль о «нужности» каждого человека. Ведь лишних деталей не делают, любая деталь для чего-то нужна. Вот то, как Мартином Скорсезе нарисован мир-механизм, вызвало у меня восхищение, подобное тому, какое возникло при виде Лондонского моста в картине Гая Ричи «Шерлок Холмс». Но при всей этой утрированной технологичности создаётся ощущение, что попадаешь в мир Диккенса, чьё влияние в картине несомненно.

Однако, не всё так хорошо, как задумано. Ощущение, что «ах, шедевр!» смазывается прежде всего сценарием, где всё слишком утрированно, притянуто, театрально. Наверное, режиссёром так и было задумано, в конце концов, это больше притча в форме сюра, чем приключенческая лента, но возникает ощущение жанрового дисбаланса и отсутствия гармонии. И даже Бен Кингсли в одной из главных ролей не спасает положения. Герои – слишком символы, в них не хватает жизни, с символами вообще всегда очень сложно работать и воспринимать их… И в этом смысле очень сильно подпортила картину в российском прокате безобразная, практически мёртвая официальная озвучка, от которой сводит зубы, как от лимона. Если соберётесь смотреть «Хранителя времени», возьмите вариант с титрами, не прогадаете.

Затруднюсь поставить общую оценку «Хранителю времени». Зрелищность, стильность – 11+ , игра – 8, режиссура – 8, идея – 9, сценарий – 6.

Стоит или нет смотреть – рекомендаций давать не буду, так как это зависит от того, что именно вы ожидаете увидеть: приключенческий фильм или живописное полотно.