Отрывок из повести Иностранка. Эпизод последний

Леонид Гришин
     — Я ведь замуж очень рано вышла. На третьем курсе уже. Причём выходила я по любви, как мне тогда казалось. В параллельной группе он учился: красивый, стройный. Грузин по национальности. Все девчонки на него обращали внимание. Как хорошо с ним было танцевать на институтских вечерах! Как здорово он вёл и как умел двигаться! И одевался он тогда, в отличие от всех, очень хорошо. Всегда ухоженный, модный, он умел красиво ухаживать: цветы дарил, в рестораны приглашал. Деньги у него водились, конечно. Но и вообще в то время в Грузии жилось куда лучше, чем у нас на Украине, да и в России тоже. Главным образом из-за географического положения. Тогда ведь за границу не ездили, а отдыхали на юге.
     Помню, я ещё маленькая была, когда мы с родителями всей семьей поехали в Лазоревскую. «Дикарями», конечно. Тогда все так ездили – хоть в курятнике, лишь было койко-место. Как сейчас помню, тариф был: со взрослого рубль, а с ребёнка пятьдесят копеек. Приехали мы тогда в Лазоревку, подождали на вокзале вместе с остальными семьями утра, когда откроется адресное бюро, но адреса, где остановиться, тогда не оказалось.  Пришлось нам ехать дальше. По дороге в Адлер по вагону проходила абхазка, предлагала остановиться у них в Гудауте. Мы хотели остановиться в Адлере, но и там впоследствии мест не оказалось. Пришлось ехать в Гудауту. Мы были в числе других шести семей, которых пригласила эта абхазка.
     Мама подошла к ней, спросила, какие условия. Та пообещала, что каждой семье будет выделена отдельная комната. Приехав, мы увидели большой двухэтажный дом, с большим садом и многочисленными времянками. Всего тогда там было, наверное, человек двадцать пять отдыхающих, не считая детей. А тариф был привычный: рубль со взрослого человека и пятьдесят копеек с ребёнка.
     Я вот думаю сейчас вот о чём. Мама тогда получала оклад в 140 рублей, на которые мы должны были жить, одеваться и обуваться. А тогда, если даже три месяца, сто дней, они принимали отдыхающих, да ещё и участок у них такой большой… Немудрено было в таком случае, почему грузины и абхазцы так хорошо жили.
     Вот и муж мой тоже всегда ухоженный был. На его предложение я сразу согласилась, потому что… Потому что любила его, что тут таить. Всё мне в нём нравилось.
     Приехал его отец к нам свататься. Это было весной. Договорились, что свадьбу сыграем осенью, в сентябре. Отец сказал, что весной не по христиански, к тому же и экзамены у нас были, а там и пост начинается… Поэтому договорились праздновать в сентябре.
     Свадьба была у нас, в Харькове. Занятия в тот год были с октября, поэтому мы никуда не спешили. Красивая свадьба была. Платье мне шикарное купили... На свадьбу пригласили практически весь курс. Два дня в ресторане! Конечно, мои родители были немного в ужасе от затрат, но отец мужа сказал, что затраты он все берёт на себя, поскольку у него единственный сын, и ему для него ничего не жалко.
     Спустя два дня мы поехали к ним. А жили они в Гальском районе, в Абхазии. Недалеко река протекала — Ингури. Свой дом у них был, большой участок. Я даже не знаю, почему у них был такой большой участок. У нас в Украине под дачи шесть соток давали. А у них был чуть ли не гектар. У него там росли мандарины, акации, которые у нас называли мимозами. Там, на Родине мужа мы тоже праздновали. Вся деревня гуляла.
     Я даже сказала тестю, что всё это, наверное, стоило ему очень много. На что он ответил мне тогда:
    — Да что ты дочка, всё это в порядке вещей. Мы, грузины, предприимчивые люди, но я не такой. Я работяга. Вот, помимо того, что я механиком в колхозе работаю, у меня собственный сад. Видишь, сколько мандаринов? Сейчас они зелёные, а вот в декабре они поспевают. В прошлом году я без посредников оптом продал их за 23 000 рублей.
     Когда он сказал мне, что он получил столько за мандарины, у меня даже дыхание перехватило. У моей мамы был оклад 140 рублей, не считая подоходные и другие налоги. А тут 23 000... Я прикинула: чтобы маме заработать 23 000, ей нужно 20 лет работать. А он получает столько за сезон. Хотя, конечно, не за просто так. За деревьями нужно ухаживать, их нужно обрезать, поливать, окапывать, но не сравнить эти усилия и этот заработок с окладом инженера. Поэтому он и позволял своему сыну так роскошно по тем временам ухаживать. А на свадьбу машину подарил! Волгу Газ-24. В то время это была машина престижная.
     Жили мы у моих родителей. У них была трёхкомнатная квартира, нам выделили отдельную комнату, гараж купили, в котором стояла машина. Закончили институт, и нас распределили на наш же трубостроительный завод. Я в конструкторский отдел, а он в цех. Отец его помогал нам, поэтому нам хватало и на то, чтобы одеться, обуться и на то, чтобы отдохнуть летом. В отпуск мы ездили к родителям, пока не началось эти девяностые годы... Когда Грузия и Абхазия попала в зону конфликта… И получилось так, что дом его родителей попал на абхазскую сторону. И отцу его пришлось бросить всё и уехать к родственникам в Грузию, но там он недолго прожил — быстро скончался.
     А здесь и у нас начались неприятности: сначала его сократили, но он стал подрабатывать на Волге извозом, как он говорил. А тут и меня сократили... Я пошла в ларёк работать, а он по ночам подрабатывал. Как он мне объяснил: по ночам меньше милиция мешается. Приносил он иногда хорошо, а иногда и ничего. Но большей частью, когда он приходил с пустыми руками, от него попахивало духами женскими, а иногда и водочкой. Почти сразу после этого у него отобрали права на полгода.
     Он закрыл машину в гараже и начал вновь искать работу, но ничего не нашёл. Подрабатывал в каком-то автосервисе, но в семью он ничего не приносил. Зато пить начал сильнее… Права у него через полгода почти сразу же отобрали снова. Так и приходилось мне одной поднимать детей. Только мама моя мне помогала – делилась своей пенсией. Пыталась я мужа вытащить из запоев: и кодировала его и говорить с ним пыталась – ничего не получалось…
     И ведь была же любовь-то у нас! Когда всё было хорошо – я счастлива была. Я любила его, и дети у меня оттого такие хорошие родились, потому что зачаты были в любви. Сын высокий, стройный, на мужа похож. А как складывалась моя жизнь дальше, ты уже знаешь. Приехала ко мне как-то сестра и уговорила попробовать съездить челночницей…
     А сейчас… Жалко мне дочь мою. И не потому жалко, что придётся отдать половину собственности и бизнеса, а потому жалко, что любила она его. Так же, как и я любила своего мужа когда-то. И меня предал мой, и её теперь вот тоже… Видимо, такая уж у нас судьба, видимо, на роду написано. Не знаю я, как ты там под каблук попал… Я вот так и не поняла, что вас, мужчин, удерживает, а что заставляет поступать так жестоко.