Реинституция

Любовь Лерман Закатова
      Экономика экономит на своих же людях: они как в советские времена вынуждены платить по назначенным государством тарифам (вкупе с монополиями), платить налог на землю, недвижимость, коммуналку, бытовые товары, отдавая при этом больше 20% своей заработной платы, а регионах и все 60-70%. Но зарплаты индексируются очень слабо или просто отстают и бегут вдогонку за ростом цен.
    
      Рынок - это та же капиталистическая система с потребительской корзиной, но в десятки раз лучшего качества. У нас в России монополии же стремятся увеличивать количество продаваемой продукции за счет увеличения цен. Но, позвольте, это уже не рыночная экономика, а просто спекуляция. Если ты сам не производишь, то продаешь чужое. Такую позицию отстаивал и Г.Форд в своем производстве:"Дела - это не что иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами, она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства". (из книги "Моя жизнь. Мои достижения", 1989). Кто такие предприниматели - производители или сбытчики чьих-то услуг? Ведь каждое дело требует знания и профессионализма. Купцы в России передавали свое дело из рук в руки, что требовало от них ведения определенного образа жизни. В такого рода делах не может быть иждивенцев - работают все от мала до велика. Кстати, слово "разгильдяй" соответствовало значению "человека, лишенного звания гильдии" или "запутавшегося в делах".
 
      Если в СССР господствовала идеология "Не мы, так другие", это означало "незаменимых людей в стране нет", и ценных по значимости не было и не предвидится. Случилось обесценивание кадров. Почему же идеология назначенцев так быстро прижилась в экономической отрасли? Неужели руководители Гос. плана не понимали того, чтобы было завтра лучше чем вчера нужна лишь конкуренция по профессиональным качествам, нужно всего лишь захотеть измениться и перестать ничего не делать. Уже в рядах самой КПСС возникали зачатки нового демократического сознания. И тому был пример первого Генерального секретаря М.Горбачева. Много ли он ошибок совершил? Да, возможно. Просто не было других примеров перед глазами кто бы помог, отказавшись от идеологического насаждения советского прошлого, не развалить вместе и экономику.Такое действие оказалось не под силу даже Горбачеву. Мощное центральное управление, державшее всю экономику в бывших советских республиках, распалось на составляющие элементы, предоставив последним свободу выбора и перехода на другой путь управления (региональный). Концы, тянувшиеся в 15 республик, были обрублены. Советское производство исчезло, его больше не стало, как не стало дочерних предприятий, агропромышленных холдингов, не стало частных ферм, кооперативов на правах аренды. Куда же делись трудовые коллективы, о которых говорил "Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" 1983 года? Мышление поломали, а люди вынуждены были уходить в ту самую спекуляцию, которую нельзя называть рыночными отношениями. Вредительство как с кулаками в 30-х годах продолжалось, только уже с предпринимателями.

        Где же свобода предпринимательству, где инициатива? Воровство никогда не сможет заменить добропорядочные отношения. Так как у каждого должен быть свой кодекс чести, и у фермеров, и у полномочных лиц. Нужно было тогда запретить под страхом смертной казни разворовывать у своего населения все непосильно нажитое. Была жива и живет иждивенческая психология, и долго ещё придется её изживать. Почему трудовые коллективы не сосредоточили в своих руках свои же предприятия? Законы гласили, что иметь акции предприятий могут в первую очередь сами производственники, но кто же им это позволил? Не успели они обзавестись акциями, как их тут же купили те же спекулянты. То есть собственность на средства производства сразу исчезла. Так что же тогда говорить о частниках, которые вроде тоже имеют свою собственность. Где же выход из создавшегося положения? Изменять сознание и дальше. Банки кредитуют государство, а оно в свою очередь им лицензию на деятельность, первоочередные инвестиции, гарантии. А что может гарантировать государство частнику - сегодня дело идет, а завтра того гляди отнимут. Вот такой парадокс. Идем мы в рынок - значит предоставляем свободу малому бизнесу и те же гарантии, а если не идем, так чего зря время тратить. Ну не приживается мелко-буржуазное сознание к русскому национальному характеру.

        Валютный коридор, он же клиринг. Что было сказано в программе С. Шаталина - Г. Явлинского о праве граждан на экономическую деятельность: "Государство будет стимулировать развитие международных связей, поездок на работу и учебу", "право граждан на рост доходов и социальные гарантии" или регулирование занятости населения на рабочем месте и создание условий для непрерывной квалификации и профессионального мастерства. Экономическая свобода по программе должна была начаться со свободы внутреннего раскрепощения от своей собственной валюты. "Конечная цель разграничение полномочий по управлению государственной собственности". Пункт "Разгосударствление и приватизация" показывал, что многие виды имущества должны остаться в общесоюзной собственности. Что означало единое экономическое пространство с разной национальной валютой, политику полного суверенитета.

       Что же оставалось делать России? Быть втянутой в общемировой процесс демократизации. Суть концепции была произнесена М.С. Горбачевым в Нью-Йорке в 1988 году. Тогда же был сформирован образец действующего законодательства, который был доработан позже в 90-е гг. Мировое хозяйство становится единым организмом, вне которого не может развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне оно не находилось. Это ставит в повестку дня выработку принципиально нового механизма функционирования мирового хозяйства, новой структуры международного разделения труда. Может ли игра в поддавки по принципам общемирового порядка вынудить идти на многие уступки в обмен на лояльность. Зачем так нужно было все ускорять? Завершить завоевания, разоружение, гибельное ВТО, МВФ, демонстрация слабости системы. Но, зато, поменяли мышление. И, наконец, разочарование в демократических идеалах, что было на руку КПСС. Перестройка всего процесса только и выявила равновесие между государственной властью и партийной. Всплыла Программа - 90, которая была составлена "Демократической Россией" и предполагала план захвата власти в стране. Случилась дезорганизация и истерия, что демократы развалили Советский Союз и пользуются поддержкой отечественной и международной мафии.

       Глобализация неизбежна. Век технологии и информации стал во главу угла. Когда интеллект не оценен, он "утекает" на Запад, которому это выгодно при его демографическом коллапсе. Но вернутся ли специалисты обратно? Хочется верить, что они работают там не за идею, а за оплаченный результат. Изъятие статей из уголовного и административного кодексов там практически невозможна, там власть закона. Чего нельзя сказать о России. если взять и амнистировать всех предпринимателей 90-х гг., то изменится ли сознание приспособленцев, уйдет ли паразитическая мораль? Наша политическая и экономическая система несовершенна, а отсюда все перекосы то в одну, то в другую сторону. Мы так и не научились жить своим умом, а требуем к себе уважительного отношения.

       Совместные предприятия, многие из которых специализируются на скупке и перепродаже сырья, предполагают приглашение западных специалистов, но каков их процент? И будут ли они отчислять налоги? Почему для них идет послабление в этой сфере? А где льготы для россиян?

       Принятие на себя обязательств по приватизации человек вынужден брать на себя. Равенство возможностей заключается в разнообразии форм приватизации - от взятия имущества в аренду, покупка его в кредит, либо на паевых началах. Передача жилья и земельных участков в собственность людям - это положительный показатель реформ эпохи перестройки. Но что касается имущества общественных организаций, строительства, имущества Вооруженных сил, транспорта, то проведение инвентаризации проводилось в ущерб самому государству. Сроки и условия приватизации давались в газетах. Плохо то, что продажа осуществлялась вместе с земельными участками, на которой находились объекты. Что выиграли простые люди от этих превентивных мер?

        Удовлетворение потребностей каждого должен решать малый бизнес. А для его расцвета нужны налоговые каникулы, кредиты под маленький процент, так как именно он не  в силах конкурировать с монополиями и утвержденным ими ценообразованием. Поэтому его надо беречь как зеницу ока. Дотации и поддержка государства нужны в первую очередь малому бизнесу. Монополии могут сделать его заложником своих интересов, а значит оставить голодать.

        Чтобы избежать инфляции, надо деньги обеспечивать товарами. Переходный период сопутствовал свободным ценам, где был свободный обмен валютой. Во что вылилась такая политика - люди стали больше откладывать, чем тратить (если даже и было на что), в основном на валютном счете в банках. Займы уменьшались, а цены освобождались от административного давления. Зачем производить, если можно повысить цены. А если есть "черный рынок",есть и "черный нал". Основная нагрузка все равно ложится на плечи людям с небольшим доходом. С высоким доходом люди мало ощущают эту разницу. Цены на продукты первой необходимости подскакивают в первую очередь. Посредники, они же перекупщики товаров первой необходимости и дальше содействуют росту цен.

        В чем были ошибки перестроечного пути?

        1) Движение демократии шло не от народа, а от партии сверху, от Ген. секретаря ЦК КПСС. Только при избрании Б. Ельцина,нового Председателя Верховного Совета РСФСР, народ получил законодательную инициативу.

        2) Производительность труда падала по Роскомстату СССР, падал валовый национальный продукт и национальный доход, росла инфляция, правительственный долг.Центральный Банк поднял эмиссию в 35 раз. Программа "500 дней" была провалена, не сработала реформа бюджета, налоговая система с оборота. Банковская система входила в разрез с программой правительства СССР под руководством Н.Рыжкова. Государственный суверенитет республик перерос в шовинизм с национальным уклоном и национальной валютой (купоны, зайчики, гривны и т.д.)Закупочные цены на зерно и мясные продукты были повышены самим правительством с увеличением бюджета до 9 млрд. рублей. При заключении договоров с союзными республиками предприятия были ограничены прейскурантом Госкомцен СССР от 1988 года.После чего цены взлетели и была введена карточная система.
        3) В чем выигрывала программа Е.Гайдара, ставка была сделана в первую очередь на саму Россию а не на другие республики. Кто ничего не делал не совершал ошибок. Программа должна была реформировать систему лицензирования экспорта, при которой предполагался обмен с бывшими республиками сырьём, углём, газом в обмен на их товары. При этом Россия вкладывала инвестиции в их производство, имея там свою долю в акциях, свои банки, биржи и т. д. Но все под контролем МВФ. Получается, что, Россия взвалила на свои плечи не только свои долги, но и долги других республик (От 17 млрд. долларов).Гайдар пытался сдержать печатный станок, налог был снижен с 32 до 11% на подъем села, на реконструкцию жилья, и это всё на фоне неуемных тратах в Гос. секторе.

        4) Почему Россия так и не ушла от сырьевой базы, основного признака колониальности. Комитет по управлению народным хозяйством МЭК (стабилизационная программа) осталась без поддержки.

        5) Все правительство, руководство не брало на себя ответственности за произошедшие реформы. За чей счет тогда содержалась оборонная промышленность?

        6) Почему Ельцин выиграл? Он сделал ставку не на одного себя, а на команду компетентных популярных, молодых людей.Сюда входили и Геннадий Фальшин, Виктор Ярошенко, Николай Федоров, Виктор Кисин, Михаил Полторанин. Коордиционный Совет включал 25 специалистов, Абалкина, Леонтьева, Бунича, где политическая конкуренция только была на пользу дела. Доверие народа у Ельцина как гаранта Конституции. Демократии не бывает без оппозиции и гласности. Что касается расследования теневого экспорта капитала в 90-е гг.,по поводу одной из сделок, совершенных в ущерб экономики России,которая  касалась продажи необработанных алмазов компании "Де Бирс", Горбачев и Ельцин проводили 5 часовую встречу при закрытых дверях. Ельцин не держался за власть, а считал её только уполномоченным народа. Вот пример из интервью с ним:"Я считал, что Председатель Верховного Совета не может быть слугой двух господ - народа в лице парламентариев и партии, чьи интересы чаще всего не совпадают с народными. Председатель должен быть абсолютно независимым лицом, чтобы работать только во имя интересов избирателей", - "Ведь у нас ставили президентов - Брежнего, Подгорного. Чьи интересы они защищали? Конечно тех людей, которые их ставили. Народ был как бы сбоку припека, его никто не спрашивал. И пока что КПСС отказалась от власти де-юре, но де-факто она остается у руля. И так будет долго, пока вновь созданные партии не окрепнут. И поэтому все разговоры о многопартийности скорее дань времени, чем свершившийся факт. Скажите, какая еще партия, кроме КПСС, сможет влиять на армию, КГБ, управленческие структуры? Монополия партии остается и, к сожалению, будет оставаться не год и не два..."


         Какие меры по выходу из кризиса были предложены командой Ельцина ("О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса")
 
        1) Реформирование аппарата КГБ, превратив его в Комитет общественной безопасности без фискальных функций. Подразделения КГБ должны были подчиняться только Верховному Совету России через Российский комитет общественной безопасности;

        2) Центральный банк выведен из подчинения Сов.министров, оставив только контроль за денежными банкнотами);

        3) Проведение митингов, забастовок, шахтеров было началом гарантией прав и свобод человека в будущей Конституции;

        4) Президентская власть обеспечивает осуществление последовательного парламентаризма и принципа разделения властей.

         Совет Министров РСФСР постановил:

       - не облагать налогами фонды развития производства;
       - понизить верхнюю планку подоходных налогов с граждан до 30%;
       - снизить до 15% налог с прибыли, направляемой на выплату дивидендов;
       - снять все административные ограничения на рост заработной платы, а также установленные в централизованном порядке ограничения на самые разнообразные формы трудовой активности;
       - освободить в течение 6-8 мес. оптовые и розничные цены, начиная с тех групп товаров, производство которых можно увеличить;
       - освободить цены на продукцию российского топливно-сырьевого комплекса и на уголь;
       - влиять на ценовую политику товаропроизводителей рыночными методами. К предприятиям-монополистам применять методы противозатратного налогового регулирования, создающие заинтересованность в снижении затрат и цен. К нарушителям антимонопольного законодательства применять штрафные санкции. С целью борьбы с монополизмом обеспечить конвертируемый рубль и допустить на республиканский рынок зарубежных производителей с соответствующими мерами  по защите отечественного производства;
       - ликвидировать ограничения на свободу предпринимательской деятельности;
       - разрешить всем гражданам и предприятиям на территории РСФСР свободную куплю-продажу иностранной валюты;
       - пересмотреть принципы налогообложения торгово-посреднической деятельности (ст. 153 УК РФ была пересмотрена), установить перечень запрещенных видов деятельности;
       - отменить принудительный гос.заказ;
       - либерализовать таможенные тарифы на импорт товаров народного потребления;
       - упростить систему бухгалтерской отчетности;
       - упростить порядок регистрации новых предприятий;
       - преобразовать государственному систему распределения материальных ресурсов, с этой целью развивать сеть торгово-посреднических организаций и торговых бирж;
       - предоставить специальные линии связи для нужд межрегиональной биржевой торговли и банковских расчетов;
       - завершить инвентаризацию объектов незавершенного строительства, неустановленного(импортного) оборудования, поставленного в счет централизованных капитальных вложений, и других неиспользуемых материально-технических ресурсов и реализовать их через товарные биржи и аукционы предприятиям, хозяйственным объединениям, кооперативам и населению;
       - снять все ограничения на межрегиональную торговлю в том числе и вывоз товаров;
       - упразднить на территории РСФСР карточную систему и талонно-купонную торговлю;
       - преследовать в судебном порядке представителей местной власти, превышающих свои полномочия и устанавливающие местный таможенно-тарифный режим;
       - обеспечить частичную конвертируемость рубля, свободная купля-продажа валюты за рубли на территории республики как этап на пути к полной конвертируемости национальной валюты;
       - образовать валютные фонды, гарантирующие иностранные инвестиции в приобретенные отрасли народного хозяйства России.

       Экономика переходного периода прославилась ненаказуемой инициативой.