Автобиография

Людмила Ивановская-Васильченко
Предисловие
Директор средней школы номер 13 станицы Гривенской Краснодарского края, которую я окончила в 1965 году, попросила меня прислать выпускникам свою Автобиографию.
Мои дети разместили ее на proza.ru, когда я с компьютером ещё совсем "не дружила", и "Автобиография", написанная для земляков, стала как-бы произведением! С тех пор я являюсь одним из авторов на proza.ru.

(Учащимся средней школы №13 станицы Гривенской).

Людмила Ивановская — псевдоним автора одного романа и двух повестей «Кубанская казачка».

Появилась на свет 10-го января 1947-го года в хуторе Слободка Славянского района Краснодарского края, что находится вблизи живописного впадения реки Кубани (Протоки) в Азовское море.

Хутор своей единственной улицей идет от обрывистого берега реки — в степь, которая во времена моего детства каждой весной полыхала алыми маками до самого горизонта. По обеим сторонам улицы стояли друг против друга не более двадцати типовых домов с подворьями.

Здесь же, на берегу, перед могучими яворами - длинное одноэтажное здание - «Правление рыбколхоза им. 1 Мая». В этом же строении - начальная школа и магазин. К пирсу, аккурат напротив «Правления», дважды в сутки причаливал большой, еще довоенный пароход «Фридрих Энгельс».

Сегодня эта короткая хуторская дорога, бегущая от реки в степь, всего через пять минут езды на автомобиле, вливается в современный «автобан» из Славянска-на- Кубани в Ачуево ( Азовское побережье).

Вот и весь хутор Слободка! Я не была здесь более 50 лет!

В голодные послевоенные годы мне посчастливилось родиться в семье председателя рыбколхоза им. «1-го Мая», Криштопы Михаила Федосеевича и его супруги Марии Митрофановны.

Как говорил в детстве мой отец: »Я принес тебя с войны в вещьмешке за плечами!» Первенец родителей, мой брат Вячеслав, старше меня на 10 лет. Младшая сестра Лариса родилась в 1952 году в станице Гривенской.

До сих пор в хуторе стоит дом, в котором я родилась! Он также, как тогда, самый большой в ряду, ближе всех к реке. Тогда правую его часть занимал клуб, а левую — семья председателя колхоза. Я помню, как на «Новогоднюю елку» для детей и взрослых мы всей семьей заходили со своей половины дома в клуб через потайную дверь!

Брат, приехавший на каникулы из Гривенской, сделал мне из фольги и стекляруса сверкающую корону царевны!

Оказалось, что в доме моего рождения и сегодня находится клуб. Тот, старый, обложили серым шлакоблоком, включая и «нашу половину». На длинной стене клуба со стороны улицы нет наших окон. Зато каким-то чудом, несмотря на десятки промчавшихся лет, уцелели остатки нашей остекленной веранды, притулившейся спереди к клубу! Уму не постижимо! Своим заброшенным видом она окончательно портила и без того убогое строение.

Вроде как, жители хутора 50 лет намеренно оберегали кусок моего дома, зная, что когда-нибудь я сюда вернусь!

К веранде близко не подойти. Она отгорожена почерневшим штакетником. За ним густая, высокая поросль от деревьев сплошняком подступает к крыльцу. Рассохшаяся двустворчатая дверь заколочена. Через разбитые оконца веранды солнечным лучом высвечивается внутренняя часть «той самой» стены, у которой стоял наш обеденный стол, и ветхие дранки на потолке! Это место, где я впервые себя помню!

Здесь жила очень счастливая семья. В 1954 году в связи с реорганизацией и переводом Правления колхоза из хутора в станицу наша семья переехала в Гривенскую.

Отец построил дом на половине подворья моего деда, Федосея Ивановича, по ул. Первомайской под номером 27. Дед обосновался здесь с семьей еще в двадцатые годы, вскоре после революции.

Ранее родовое гнездо моих предков по линии деда находилось в хуторе Криштопивка, что в нескольких километрах от станицы вниз по реке. Семья была разветвленной, довольно зажиточной. Было много пахотной земли. Жили натуральным хозяйством. Владели лошадьми, скотом, птицей. Занимались рыболовством, разводили пчел.

В 20е годы прошлого века наш хутор, как и десятки других окрест, был разорен, земля отобрана. Название «Криштопивка» было заменено на «Криштопивские могилки». А со временем могучие плавни поглотили и наши »Могилки», и многие другие, некогда цветущие кубанские хутора наших предков.

В 1954 году отец отвел меня в 1й класс Гривенской школы №13. Моей первой учительницей была Мария Пахомовна Кабанова. Всю математику, а также физику и астрономию в нашем «Б» классе 6 лет бессменно вел гениальный Алексей Данилович Гасик. По русскому языку и литературе учителя менялись четыре раза, но каждый из них был в чем-то талантливей другого. Двое из них выпускники МГУ.

Самые слабые, можно сказать абстрактные знания были у меня по химии, что не мешало мне за устные и письменные ответы получать пятерки и тут же все забывать.

Кроме литературы и истории, любимыми предметами были физика и астрономия. Эти четыре предмета и по сей день кажутся мне взаимопроникающими. Квинтэссенция знаний в этих областях помогает человеку понять: кто он, зачем пришел в этот мир и куда уйдет.

С 1го по 11й класс я была старостой класса. Из многочисленных мероприятий в классе особо запомнились диспуты на «закрытые» темы после уроков на пределе искренности. Как же мы философствовали и самоутверждались! Характеры были те еще! Помню десятикилометровую велосипедную экскурсию с ночевкой всем девичьим 11-ым классом в хутор Забойский. После танцев всколыхнулось мужское население не только хутора, а и всех окрестностей! Но наш класс был монолитен и неприступен, хотя ночью всем было не до сна.

Мы, девочки шестидесятых прошлого века, были жуткими идеалистками и максималистками! Нынешним детям это трудно представить. Мы лезли в души друг к другу, хотели знать правду о том, «кем пред вами слыву!» И сами говорили «в глаза»другим, что о них думаем. Дорожили мнением коллектива и очень хотели быть правильными.

Мы были самонадеянны, часто далеки от реальной жизни, но в нашей среде точно не было нынешнего зла: равнодушия и подлости за спиной.

Моя школьная жизнь была насыщенной и интересной: учеба, спорт, художественная самодеятельность, чтение книг днем и ночью, увлечение поэзией, проба пера, девичья дружба, первая любовь.

Итоговыми оценками с 1-го по 11-й класс были только пятерки. Текущие оценки были разными, но даже четверка выбивала меня из колеи, заставляла заниматься дополнительно, чтобы доказать что-то самой себе. Сейчас я очень надеюсь, что это было здоровое тщеславие, а не гордыня.

Родители в мою учебу не вникали. В конце каждой четверти отец подписывал дневник. Выпускные экзамены в 1965-ом году я сдала на все пятерки. И поэтому не было предела моему удивлению,когда за три дня до выпускного вечера директор школы, Дудик Николай Семенович, сообщил моему отцу за рюмкой водки на базаре, что, якобы, три года назад, за 8-й класс, у его дочери вдруг « выплыла четверка по черчению!»

Эта «выплывшая» четверка была в моей жизни самым первым, но самым маленьким разочарованием.

Позже выяснилось, что «золотых медалей на всех не хватило!» И не только для меня. В трех наших 11-х классах было много сильных учеников. Но наши серебряные медали оказались не хуже золотых. Все медалисты, и не только, поступили в лучшие вузы страны. В этом заслуга наших незабвенных, дорогих учителей. Слава о них в станице еще жива. Они были нашими главными Проводниками по Пути из затерявшейся в приазовских степях глубинки в жестокий и прекрасный «цивилизованный» Мир.

В 1970-ом году я окончила МГПИ им. Ленина. Получила распределение на работу во вновь открытый Речевой Центр для детей с тяжелыми нарушениями речи по специальности логопедия в подмосковный Подольск. Это было самое интересное, самое творческое время. Кроме практической работы копился материал для научной. Именно нашим поколением многое в дефектологии утверждалось впервые.

Карьерная лестница в административном плане меня никогда не привлекала. Потолком была высшая категория, постоянно подтверждаемая, создание собственных методик и базовая помощь молодым специалистам.

Конечно же, во все периоды своей трудовой деятельности я занималась общественной и профсоюзной работой, то есть тем, что называется « работой с людьми». Большой радостью было защитить интересы коллектива или отдельно взятого сотрудника. Нередко у меня это получалось.

34 года — таков мой трудовой стаж логопеда. Я занималась любимым делом, постоянно сталкиваясь с детским и взрослым страданием и болью. Последние 10 лет я работала в системе здравоохранения с детьми, имеющими особо тяжкую речевую и физическую патологию, но с совершенно сохранным интеллектом.

Кому интересна эта область деятельности, знайте: здесь, кроме опыта, знаний и умений, нужно иметь бесконечное терпение, сострадание, бесстрашное и постоянно обнаженное сердце. Иначе никого не спасешь и никому не поможешь.

В 2005 году я подвела черту под своей официальной трудовой деятельностью в связи с заболеванием отца.

Родители приехали к нам, детям и внукам на постоянное жительство в 1985-ом году. Мы с мужем и семьей сестры, имея такую возможность, создали им все условия для счастливой старости: городскую квартиру на двоих в новом доме, построили им дачный дом на участке, предоставленном лично отцу, как ветерану войны в очень красивом месте. Пока они были в состоянии, каждое лето ездили на Кубань, принимали родственников у себя.

В 2005-ом году 4-го ноября моего отца, Михаила Федосеевича, не стало. Ему было 93 года. Восемью годами раньше ушла моя мама, Мария Митрофановна. Ей было 80 лет. После ее смерти отец жил с нами. Родители даже не предполагали, что я стану писать книги. Тем более о Кубани, которую они всем сердцем любили.

В заключение несколько слов о моей семье.

Муж: Васильченко Иван Никитович, выпускник Гривенской средней школы №13, 1964-го года выпуска. Окончил Московский авиационный институт. Работает в Росатоме.

Вместе с ним мы не мало поездили по свету, бывали в разных странах, но даже предместья Венеции со своими камышами казались нам похожими на Кубань!

Двое взрослых детей: дочь и сын.

Давно живут своими семьями. Дочь — Ирина 1968 года рождения, врач.

Сын — Роман, 1973 года рождения, инженер-конструктор.

Четверо внуков. Трое из них школьники.

Старший из них — внук Иван — студент четвертого курса МГИМО, учится на бюджетном отделении факультета «Международные отношения», получает повышенную стипендию. Я им горжусь и верю, что с такими молодыми людьми можно не переживать за будущее России!

Не сомневаюсь, что Вы — нынешние выпускники Гривенской средней школы № 13 не меньшие патриоты нашей страны, чем мой внук Иван!

От всей души желаю Вам, получив аттестат о среднем образовании, решительно воплотить в жизнь свои самые амбициозные планы!

Непременно верьте в себя!

5 февраля 2013 года.

Послесловие
Прошло несколько лет. Мой старший внук Иван - дипломат. Он окончил МГИМО с красным дипломом и уже три года работает в Российском Посольстве Монголии. Внуки-школьники стали студентами известных московских вузов. Я продолжаю работу над романом "Плюта". Это семейная сага о нескольких поколениях моих замечательных земляков. Надеюсь, когда-нибудь в будущем, дорогие мои внуки этот роман опубликуют, так как сейчас в государственных Издательствах подобные произведения не в приоритете.