Красота - это...

Макс Чернышин
      Красота – это Бог. Бог – это любовь.
      Через красоту мы познаём Бога и учимся любить его.
      А если я не верю в Бога? Способен ли я увидеть красоту, способен ли любить?
      В это цепочке для меня остаётся: красота – это любовь.
      Красота – понятие субъективное. Она для каждого своя. Любовь – тоже. Вот и получается, что нет абсолютного стандарта, эталона, а есть вкусы.
      Что такое хороший вкус? Это вкус, который нравится другим. Если другим нравится то, что нравится тебе – у тебя хороший вкус, если нет – у тебя нет никакого вкуса. Почему существует большинство и откуда оно берётся. Вернее, откуда оно берётся это понятно, но почему? Кто решает, что будет считаться красивым, а что нет? Кто принимает это решение?
      Самому не раз доводилось учиться эталонам красоты. Здесь всё: и музыка и культура и внешние её проявления и нормы поведения и мораль.
       «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» По-моему, как-то так говорил писатель. И вот я возвращаюсь к Богу – к утраченному звену цепи утверждений. Бог един. Может ли он быть у каждого своим? Или же люди по-разному воспринимают божественное? По-разному молятся, по-разному понимают закон Божий? Но всё же Он один, и, может быть, поэтому существуют эталоны красоты, понятия о том, что называется любовью?
      Каждый день я вижу то, что мне нравится, вижу и то, что не очень. И стараюсь не замечать того, что совсем не нравится. Но вне зависимости от моего внимания к различного рода вещам и явлениям они существовали и будут продолжать существовать вокруг меня и вокруг каждого из нас. И не только вокруг, но и внутри тоже. Из-за своего выборочного восприятия и внимания ко всему красивому мир кажется мне лучше, чем он есть на самом деле. Кто-то, напротив, пристально смотрит на что-то неприглядное – для такого человека мир кажется хуже, чем он есть.
      Возможно ли беспристрастно смотреть на мир? В равной степени видеть и чёрное и белое? Воспринимать гармонию этих цветов? Некий средний серый цвет. Пепельный. Как пасмурное небо. Вдумайтесь – там за облаками Солнце, с другой стороны – тень. На грани облаков – образец среднего серого цвета. Просто подними голову и посмотри.
      Один раз, наблюдая облака из иллюминатора летящего самолёта, задумался. Нет и здесь усреднённости, даже в мировом воздушном океане. Вот – облако, а вот между облаками просвет, и я вижу кусочек земли внизу. А те, что стоят на ней в этот момент – видят кусочек солнечного неба, которое я вижу целиком чистым с высоты своего полёта. Так же и человек, должно быть, каждую секунду разный и неоднородный внутри себя самого, как это самое небо.
      Красота не перестаёт удивлять. А если перестаёт, то субъективно переходит в разряд обыкновенного, чего-то прозаического. С кем не бывало такого? Это не разочарование. Это привыкание. Восторг, порождаемый красотой – лишь импульс, который рано или поздно неизбежно угаснет. Это движение и непостоянство около того, что называется гармонией.
      Ощутить красоту снова, вновь полюбить, для того, чтобы понять, что жизнь продолжается. В этом движении, в этом течении.
      Приду ли я к Богу, через красоту и любовь, чувствуя восторг и удовлетворение, ощущая трепет и восхищение? Или же, напротив, утвержу себя в мысли о том, что Его нет? На этом пути было много остановок и курс совершенно непредсказуем. Будто бы плутаю в лесу, не зная дороги, будто бы незрячим ищу выход из огромной тёмной залы.
      Когда я слышу эти слова: красота, Бог и любовь, я всякий раз представляю разные образы.
      А что видишь ты?
      
      Серьёзно?