Елена

Дина Иванова 2
ЕЛЕНА



/Попытка создать портрет поэтессы
в интерьере её путевых заметок…/



- Надеюсь всё-таки оставить след в русской поэзии, - совершенно спокойно и буднично она однажды поделилась со мной.

- Дерзко?
- Да.
- Беспочвенно? Давайте посмотрим….



Елена ТАЛЛЕНИКА разделила со своими почитателями впечатления о путешествии по Европе.
Удивительное, ей присущее восприятие реальности, пропущенное через сердце, воплощённое в поэтические образы городов, людей.
Она охватывает широкие горизонты, видит дальше и глубже, чем глаза обычного человека.


«…уезжала не праздно… - гнал амок…
впечатлений … хотелось…».


Что же ей хотелось?
Да, объять необъятное, увидеть большое в малом. Полюбить всё увиденное.
Елена не боится любви...
Даже тогда, когда срывает маски с безобразного, она видит человека, его душу.
Она дышит красотой музыки и творением великих мастеров кисти, она сострадает влюблённому юноше и нелепой фее, кормящей голубей…
Она растворяется в необычном, и растворяет в нём нас.
Её поэтический язык в каждом отмеченном дне - сжатый, картинный и музыкальный.
И каждый раз - бурлит её поток радости, боли, огорчения, изумления.

***

«Не каждому дано воспринимать и писать оголенным нервом, восприимчивой творческой душой!» - пишут ей.
И с этим нельзя не согласиться.

***

Листаю страницы день за днём….
Польша…Чехия…Австрия…Италия.

***

Этюд – дня 1-го…тех, кто Джейн увлечен… Poland



«…унесло далеко... и "направ" ... и "налев ..."
за четыре границы - только в первый час дня...
я теряю из виду - кроны мокрых "дерев..."
им под тяжестью снега - рук уже не поднять...»


Всматриваясь в вагонное окно, её взгляд улавливает выведено на откосе граффити – черно-белая "Jane".
Крик - признания в любви.
Она не могла этого не заметить.
Все вибрации вырвавших чувств, проникают в её сердце.
И там, в топке её страстей, выплавляется боль, отчаяннее, надежда.


«из аминокислот…
вряд ли
чувствовать могут
«лю-боль»…»


Этюд - дня второго – … царство потерь… Kutna Hora,С;esk


Автор ошеломлен историей памятника-церкви, весь декор которой изготовлен из человеческих костей/


«Чума унесла сотни жизней..
В ров … всех в ров… без разбора … не скоро из этих костей –
Но в прошествии времени – люди сделают церкви – декор…».


Сжимается сердце поэта. Она не приемлет этого кощунства.
И собственной кровью пишет:


«Сорок тысяч мор выкосил – след повозок на каждом дворе
Им нет места на небе…и в земле – как другим не нашлось…
Люстрой в церкви висят… став ковчегами в «Кутной Горе»…
Подпирают столбами – как рогами в корчме - мертвый лось…
Наблюдение дня: поцелуи на фоне смертей…
Фотографии - рядом… у объятий – привычный анфас…
Люди - люди… взяв камень, заложите дверь в царство потерь-
Пусть покоятся с миром…».


Этюд - дня 3-го... голубиная фея... Praha.

Сделан снимок. Светлое лицо девушки, на которую не бросают взгляды мужчины…
В воображении поэта рождается образ:


«...голубиная фея
держит в каждом кармане
по горстке семян и крупы…
мелкой птахи любовь –
это все,
что осталось в наследство
от матери…
с феями –
каши не сваришь….».


А сколько таких светлых и скромных девчушек, небогато одетых, наделённых добрым сердцем и потребностью любить… остаются одинокими.
Сердце Елены с ними. Это гимн им.


Этюд - дня 4-го... угадывая страсть...

Если кому-нибудь повезло прогуляться в Праге по Карловому мосту, тот не удивится встрече с уличными художниками, артистами.
Встретиться, послушать, посмотреть и пойти дальше… «посмотрите направо…посмотрите налево».

Поэт позволяет нам задержаться, услышать страсть саксофона и замереть…


«..сточился ртом мундштук – еще, когда был юн…
когда джазмен из Брно сказал: ты бросишь дом -
уедешь навсегда – туда, где подают
на саксофонном соло – не станешь всем – зато -
любого дня бессилье – преодолеет счет -…».


А вот и момент истины:


«найди ее глаза…
пока она внимает – тому, кто любит шик…
ему достались губы и иногда –« розан»…
ты - проникая нежно – уткнешься в дно души …
беря ее невинность – без опасений слез…
она ждала такого… угадывая страсть…».


Этюд - дня 5-го... одним поворотом ключа... Karlovy Vary

Ах, какая милая ирония…

Кто-то в этом райском уголке пьёт лечебные воды,…кто-то мечтает заполучить кораллы и считать, что взял Бога за бороду…
Но, есть вечные ценности…

«Карл у Клары украл кораллы и выстроил мост и назвал его «Карловым» …хотел отсидеться в Карлсбаде на водах… Клара за кражу лишила свободы…теперь он в Карлштейне в темнице ждет казни, а Кларе – кораллы купил герцог Казик … за герцогом слава повесы и мота (по бабушке - родственник Карела Готта )… Готт Карел не Карл - до кораллов не падок и слава Звезды не приходит в упадок… от Карловых вод и до Кралова Градца нельзя одному до сих пор появляться … Фанаты мужчины … влюбленные дамы - бросаются к Карелу сразу «з цвэтамы» …ведь нет ничего, что прочнее таланта…когда он творит… и душе музыканта – нет срока… однако вернемся к кораллам...».

У читателя перед глазами возникает живая сцена:

«Карл встал перед плахой и вымолвил: «Люди, - (не чувствуя страха) – мой род был велик…я – помазанник божий, зачем мне кораллы? честь – много дороже … не крал… каюсь только в знакомстве с кокоткой … в покои впустил … та – пришла с русской водкой … что дальше не помню … судите… я грешен..
И Карл обезглавленный … не был повешен…
Мораль: и величие можно уничтожить - одним поворотом ключа…».

Этюд - дня 7-го... империя Swarovski...

Об искусственных бриллиантах, о блеске мастерства и нищете духа…
А мастер - «…спустя два года станет брендом… любимцем публики и прессы…».

Автор раскрывает своё восприятие этих модных ныне украшений и громкого имени Swarovski, через понимание его таланта и щедрости души.


«Сваровски - смог сделать имя за три года! Он ввел моду на стразы. Кстати, название стразы - происходит от фамилии известного мошенника того времени Страсса. Тот изготавливал фальшивые бриллианты… из стекла. Но прогрессивностью мышления не обладал. Сваровски - делал то же самое, но не обманывал людей…».

Талант побеждает скупость.

В дневнике 24 этюда.Перечитываю и останавливаюсь на том, мимо чего не смогла пройти, повторно читая.

Этюд - дня 9-го... Вена - только город...

Вспоминаю своё первое посещение Вены.
Первая встреча с Веной, как первое свидание, помнишь, что чувствовал…
Лена пишет: - «Да, я въезжала в него уже ближе к ночи. Освещен огнями, покружила по городу - и умирала от восторга. Но потом на второй и третий день, когда эмоции поулеглись - стала видеть и большее».

Располагая разнообразными средствами выражения своих ощущений, она осязаемо передаёт те чувства, которые когда-то первично вдохновляли другого…
Поэтому так интересны её заметки от посещения музеев.

В музее истории искусств, её взгляд остановился на картине Фрейда Люсиана – «Спящая соцработница».

Художник изобразил спящую на диване обнаженную женщину, страдающую от чрезмерной полноты. Откровенно и с вызовом.

/Любопытно, что эта картина побила рекорд среди работ Фрейда.
Она была продана в 2008 году. Я раскопала – её покупателем стал – Роман Абрамович. Это так к слову/.

Творческая индивидуальность поэтессы проявилась в тоне и оценках увиденного - неожиданно, смело и рискованно…


«…да! Это я…
С чувствительностью рта…
И той же генетической смолой,
Налипшей на извилины души…».


Из переписки с друзьями:
«За Люсиана огромное спасибо!!
Здесь можно сказать сюр, но ваши слова -
«за грязью стекол чистоту души
никто не удосужиться узреть…» …
надо иметь безразмерную душу, чтобы так прочитать полотно!!»

Её Ответ: - «Знаешь, как для меня определяется гениальность? Являть миру то, что еще никто не являл. Видеть красоту там - где никто не узрел. Выразить себя так, чтобы ни у кого не возникло ощущения, что он уже это где-то видел или слышал».

Она сама их тех, чей творческий стиль богат разнообразием средств выражения, её скрытые смыслы поэтических этюдов - многообразны.
Иногда трудно постичь их сущность до конца, но всегда любуешься воображением автора, его способностью так ярко передавать эмоции…


Листаю далее странички дневника:


«Все отлично - впечатлений полна, готовлюсь "перевалить" через Альпы. Сейчас в Вене на три дня. Прихожу в гостиницы без ног. Утром лазила ещё в Чехии в пещеру, а завтра собираюсь в оперу, но лучше было бы, конечно, сегодня. Сразу после пещеры..! Экстрим - мой стиль. Смеюсь. Два километра на лодке по подземной реке - О....ЭТО САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ…».

А сколько ещё впереди… и все самые сильные.
Как она искренне любуется природой.

«..именно АЛЬПЫ - потроганные в живую - за камень и снег и воду тающей наледи - и этот ни с чем не сравнимый воздух – космоса - и чистоты...покорили и стали самым сильным впечатлением от поездки! Мне никто не мешал. Только природа и я. Вот в чем ценность…».

Следуют новые встречи и думы, думы… о себе, о жизни.
Этюд дня 19-го... счастье, что-нибудь видеть...

Повторюсь, так может сказать и чувствовать, глядя на картины, только она:


«С благодарностью пяти портретистам, создавшим семнадцать моих портретов».

Мысленно Елена обращается к мастерам кисти.

«…непременно красивы…
не красивых обманывать грех…
выбирают без имени …
имя, в сущности – так… ерунда…
в счастье что-нибудь видеть …
получивший какой-нибудь грек –
ставший позже Эль – Греко -
обессмертит ее навсегда…».

И вновь предельные откровения:


«вся –
из души художника -
выберу – мягче кисть…
вся –
из династий оперных – пробуя «ля» -
сорвусь…
стану искать причину …»


Этюд - дня 22-го... Бродскому из Венеции...

Встреча с ним в Венеции…

«...может быть это главное: мы разминулись во времени...».

Прочитав её признание, сразу захотелось перекрыть расстояние и сказать ей: - «Вы не разминулись с ним во времени... Он вашей души страж. Читаешь ваше чудо послание и слышишь его голос.

Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым
лицом, сравнимым во тьме со снятым
с безымянного пальца кольцом, грызя
ноготь, смотрит, объят покоем,
в то "никуда", задержаться в коем
мысли можно, зрачку -- нельзя...

Вам удалось задержаться и мыслью, и взглядом, и сердцем».


«…ты уезжал без паспорта, чтобы за ним вернуться...
знал, что расцвет и упадок - свойственный всем руинам-
спишет на войны история - лавры отдав Конфуциям...
кажется, все потеряно, но за бессонницей ночи -
торкнет в груди пролапсом - утихомирив думы...
приступ ... - и "этой" жизнью - страшно пожить захочешь-
о коммунальном Питере - просто забудешь думать...
может быть это главное: мы разминулись во времени...
звезды не встали в круге - плоско... а только в проекции...
то ощущенье свободы ставшее бременем в Римини -
стало необходимым - воздух, вобрав Венеции...
бывшее недостижимым - море: во всех стаканах
жажда уже не мучит... снятся снега и ели...
и не тоска... но рифма просится стать "Тосканой"
но для тебя чернила были во всех отелях...»


Впечатлений от Венеции у поэтессы много. В письме сообщает друзьям:

«…Венеция - это одно из тех мест, где хотелось бы жить. Итальянцы - широтой души - в моем рейтинге - занимают первое место… Впечатление от Венеции - в новом стихе. Была вся в "прошлом"... мистифицировала сознание… Обожаю ее теперь навсегда».

А здесь слышу, как в этих строках она шлёт улыбку.


« Да...еще..был говорящий попугай в окне дома..он потешал меня свистом на разные лады и иностранными словечками. Даже что-то по-русски сказал. это конечно же, русские туристы его научили - …очень забавный...такой свойский парень. Пока стоишь рядом - делает вид что не замечает..как только сделаешь шаг - тут же начинает свистеть, как портовый хулиган. Типа: - "Эй, красотка, куда путь держишь? Я ему потом тоже свистеть начала в той же тональности - получился неплохой дуэт…».

И далее …. « прогулка на катере , а на выходе из него -.. поющие у вокзала - работяги….по-моему малайцы, которые выпив hard drinks, без какой бы то ни было закуски, сидя просто на камнях- потрясающе нежно выводили народную песню... И конечно стекло...! повезло набрести в узкой улочке на мастерскую настоящего венецианского мастера- старика - с собственным магазинчиком в полушаге от канала- и прикупить там не китайские поддерки под "муран" , а настоящее - нежнейшего цвета моря - стекло с множеством пузырьков внутри. Неровные, разномастные бусины разной формы и цвета: только- только после оплавки, с пылу с жару, как пирожки. Я счастлива. Он сказал, что повторений не бывает. И эта их уникальность - мне больше всего нравится».


А мне больше всего нравится её уникальность. Поэта и человека.
Она непроста. Её трудно иногда понимать, можно не принимать манеру стихосложения, но пройти мимо…
Вряд ли.
Судьба её стихов, как когда-то писала Марина Цветаева:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед...


***

Как читатель признательна ЕЛЕНЕ за подаренное путешествие, за волнующее поэтическое слово.
За радость открытия в ней, в себе - готовность удивляться, а значит - не разрешать душе лениться.

Уже дома она напишет:


«…я хочу быть везде! БЕЗ – ГРАНИЧНО и в безднах авари-умных
останавливать резко - свой авто… чтоб НЕ ВЫИГРАТЬ час…
никуда не спешить… ждать альпийского хлеба в пекарне…
созревания Малбека … смены времени года в себе…
чтоб мои дневники - содержали, как хроники Нарнии,
фото главных событий… у безвизовых сроков в судьбе…»


Там, в хрониках Нарнии - детские фантазии… борьба добра и зла… детские мечты…
Здесь, в поэтических этюдах – реальность.
Иногда сотворённая воображением, душевными порывами и творческой энергией автора. Однако, в пределах определённых условностей - имеет объективное существование.
И в этом их не только эстетическая, но и просто общечеловеческая ценность – общения, сопереживания и духовного возвышения над буднями…

***

Страничка Елены - http://www.proza.ru/avtor/tallennikayaho