О графомании, литературе и волках

Большой Конкурс Русской Прозы
Во времена ОНО было такое разделение среди водителей – на любителей и профессионалов.
Профессионал – это тот, кто крутит баранку за зарплату.
Любитель – кто крутит её  в своё удовольствие. И как бы хорошо он это не делал, он всё равно считался и назывался любителем, будь он трижды ас дороги и светофора.

У рыбаков такая же картина. Правящий путину в брезентовой робе на рыболовецком сейнере – профессионал, ибо получает за свою работу деньги. А пенсионер с удочкой – любитель, ему интересен сам процесс.

В литературе та же картина, как бы ни хотелось некоторым местным критикам переворачивать всё с ног на голову. То есть, литератор, получающий ДЕНЬГИ за свои труды, живущий на них есть профессионал. Есть такая профессия – писатель. И не имеет значения, хорошо он пишет, или не интересно для отдельно взятых критиков. Ибо критерий тут один – деньги, оплата труда.

Любитель же (теперь про наш сайт) пишет бесплатно, для собственного удовольствия. То есть пишет ДАРОМ. Иногда такие говорят – «не могу не писать, поэтому пишу». И тут смысл сказанного перекликается с другим термином – «графомания». Навязчивое желание писать бесплатно, для некоего собственного удовольствия. Пусть даже он в разы талантливее любого профессионала, всё равно он – графоман. Здесь определяющее значение имеет сам факт бесплатности.
Некоторые скажут – ремесло. Так ведь дело в том, что талант = 1% дар + 99% труд, и без ремесла тут не обойтись, если вы хотите стать не графоманом, а профессионалом.

Но когда графоман начинает задумываться об оплате своего труда, тогда он робко вступает на путь профессионализма. И тогда происходит либо перестройка литературных ценностей, либо осознание своей бездарности. Ибо если ты так талантлив -  то должен владеть любыми видами литературного оружия, тебе всё должно быть подвластно. И странно, если ты не умеешь писать так же просто, как пишет Лукьяненко.
Не можешь – молчи.

Но графоман понимает это подсознательно, и всячески оттягивает этот момент, и придумывает для себя оговорки типа «графомания – это когда пишут плохо, хуже меня»…
И начинаются посещения всяческих конкурсов и клубов, где собираются такие же графоманы, подбадривающие друг друга и критикующие Донцову и Маринину. А заодно и Дэна Брауна, которым зачитывается весь мир.

Но - о хорошем.
Как правило, на таких конкурсных площадках рассматриваются короткие бессюжетные рассказы, изобилующие красочными метафорами. И подчёркнуто игнорируются такие жанры, как фантастика, фэнтези, эротика, детективы, отчасти мистика, произведения для детей и подростков, сказки.
Я считаю, что незаслуженно игнорируются. Кто-то сказал, что «писать для детей – это высший пилотаж». Почему – думаю, объяснять не надо. Дети чувствуют бездарность с ходу, интуитивно. Не так, как взрослые.
А сколько в народных сказках мудрости? Что там Фрейд…

Написать умную, красивую не пошлую эротику тоже не так легко.

Что касается хорошей фантастики, то она, по сути, ничем не отличается от любовного романа – те же страсти, характеры и перипетии судеб. Разве что декорации поэпатажнее.

Мы собираемся восполнить этот пробел и следующие конкурсы посвятить таким жанрам. Но для этого нам нужны неравнодушные люди, эксперты в деле Звёздных Войн,  говорящих серых волков и прелестей Эммануэль...

Алексей Дроздов.