Корпорация клира или прообраз Сионской горницы?

Марина Балуева
Забавный диалог  произошел у меня  недавно на фейсбуке. К сожалению, не могу привести его дословно, так как мой собеседник внезапно закончил беседу, убрав все свои комментарии. Этот собеседник также высказал свою обиду  на мои вопросы, и почему-то не мне , но автору темы в личном сообщении. И автор темы был вынужден уже после этого уничтожить мои вопросы и комментарии. По понятным причинам: они бы странно выглядели: как разговор с молчащим собеседником. Что ж,  люди, не умеющие поддерживать беседу, если чувствуют, что  производят не то впечатление, которое хотели  бы произвести – не редкость в социальных сетях. Их взрывная неучтивая реакция в этом случае – тоже банальность.

 И, тем не менее, мне впоследствии показалось необходимым передать суть дискуссии хотя бы в пересказе.

Для начала была выставлена статья, в которой поднималась проблема строительства храмов в Москве по патриаршей программе «200 храмов». Мол, здания типовые, строятся без учета реальных нужд, не вписываются в городскую среду и прочее. Автор статьи предлагал, не прекращая строительства, все же начать обсуждать поставленные вопросы и корректировать проекты. Я не привожу эту статью здесь, так как к теме дальнейшего обсуждения она имеет косвенное значение.

Посмотрев предлагаемые фото, я высказала предположение, что в храмах не отводится место для трапезных, библиотек, воскресных школ и других помещений внебогослужебного назначения. Так можно было предположить, исходя из внешнего вида строений. «Вы еще про пандусы спросите», - иронично посоветовал мне автор  темы. «Кстати, и пандусы тоже», - сказала я. Через некоторое время возникло фото храма с пандусом и примыкающими к зданию флигелями. Женщина, разместившая фото, объяснила, что это их новый храм, построенный по программе «200». Я сказала, что в Питере, к сожалению, такого практически нет. Разговор некоторое время был посвящен пандусам, инклюзивному образованию и интеграции инвалидов в общество. Далее в комментах появляется снимок. Помещение без людей, столы, поставленные буквой «п», накрыты белыми скатертями и сервированы двойными белыми тарелками и стеклянными бокалами. Новый участник дискуссии объясняет, что это трапезная нового храма, который был построен по программе и недавно освящен. Я спрашиваю, для кого такой шикарный сервиз, и объясняю, что в тех храмах, где трапезничаю я, принята одноразовая посуда, потому что нормальную посуду просто даже негде и некому мыть. Человек объясняет, что сервиз выставлен для приема правящего архиерея, в храме есть и кухня, и мойка (последние сведения он добавил не без гордости за удобства в новом храме). Впрочем, вот когда недавно  был день рождения отца дьякона, то праздновали с одноразовой посудой и в другом помещении. Парадная трапезная на снимке использовалась для праздничной трапезы на освящение храма. «А кто праздновал?» - спрашиваю я. «Правящий архиерей, клирики, жертвователи и представители администрации, служащие храма, хористы и мы, грешные». – перечисляет мой собеседник. «Какие-то женщины самоотверженно всю ночь готовили, и мы им спели многолетие». – добавил он. «А «мы, грешные» это кто?» - уточняю . «Я друг семьи отца настоятеля, остальные тоже люди, близкие к клирикам», - - был ответ. «Понятно, - говорю – а прихожане были?» Ответ: «Прихожан не было» Я: «То есть они пошли домой, предварительно оплатив "пожертвованиями" ваш обед, так?" Ответ был: «Отец настоятель всех звал, но трапезная была полупустая, может, потому что будний день». Я говорю далее, дескать,  это очень странно, что люди не откликнулись на призыв. Зачем же тогда строился храм, для кого, если люди не пришли в храм по такому важному поводу. Мне отвечают: « Нет, на службе людей было много». А за ним фото храма изнутри, заполненного людьми. Тут я впадаю уже в полное недоумение: «На литургию они пришли, а на трапезу не пожелали остаться, так что ли?» В ответ мне ссылка на сайт храма. Смотрю фото и тексты. Нарядно, красиво. Судя по  контенту, в храме кипит катехизаторская и прочая деятельность. Возвращаюсь с сайта в тему, на фейсбук. Говорю: «Видела приглашение на субботник по расчистке строительного мусора, видела приглашение на праздничную литургию. Приглашения на трапезу не было».

Вот после этого он и обиделся.

Что хочется сказать по поводу этого разговора, вздохнув. Людей объединяет деятельность. Христиан объединяет Христос. Есть поговорка: делу время, потехе час. Каков бы ни был трудовой коллектив, почти везде люди узнают друг друга в работе, а общаются за чаем, за обедом,  некоторые и на корпоративных вечеринках. Традиция приглашения к столу и преломления хлеба идет из древности. За столом люди становятся ближе. Причем, трапеза может быть абсолютно безалкогольной. Это нормально. Объединяет людей не алкоголь, а сама возможность  посмотреть в глаза друг другу, на минуту оставив заботы в стороне.
 Я долго думала, почему же так старательно избегают прихожан на трапезах в большинстве наших приходов. Потом мне пришло в голову очень простое объяснение: сторонники современного церковного устройства  считают клир корпорацией по оказанию религиозных услуг, где прихожане рассматриваются в качестве клиентов корпорации. Тогда все понятно и встает на свои места. Действительно, хорошо поработав и обслужив клиентуру, вполне законно можно расслабиться в узком кругу, куда клиентов не допускают, и это естественно. Услуги могут быть разными по цене, для этого существует прейскурант, но могут быть и бесплатными в виде бонусов  и рекламных акций. И было бы странно, если бы врачи приглашали к обеду пациентов,  учителя детей и родителей на новогодные корпоративы, а банковские служащие распивали чаи с вкладчиками. Вот и сошелся этот пазл.
Но эта схема никак не вяжется с представлением о Церкви, как о Теле Христовом, где все члены объединены любовью о Христе, где заботятся о малых, а «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мф. 20, 27). Не вяжется с тем образом Церкви, который описан в книге Деяний апостольских в Новом Завете и продолжен в Предании образцами лучших общин, как монашеских, так и мирских.

Нам говорят, что строить общину по апостольскому образцу невозможно сегодня, так как  для этого «нет условий», так как «поменялись времена» и прочее в том же духе. И судя по всему торгово-нравоучительная корпорация из профессиональных служителей культа, куда в виде уступки будут отныне привлекать и «профессиональных мирян» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3268055.html    ) – это то, что соответствует  духу времени как единственно возможное, безальтернативное явление.

Смущают все же некоторые моменты. Попытаюсь их перечислить. Во-первых, любая корпорация, желающая привлечь клиентов, проводит  мониторинг их запросов и интересов, чтобы действовать более успешно и более отвечать спросу. Во-вторых , в любой корпорации существует работа с жалобами и рекламациями, возврат денег за неосуществленное обслуживание или плохой товар. И в-третьих, корпорации платят налоги с прибыли.
И вот  тут начинается самое интересное. Даже если на минуту принять ради чистоты эксперимента представление о церкви как о корпорации клира (такое положение кощунственно, но попробуем понять оппонента), то получается, что, во-первых церковь как корпорация клира абсолютно не интересуется потребностями клиентуры,  настаивая на том, что эти потребности ей заранее известны, либо полностью  плохи по определению, во-вторых не принимает никаких жалоб и рекламаций, и не возвращает денег (попробуйте вернуть «пожертвование» за некачественное лампадное масло, я на вас посмотрю). Не говоря уже о налогах, кассовых аппаратах и прочих мелочах.
 
Чем объясняются такие грандиозные льготы корпорации клира?
 
Вы можете себе представить концерн, занятый производством и продажей чего-нибудь, скажем, глиняных горшков. И чтобы этот концерн даже не интересовался мнением покупателей о своей продукции и не спрашивал, какие у них пожелания? И не возвращал деньги за брак? Что будет с таким концерном? Он разорится. Впрочем, есть обстоятельства, при которых этого не произойдет.

Концерн не разорится в том случае, если будет единственным вокруг производителем данного товара.

Корпорация клира производит какой товар или услугу? Правильно, связь с Богом. И, если не подавать данный вариант связи с высшими силами как безальтернативный, тут же набегут конкуренты и придется много трудиться, придется биться за клиента. Значит, вкладывать труд. А хочется комфорта. Поэтому нам так усиленно внушается, что официальный храм – это единственное место, где эту связь нам помогут установить. Поэтому нам так усиленно внушается, что без церкви, без храма, без службы нет спасения. Но из Евангелия мы знаем, что «Дух дышит, где хочет», что поклоняться Богу надо не на каком-то месте, а в «духе и истине»( Ин 4,19-24), и еще что «не человек для субботы, а суббота для человека»(Мк  2:27-28).

 Не складывается этот пазл.

Что же такое Церковь по Евангелию? Зачем Господь установил ее?

Традиционно прообразами Церкви в Новом завете считается  Сионская горница во всем собирательном смысле этих слов. Это и помещение, где собирались ученики Христовы, и место совершения Тайной вечери, и место схождения на апостолов Духа Святаго.  Это собрание Христа и его учеников, преломление хлеба, пребывание в радостном общении, вдохновление. Причем, мы помним, что Спаситель перед Тайной Вечерей и крестной смертью вымыл ноги своим ученикам, показав пример взаимоотношений между высшими и низшими. То есть ни о каком использовании одним человеком другого не шло речи, ни о каком торге, ни о каком распределении на качества, заслуги или категории. Если вернуться назад по евангельским событиям и вспомнить эпизод Преображения на горе Фавор, то получим еще одно подтверждение тому, что в церкви невозможен карьеризм и деление людей на сорта и заслуги. В ответ на просьбу апостолов распределить для них места поближе к себе Христос ответил: «Не знаете, чего просите» ( Мф. 20, 22). имея ввиду тяжесть ноши, которую несет первый.

Часто используемыми цитатами, когда говорят о Церкви, являются следующие. «По тому узнают вас, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою»(Ин  13:35), а также «Не ставят светильник под спудом…( Лук. 11, 33).  Вспоминают также апостольское  «Тяготы друг друга носите, тако да исполните закон Христов(Гал.6.2).

Из всего сказанного можно вынести представление о Церкви как о собрании людей, чьим учителем является Христос, а вдохновителем Дух Святый, где отношения строятся на любви и взаимопомощи. И только такой образ Церкви может  быть привлекательным для других и служить распространению Истины.

Ничего не сказано ни о помещении, в котором это должно осуществляться, ни о чинах и подчинениях. Есть о почтении к учителям, о подчинении рабов хозяевам, но только в русле любви и смирения. Не в предлагаемом нам ныне русле терпеливого молчания перед любым безобразием, терпения нелюбви, холода, торга и унижения. А только в русле любви и смирения. Наоборот, это в Иерусалиме, где был распят Христос, был храм, построенный по всем правилам и законам, в этом храме шел торг и священство этого храма было  кастой высокопоставленных. И все это,   материальное и земное, не послужило даже познанию Истины, не говоря уже о ее распространении.

То есть помещение храма в христианской традиции не является сакральным при всем к нему уважении и при том, что это помещение, используемое правильно, приобретает со временем свойства «намоленности», благодатности, освященности. И, тем не менее, храм не является объектом поклонения, выполняет служебную функцию укрытия от непогоды и праздных взглядов для общей молитвы. Но нам усиленно внушается( с самого начала церковного возрождения в девяностые) образ храма, которому надо поклоняться, на который надо жертвовать. И, якобы, жертва эта освящает человека уже сама по себе, грехи прощаются «жертвователям и благоукрасителям» независимо от их образа жизни, взглядов и устремлений. Храмоцентризм удобен, прост в исполнении, более того, он выгоден, как выгодны в большинстве все строительно-ремонтные работы.

Образ апостольской Церкви стремительно выветривается из РПЦ МП, подменяясь образом иерусалимского храма. Другими словами, подменяясь «вертикалью», бездушием, попранием и использованием низших высшими, копированием мирских бюрократических структур (чего стоят одни речи о «социальных технологиях» в церкви и о «профессиональных православных», которые мы постоянно слышим то из уст предстоятеля, то из уст пиар-менеджера РПЦ).
Знаменитая фраза из фильма  « Покаяние» (режиссер Тенгиз Абуладзе) - «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму», которая в начале девяностых стала слоганом, вдохновляющим церковное возрождение, постепенно стала толковаться  не в переносном, а в самом прямом смысле слова, уничтожающем суть этой крылатой фразы. Сегодня, подводя итоги двадцатилетнего возрождения, можно спросить: «Нужен ли храм, если в нем поселяется ложь?»
Такие вот мысли возникают у меня сегодня в ответ на призывы строить и возрождать храмы. И на патриаршую программу «200 храмов» в том числе.

В заключение приведу четверостишие из стихотворения Вячеслава Иванова, ставшего знаменитым в последнее время, так как было любимым и часто повторяемым стихотворением  отца Павла Адельгейма, убитого при исполнении пастырского долга, за веру
Совершается Церковь, когда
В глаза мы друг другу глядим,
И светится внутренний день
Из наших немеющих глаз…

Кирпичи для такой Церкви можно носить голыми руками. Без программ, технологий и спонсоров.

М.Балуева, ноябрь 2013