Зверинецкие пещеры из тайны в будущее

Лена Муравьева
Киев – одно из самых загадочных мест планеты, в чем не трудно убедиться на примере Зверинецких пещер

Киевляне и гости столицы хорошо знают о пещерах Лавры и Китаевой пустыни. Однако есть и «третьи», таинственные, распложенные на самом высоком холме в Киеве – Бусовице или Бусовой горе, в местности, называемой Зверинец.
Название горы имеет отношение к бусам – деревянным ладьям, которые приплывали некогда к крепости Самватас, построенной на Бусовице. Об этом упоминается в исторических документах византийской эпохи X века. Ученые полагают, что с этой крепости собственно и началась история Киева. Ну, а «Зверинец» расшифровывается довольно просто. В этих краях, во времена Киевской Руси в изобилии водилась дичь. Что касается пещер, по предположению ученых, принадлежащих старинному Выдубицкому монастырю, то возраст их на век старше печерских. А история обнаружения похожа на трехактную мистерию с двумя военизированными антрактами под рабочим названием «Чудеса земли Киевской».

Действие первое
По одной из версий в октябре 1888 г. киевлянка Феодосия Матвиенко увидела странный сон про подземелье и иноков, а спустя некоторое время уже наяву обнаружила вход в длинную пещеру. Войдя в нее, женщина обомлела: помещение было усыпано человеческими останками. Потрясенная Феодосия поспешила в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, расположенный поблизости, и рассказала о увиденном.
Само собой поднялся шум, приехали ученые (профессор А.Прахов, директор Херсонского музея древностей В.Гошкевич, профессор Киевского университета св.Владимира В.Антонович) и представители власти. Все были поражены! В Киеве уже находили древние пещеры, но в столь неповрежденном виде – никогда. Пещеры представляли собой центральный «проспект» с ответвлениями в обе стороны, в стенах были небольшие ниши. Уцелевшие в них захоронения (возраст – не менее восемьсот лет) лежали головами в глубину, а ногами к галерее. Из предметов бытовых и культовых были обнаружены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа (древнерусский кирпич, почти кубической формы), остатки кожаной обуви и керамики, кожаные кресты и пояса с изображениями святых, прочая утварь.
Из интересных находок той поры можно назвать сохранившиеся на стенах пещер древнерусские рисунки и надписи, среди которых исследователи увидели Зверинецкий крест, ставший популярным православным символом московского патриархата.

Антракт первый
Итак, пещеры нашли в 1888 г. – времени расцвета науки и культуры, всплеска меценатства в Российской империи. Место обнаружения – третий по величине город в стране, центр православия и паломничества. Значение находки трудно недооценить. Казалось бы, вперед и с песней! Тем ни менее, вход в пещеры засыпали. Почему? Причины весьма уважительные! Земля на Зверинце, на Бусовой горе принадлежал тогда Артиллерийскому ведомству, нисколько не заинтересованному в проведении раскопок. И вообще в Киеве, уже который год шла «гражданская война». Военные героически сражались с городской думой, пытающейся помешать доблестной армии укрепить рубежи горячо любимой родины в одном отдельно взятом городе на Днепре.
Что и говорить, в Киеве – объекте стратегически важном – крепостные сооружения строили издавна. Но с середины XIX века (когда в том уже не было особой нужды) процесс «крепостизации» обрел угрожающий для города характер. Запланированная постройка двадцати семи фортов могла погубить Андреевскую и Десятинную церкви, Флоровский монастырь, университет и многое другое. Ведь размах был грандиозный. Только одному Лысогорскому форту надлежало затмить прежние достижения и стать крупнейшим в мире. А тут рядом, час пешего хода, на территории соседнего Зверинецкого форта, напичканом по завязку пороховыми складами, гражданские бездельники нашли какие-то пещеры, да еще задумали изыскания проводить. Совсем обнаглели!
Киевская крепость ни разу не участвовала в боевых действиях. Не осуществила ни одного боевого выстрела. Она устарела до завершения строительства, и во время описываемых событий это было ясно даже не специалистам. Но вход в Зверинецкие пещеры был засыпан.

Действие второе
Почти двадцать лет спустя, в 1906-м пещеры на Зверинце напомнили о себе опять. Земляные провалы открыли вход в большую подземную галерею, вдоль которой по всей длине (почти 60 м) с обеих сторон размещались ниши с погребениями, кое-где даже сохранились остатки деревянных гробов. В 1910 г. благодаря оползню обнаружилось еще два входа (содержимое пещеры разграбили местные жители).
Наконец в октябре 1911 г. пещерами заинтересовался игумен Свято-Троицкого монастыря о. Валентин (Ф.И.Коротенко) и задумал открыть подземное кладбище для посещения паломникам. Подобное решение требовало приличных финансовых и организационных инвестиций, осуществить которые взялся чиновник особых поручений при генерал-губернаторе князь Владимир Давидович Жевахов. Он арендовал землю и привлек к раскопкам, производимым за собственный счет, члена Киевского товарищества охраны памятников старины и искусства О.ДЭртеля, уже раскапывавшего Китаевские пещеры.
В ходе проведенных в Зверинце работ (были разобраны завалы, выполнены нужные обмеры, сделаны фотографии настенных надписей) обнаружилась масса интереного. Однако две находки – кипарисовая епископская панагия (небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди) и икона на металле с изображением Богоматери с Младенцем – носили уникальный характер. Обе датировались домонгольским периодом.
По завершению раскопок были изданы две книги: И.М.Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость» и «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» А.Эртеля, которые до сих пор являются главными источниками информации о пещерах на Бусовой горе. Народная же слава настигла пещеры еще до завершения археологических работ. В Зверинецкие пещеры хлынул поток паломников и просто любопытствующих.
За несколько последующих после открытия лет произошла канонизация преподобных Зверинецких отцов, у входа в пещеры была возведены церковь Рождества Пресвятой Богородицы и придел во имя святителя Иоасафа Белгородского.
До 1933 г. в Зверинецком скиту параллельно шли богослужения и исследования. А с 1934-го в святыне снова случился «антракт», предшествовали которому события страшные: убийство настоятеля Зверинецкого скита, Архимандрита Филарета и взрыв храма.

Небольшое не лирическое отступление
Ученые предполагают, что Зверинецкие пещеры служили подземным монастырским кладбищем времен до монголо-татарского нашествия. Однако наличие детских и женских останков позволило выдвинуть альтернативную версию о том, что в пещерах скрывались обычные горожане во время набегов или штурмов, а нападавшие завалили вход и, тем обрекли людей на смерть. Но больше всего вопросов возникло по поводу принадлежности пещер. Дело в том, что в летописях про пещерный монастырь на данной территории нет ни слова. Неучтенным же столь масштабный «объект» быть не мог. Посему по принятому ныне допущению Зверинецкий пещерный монастырь считается  частью Выдубицкого монастыряа, возведенного в честь низвержения языческого идола Перуна первым Митрополитом Киевским Михаилом в 1070 г. Считается также, что найденная в пещерах кипарисовая панагия принадлежала митрополиту Михаилу. Не исключено, что и сам святой отец похоронен здесь же. Впрочем, есть и другая версия. Якобы, существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинца после официального принятия христианства сам «выдыбал» из-под земли. Что отнюдь не кажется легендой. Ведь после 1888 г. пещерный монастырь «делал»  это не раз.
Кроме предположений и легенд изыскания о киевской старине пополнились еще и фактами. Благодаря настенным надписям стали известны имена восьми зверинецких игуменов. Причины же забвения, самый первый антракт длиной в восемьсот лет, так и остался тайной. Возможно, сыграло роль разорение монастыря во время многочисленных набегов половцев или татар. А может, случилось что-то иное.

Антракт второй
В 1934 г. пещеры были закрыты и разорены. Храм взлетел на воздух, тысячелетние останки святых были осквернены. В Киеве снова шла «гражданская война», как и во всем СССР, город на Днепре с остервенением боролся с опиумом для народа. Появился даже специальный закон о борьбе с мощами. Кости сдавали в утильсырье, ребятня бегала по улицам с мешками полными черепов…Землю скита отдали Ботаническому саду и пустили под частную застройку. Во время оккупации в пещерах прятались местные жители. К хрущевской «оттепели» о Зверинце практически забыли. Невзирая на знаковое значение! Уникальность находки! Возраст! Две написанные книги и массу документальных свидетельств! Забыли и все! Девичья память плавно перетекла в старческий склероз, и древний храм списали в тираж. А после того, как в середине 60-х в пещеры забрались местные ребятишки, вход в старинный храм от греха и забот подальше, засыпали и вообще предали забвению…
Однако в 1969 г. появилось постановление Совета Министров УССР, согласно которому Зверинецким пещерам нежданно-негаданно был присвоен статус памятника археологии. Ну, не удивительно ли?! Родина вдруг вспомнила про возведенный во времена крещения Руси, разрушенный в эпоху построения социализма, разграбленный жадными, поруганный глупыми, не обозначенный ни в одном киевском путеводителе исторический объект и решила его охранять? Даже неловко спросить, а зачем, и, собственно, от кого? От себя что ли?!

Действие третье
Не стоит думать, что благодаря звонкому статусу что-то изменилось. Обитель не начали реставрировать, руины стояли в первозданном виде, пока в 1988-м не случился скандал. Общественность, осмелевшая в годы гласности, восстала против строительства на Зверинце высотного здания. Это была уже третья попытка городских властей (1919 г, 1936 г.) прибрать к рукам святое место. Однако, как и прежде, Зверинец не покорился. Год спустя территория храма перешла к Музею истории Киева с целью исследования, реставрации и музеефикации. А 2009-ом по решению Священного Синода Украинской православной церкви Московского патриархата возникла новая обитель — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, который сейчас активно строится, охотно принимает в стенах своих храмов верующих и практически ежедневно проводит экскурсии для туристов.
Кстати, в обитель вернулась ее великая святыня. В «Ионинском листке» (издании Свято-Троицкого Ионинского монастыря) в 1990 г. вышла заметка о Зверинецких пещерах, в которой в качестве иллюстрации была помещена дореволюционная фотография образа Зверинецкой иконы Пресвятой Богородицы. Статью увидел один из старейших клириков Киевской епархии протоиерей Михаил Макеев и тут же вернул икону в возрождаемый Зверинецкий монастырь. Торжественный акт передачи произошел в день памяти Иверской иконы Божьей Матери 26 октября 2000 года. Собственно, этот день был установлен Священным Синодом Украинской Православной Церкви как день памяти Зверинецкой иконы Пресвятой Богородицы.
Обитель может «похвастаться» и другими чудесами. Некоторые главы преподобных Зверинецких отцов мироточат и благоухают. В чем не единожды убеждались монастырские иноки и что постоянно вызывает благоговение верующих. Но самое большое чудо Зверинца, хочется верить, еще впереди. Ведь по показаниям георадарных исследований под Зверинцем существует еще до километра неизвестных ходов. Когда-нибудь они откроют себя людям.

Для газеты «Тайны Эпохи»