Авангардист ф. смирнов и его андеграунд

Андрей Козлов Кослоп
 
 На бытовом уровне понятия авангард, андеграунд, абстракционизм, чуть ли не взаимо заменимые синонимы.  Это нечто не эдакое, не такое  как у настоящих профессиональных мастеров, эпатаж, пощечины общественному вкусу.  Но хотя все три слова начинаются на одну букву, это вообще о разном.  Авангард – дейсвительно передовое, революционное новаторство в искусстве.  Абстракционизм, судя по творчеству  главного абстракциониста Кандинского, вылупился из импрессионизма, то есть некий определенный стиль, метод, изм. А вот андеграунд это совсем третье.  Когда  особенно после второй мировой войны   получило  на западе и особенно США,  накопившие немалый жирок  на второй мировой войне,  получила распространение такое явление как масс-культура, то творческий  творец  столкнулся с тем фактом что  искусства обходятся без его талантов  и богатого внутреннего мира , художник  всё же продолжал творить то, к чему его подзуживала незасыпающая креативность, возник андеграуд – искусство  для узкого круга избранных ли, случайных ли, ещё каких-то.  Это искусство  стремилось  не только быть иным, но и обращалось к зрителю, который тоже хотел иного.
Вот как описывает  андеграундного художника Пелем Вудхауз в рассказе «История Уэбстера»:
«Ланселот, сын моего кузена Эдварда -  начал мистер Муллинер,  – в то  время, о котором я говорю, был красивым юношей двадцати пяти лет. Осиротев ещё в нежном возрасте, он вырос в доме своего дяди Теодора, высокопреподобного настоятеля Болсоверского собора, и этот святой человек испытал страшный шок. Когда по достижении совершеннолетия Ланселот написал ему, что снял студию на Ботт-стрит в Челси  с намерением остаться в столице и стать художником.
О художниках настоятель был самого низкого мнения. Как ведущий член Болсоверского наблюдательного комитета он, мужественно исполняя омерзительный долг, был вынужден присутствовать на частном просмотре суперсуперфильма «Палитры страсти». И теперь ответил на сообщение племянника возмущенной эпистолой, в которой подчеркнул, как прискорбно и больно ему думать, что его собственная плоть и кровь по доброй воле избрал жизненный путь, который рано или поздно приведёт его к писанию портретов русских княгинь, которые, лишь наполовину прикрыв наготу, возлежат на диванах в обнимку с ручными ягуарами. Он убеждал Ланселота вернуться под его кров и стать младшим священником, пока ещё не поздно.
Но Ланселот остался неприклонен».
Есть андеграунд, а есть мейнстрим старомодных дядюшек. В СССР также был мейнстрим, и также , но возможно по несколько иным причинам иные художники  туда не попадали, так что был и андеграунд, только писали там уже не княгинь с ягурами, и таковыми были  совсем-совсем не аристократы.
Читатели «Архипелага» читали или слышали про Гавриловых, Махотина, Букашкина. Вот это и был свердловский андеграунд.  И поскольку сейчас также есть мейнстрим, сколь бы он неумощался  актуальным искусством, так что есть и андеграунд.
Один из таковых – как раз и есть Феликс Смирнов. Мама  Феликса – была художницей и поэтессой как раз  того самого анеграунда, Зинаидой Гавриловой . И толк в  именах она как поэт знала, так что имя Феликс получил очень лучистое и редкое, Лично у меня всего лишь два знакомых Феликса: это руководитель легендарного ЧК-ГНУ-НКВД  Дзержинский и собственно  сам Феликс Смирнов. 
Фамилия же Феликса, напротив, самая распространенная. Причем, «самая» в самом прямо смысле – «смирнов» самая частотная русская фамилия, более частотная чем Кузнецов или Иванов, так что редкое имя Феликсу было абсолютно необходимо. 
Так что не смотря на столь смирную и мейнстримную фамилию Феликс  стал андеграундным художником.  Он вырос среди картина  своего отчима Валерия, которого он считал отцом, среди стихов мамы, в постоянном наблюдении за всеё той богемой, котря проходила через дом Гавриловых, увешанный начиная с коридора  шокирующими сюрреалистическоготическими картинами, который воспринимались толи как  несколько упрощенный Дали, или как несколько сюрреалистичный Гойя.  Когда искусствоведы и прочие профессиональные любители искусства, наконец увидели картины Гаврилова, они их также поразили, потому что иные из них были ко всему прочему довольно большими, и картин было много, и это был 100% андеграунд В советском мейнстриме  не принято было писать на религиозную тему (разве что поскольку постольку в исторических сюжетах) , но  Гаврилова были огромные угрюмые, тревожащие и даже странные лики  Христа, Будды, Магомета и без какого-либо историцизма.  Ко всему прочему картины ещё производили некое жуткое впечатление,  что тоже было не мейнстримным настроением.
Так что Феликс нам интересен ещё и тем, что  потомственный андеграудист, андеграундист по крови, с детства.  Как многие художники и как все андеграундные художники Феликс ничего не понимает в искусствоведении.  Точнее говоря, как все истинные андеграндные или не совсем андеграундные художники он ничего не понимает как бы вообще. Это главное природное свойства художников: они не понимают, и в качестве компенсации очень хорошо чувствуют и чуют.
Он неизменно стремтится к чему-то безмолвному, невозможному, неуловимому, многозначному, котррое так и не может уловить или обозначить, так что на этом пути он приходит естественно к абстрактной живописи, которая для него есть портрет с натуры космоса.  Афторы с логическоим мышлением вроде вашего покорного слуги  отличают космос, в который летали Гагарин и Терещкова, от космоса греческих идеалистов, который под оным понимали  бескрайнюю гармонию и порядок, противоположные хаосу и всяким безобразиям.  Для  Феликса  это  одно и тоже, и он это пишет. И пишет совсем не так, кстати, как Кандинский.  Кандинский, строго говаоря, хоть и отец абстракционизма, но не совсем именно абстракционист. Если внимательно приглядеться на полтна «чингизхана живописи», то можно различить остатки пейзажа, ландшафта, который Кандинский превратил в цвет , то есть, это как бы очень последовательный импресинизм и  сверхминималисткая  фигуративность.
А Феликс в своём абстракционизме именно беспредметен.
Абстракционизм, как и конструктивизм, принципиально демократичен, прост и народен.  Абстракциониста Феликса не интересует  кубизм, перспектива, он не рисует, а  типа мыслит. В ряд ли мы прочтем его мысли, как читают символы, орнаменты на полотенцах или геральдическцюе каббалу.  Просто человек так или иначе мыслит, и мыслит именно образами, а теоремы, гипотенузы и силлогизмы, это довесок к мышлению, как бы юридическое оформление того, что мы помыслили.  Такой вот художественный художник не может и вовсе глух к тому, что называется «развитием производительных сил». И даже по тексту есть нечто политическое и связанное «классовой борьбой» художник видит  иное, неуловимое, эдакое. Как помните в «Неуловимых»  Яшка пробирается через поросшую длинной травой заводь,  а потому он на фоне вечернего небо мечется как в теневом театре. 
И когда  мы все больше и больше отвлекаемся, отдаляемся от того, что може тбыть  высказано, остается абстракционизм.  В конечном счёте  художник приходит к абстракционизму. Художник –папуас. Тем более, если художник  стал или изначально оказался в андеграунде. Он намерено дистанцируется от мейнстрима.  Мейнстримный  профи рисует нечто очень мастерски. Андеграунд – это папуасы, у которого нет школ, но он всё равно живёт-творит, бороздит океаны. И  у него почему-то получается и нередко привлекательно, впечатляюще, художественно.
Полинезийцы не имели двух одежд, их религия стояла из двух слов табу и мана. Их искусства и литература состояли из одного слова тату.  А расшифровка дощечек ронго-ронго показала, что в язык полинезийцев  было меньше чем в каком-то ином языке согласны (от  8 до 11), так что  в языке было множество слов, которые были разными словами, но звучали одинаково или похоже.  Эта пустота, простота,  лаконичность культуры, пробуждает некую «стволовую» творческость, и полинезийцы легко переплывали со всеми своими семьями океан на лодках с балансиром.   
В абстракционизме  Феликса нет ни слов, ни пиктограмм. Поскольку его мать и отец рисовали-писали, пишет и он. А раз он пишет, то потом снова и снова начинает  красками сотворять нечто. «Профессионализм», так называемый  – это техника. Техника – ограничивает, так что однажды, техника будет рисовать вместо нас на удивление зрителю (так что в конечном счёте, такое удивление придёт какому-нибудь уколу с каким-нибудь пептидами, создающими психоделическую рок-музыку в нашем несчастном мозгу).   Андеграунд в этом отношении – совсем не авангард, совсем не art of to day, он стремится (скорее бессознательно) отстать от техник-технологий.  Технику он не любит не потому, что он пацифист, эколожист или философ-назад-к-природе,  и не потому что аутист (аутисты, кстати, технику очень даже и любят), просто когда внимательно смотришь на пятно, линию, на тающие друг в друге краски, иногда вдруг, что-то за этим звучит очень интересное, чарующее, немая музыка, как говорили дзенцы.   Знаете некоторые русские люди, совсем не знающие дзэна (в смысле книг Завадской, Бежина, Германа Гессе, Судзуки  и Ко), тем не менее вполне дзэнцы.  У дзенцев живопись (которая, кстати,  ценилась , если она при всем прочем была монохромной)  была  аксессуаром их мистической практики.   Они  стремились к своего рода «непрфессионализму». Который они называли словом «увэй». В некоторых работах (в «списках», как выражается  коллекционер невьянской  дзенско- старообрядческой живописи Женя Ройзман)  Феликс  попадает.  Конечно, человек привыкший к натюрмортам, ничего в абстрживописи не  увидит.  Но в таких случаях, я всегда спрашиваю: «А почему вы собственно так сердитесь так возмущаетесь, ведь перед вами просто краски, нет никакой ненормативной лексики?!»…
Когда Феликс рассказывает о чем-то, он смешно шевелит пальчикам, как будто воздух это клавиши рояля.  Жена иногда боится, что он станет таким же, как мама Зина (которая была даже не поэтессой, а поэтом 24 часа в сутки) . Однажды он сбрил правую часть бороды, так что лицо его стало напоминать знак Ян-Инь.  Иногда он рисует нечто в духе  реалистического примитивизма (с кем не бывает), но даже тогда  картинки его живут. На выставке Пушкина-4  со мной пару раз так было – вижу какая-то интересная картинка, подхожу  прочитать имя автора  –  Феликс.   Андеграундней Феликса только Спартак-Седаков, у того почти 50%  работ  освобождены  от «мыслей изреченных» (точнее,  освобождены все, но 50%  производят при этом эстетическое впечатление). 
Впрочем, чего бы я не написал, до конца это всё равно не будет правильно, ибо «манифестированное дао, не есть истинное дао», - как говорил один теоретик из КНР.  Но, благо, журнал-газета – цветной-цветная, так что можно посозерцать (дзен – так и переводится «созерцать») феликсовские «списки» в уменьшенном виде…
Непонятных слов  расшифровывать не буду, ищите сами в Википедии. Там хоть много и неправильно, но много и вполне правильно. Слово «вики» тоже, кстати,  придумали полинезийцы.  Так что всё одно к одному. 
--
ещё об свердл. авнгардизме: http://www.proza.ru/2011/07/30/1044