Заслуж. худ. России Юрий Леонов. Я - художник мира

Вячеслав Суханов
Арт-Inside
Юрий Леонов
Я - художник мира…

Встреча с одним из самых заметных художников Сергиева Посада, керамистом и живописцем Юрием Леоновым состоялась у него в мастерской на Угличе. Юрий Петрович – человек немногословный, но в его кратких ответах на мои вопросы всегда была видна обнаженная суть его человеческой и творческой натуры – честность и мудрость…

Основное - керамика

- Юрий Петрович, к какому художественному жанру относите вы свое творчество?
- Это реалистическое искусство. Вполне реалистическое искусство. Это и керамика, и живопись, и графика.
Я и в газете «Вперед» рисовал, когда главным редактором ее была Елена Сергеевна Галкина. Ольга Блинова писала статьи, а я к ним рисунки делал. Это было давно, еще при советской власти…

- Но основное место в творчестве занимает, наверное, керамика?
- Да, керамика, конечно. Больше всего люблю керамику, но живопись мне помогает в цветовом, композиционном отношении. Для этого я и занимаюсь живописью.

- А учились вы по какой специальности? 
- Я учился в Строгановском училище, на отделении керамики. Сначала учился на вечернем отделении, а после армии поступил на дневное. Это было прекрасное время. Жили мы в общежитии. Много было общения. Среди студентов было много интересных и талантливых людей. Это главное. Я много получил от этого общения.
Потом я преподавал в Строгановке, вел для студентов керамику и рисунок…

- А кто из известных ныне людей учился вместе с вами?
- Например, я учился с Валерием Малолетковым, он сейчас профессор, действительный член Российской академии художеств, народный художник России.

- Нос не задирает перед бывшим однокурсником?
- Да нет. Я с ним встречаюсь, нормально беседуем. Все отлично.

Источник – народное искусство

- Некоторые эксперты относят ваше искусство к авангарду. Вы с этим согласны?
- Не совсем. Я могу сказать, что мой язык - язык декоративности, это не авангард. Это вполне реалистическое искусство.

- А декоративность имеет корни в русском народном искусстве?
- Да. Я люблю очень иконы, народное искусство. Они источник моего вдохновения. Но в керамике не только у русского, но и у всех народов подход одинаковый. Подход к материалу у всех один и тот же – что в России, что на Украине, что в Мексике, что в Перу.

- Подход один, а результат разный?
- А результат зависит не от национальности, а от художника, какой он есть и что у него внутри. 

- А что такое подход к материалу? Это химический состав?
- Нет. Это работа с материалом. Вот Мухина (Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) — русский и советский скульптор, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, автор скульптуры «Рабочий и колхозница» на ВВЦ – прим. авт.) говорила: «Что хочет материал?»

- А что хочет материал?! Что это значит?
- Это значит – что можно из него сделать. Дерево – это одно, глина, металл – другое. Холст – третье. Вот как ты к нему относишься, то из него и получится.   

- Кого вы считаете учителем в своем творчестве? Или вы идете своим путем?
- Стараюсь вообще-то собственным путем идти. На основе наблюдений и изучения разных художников. Например, мне нравится бельгийский художник Миро. Потом наш Петров-Водкин. Потом русская икона.
Я как-то был на выставке японской керамики в Днепропетровске. Народ ходил и ничего не понимал, настолько условно и метафорично это искусство. А мне японская керамика очень нравится, все эти чайные церемонии, сервизы. Пришлось объяснять людям, в чем суть японского искусства.

- А наше русское народное искусство выше японского?
- Не бывает такого понятия вообще (слегка повышает в запальчивости голос — прим. авт.), чье искусство выше или ниже остальных! 

- Я только что был на выставке Натальи Гончаровой. Ваше творчество где-то пересекается с ее искусством?
- Мне очень нравится творчество Натальи Гончаровой, особенно та его часть, где она развивала русские фольклорные традиции. Она делала композиции – даже религиозные, но по-своему их претворяла. Не просто копировала что-то, а искала свой собственный художественный язык, свой путь.
Но общего между ней и собой я не вижу. Я стараюсь учиться у таких великих художников, как она, но работаю по-своему. Потому что невозможно повторить другую индивидуальность.

Роль художника – в отражении времени

- В чем вы видите роль художника в жизни и истории страны? И в чем ваша собственная роль?
- Во-первых, время – очень важный фактор в развитии художника. В свое время были художники Левитан, Шишкин – да, они отражали свою эпоху, а вот сейчас вписаться в современную эпоху, в современную жизнь – это совсем непросто. Я считаю, нельзя  срисовывать, «фотографировать» какие-то пейзажи и выдавать их за произведения искусства! Ведь роль художника – совсем в другом – в том, чтобы выразить эпоху в своем материале. Передать время, его дух. Вписаться в него и передать с помощью материала и своей композиции свои мысли.

- А как вы считаете, вам это удается?
- Иногда удается.

- А в каких произведениях вам удалось передать наше время?
- У меня есть такая «Корова», в которой, как мне кажется, получилось это выразить. В этой работе, говорят, есть что-то от Шагала и от русского искусства. 

- Насколько востребован сегодня продукт художников-керамистов? Приобретают ли его музеи?
- К сожалению, музеи поставлены сейчас в такие условия, что им не до закупок произведений искусства. Мы недавно делали выставку в Москве, в Музее-мастерской А.С. Голубкиной, так по ее окончании просто подарили свои работы…

- А меценаты, коллекционеры, просто любители искусства покупают керамику?
- Некоторые покупают. Но таких ценителей нужно еще найти. Иностранные гости к нам в мастерские, к сожалению, не заходят. В салон Дома художников тоже. Они идут в лавру.
Кое-что из созданного мной есть в коллекции искусствоведа Галины Дайн. Иногда заходят ко мне в мастерскую на Угличе Юрий Калмыков с Николаем Бобылевым, недавно снова были и купили кое-что из моей керамики. Я у них на привокзальном рынке сделал когда-то керамические окошечки в стене, до сих пор стоят.   

- Понятно. А на вернисаж у лавры, как я понимаю, вы не пойдете…
- Бывают иногда вернисажи, но в Москве. Например, в Кускове. А у лавры – нет, это ниже всякого уровня…

Индия, Бали, Сахалин…

- Многие известные люди нашей эпохи – Николай Рерих, Джордж Харрисон, Стив Джобс – совершали в свое время длительные поездки в Индию. Это во многом повлияло на их дальнейшую жизнь. У Рериха это отразилось на его картинах. Харрисон привнес в рок-музыку традиционные индийские мелодии и инструменты. Стиву Джобсу Индия поменяла все его мировоззрение и помогла стать тем, кем он стал.
Вы тоже совершили вояж по этой экзотической и прекрасной стране. Какое влияние лично на вас оказала эта поездка?
- Там богатейшая культура! (Воодушевляется.) Например, для детей есть школы музыки, танца, рисования, живописи. Там множество музеев. И вообще эта страна много дает для души. Колорит, архитектура, горы – настолько все красиво и замечательно! Мы были в усадьбе Рериха в Кулу, жили там. Я и в Индии много работал, написал несколько картин и здесь после приезда – тоже. В «Конном дворе» даже выставка была «100 дней в Гималаях».

- Кроме Индии, вы где-то еще бывали?
- В Индонезии был, на острове Бали, еще в Польше, в городе Гнезно, побратиме Сергиева Посада, в Болгарии, на Сахалине. Да и как все наши художники, по стране много ездил…

- Вы как-то рассказывали мне, что пересекались на одном из художественных конкурсов с самим Эрнстом Неизвестным…
- Да, как-то в Кирове проходила выставка Эрнста Неизвестного, и в этой же галерее мне тоже сделали экспозицию. Как мне показалось, народ к творчеству Эрнста Неизвестного отнесся неоднозначно (улыбается) – некоторые посетители заявляли, что не понимают его сложных композиций и даже, фигурально выражаясь, плевались. А вот ко мне отнеслись очень хорошо. Один профессор даже отметил мою выставку в местном журнале, так она ему понравилась.

- Вам присвоено звание заслуженного художника России. Что значит для вас это звание – просто награда, итог длительной работы или стимул к дальнейшему самосовершенствованию?
- В этом нет никакого аванса. Считаю, что я заслужил это звание, потому что с 1978 года работаю, и думаю, что имею право называть себя заслуженным художником России. 

- А вообще кем вы себя сами считаете: русским художником или художником мира?
- Я - художник мира, потому что мне нравится все мировое искусство и все художники мира!