Наталья Гончарова. Между Востоком и Западом

Вячеслав Суханов
Арт-Inside
Когда таланту нет границ…

Познакомиться с творчеством Натальи Гончаровой меня сподвигли настойчивые советы знакомых посадских художников – Валерия Воробьева и Юрия Леонова. До этого, каюсь, о прародительнице русского авангарда я ничего не слышал. Помню, словосочетание ее имени и фамилии первым делом вызвало у меня ассоциации с женой А.С. Пушкина, во-вторых – подозрение о родстве с главой города. Первая мысль, к счастью, оказалась ближе к истине – Наталья Сергеевна, как выяснилось, - была дальней родственницей жены великого русского поэта…

В филиале Третьяковки на Крымском валу я пробродил почти четыре часа. И, если в залах с постоянной экспозицией, посвященной искусству ХХ века, я встретил только двух (?!) посетителей (которые, кстати, меня все время «преследовали» и мешали насладиться в одиночестве лучшими произведениями русского авангарда – такими, как знаменитый «Черный квадрат» Малевича, «Влюбленные над городом» Шагала и, скажем, «Купание красного коня» Петрова-Водкина), то…
То в залах с выставкой работ Натальи Гончаровой от людей было просто не протолкнуться! Причем почти возле каждой картины сидели похожие на жандармов бабульки, следящие за каждым моим жестом и словом. Мне даже на миг показалось, что власти подняли по тревоге и пригнали сюда все Дома престарелых Москвы и Московской области…

Но о главном. Мне Гончарова понравилась. Понравилось тем, что показала Западу - а потом уже и нам самим, как гениален русский народ, если ему не мешать самовыражаться. Понравилась КАЧЕСТВОМ и законченностью своих работ. Понравилась МНОГООБРАЗИЕМ творческих идей.
Конечно, ей несказанно повезло, что, живя в российской глубинке, она познакомилась с народным бытом, неповторимой русской природой. Это залегло в ней навсегда.
Позже, когда она переехала в Париж, ей повезло, что она попала в мировой центр новаторских художественных идей и «измов». Она была знакома с лучшими художниками начала ХХ века. Она впитывала все в себя, как губка, и бесстрашно пробовала во всем том новом, что уже народилось или только начинало нарождаться в мировом искусстве. И нигде не оскандалилась. Пропустив сквозь свою русскую душу мировые тенденции, она оставалась собой – непредсказуемой и гениальной…

Вот ведь вопрос, - устало удивился я, выходя из музея. – ПОЧЕМУ здесь столько людей, а на Малевиче – никого?!
Может, потому что уже надоело?! Может быть, потому что даже авангард одного конкретного художника иногда может быть надоедливо одинаковым?!
Я не смог ответить себе на этот вопрос. Может быть, все дело в том, что Наталья Сергеевна, как художник, ни на миг не останавливалась на достигнутом и все время искала что-то новое. Как будто жена, которая все время переставляет мебель, стараясь хоть так разнообразить свою жизнь. Может, это чисто женская черта?!

Может. А, может, именно потому не очень ходят зрители и на наших современных, порой очень талантливых, художников, зная наперед, что и на следующей выставке работ мастера будет все те же варианты уже пройденного и найденного…

Не останавливаться, искать, уходить от стереотипов, не бояться отказаться от найденного и завоеванного, а все время стремиться к новым берегам – вот рецепт великой женщины, творившей в первой половине ушедшего от нас навсегда века…
И это поняли не только мы. 2 февраля 2010 года на торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн. 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн. 216 тысяч 148 долларов США. Таким образом, был установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин…