Обитель упокоения и примирения

Александр Волосков
Всем павшим на фронтах Первой мировой войны посвящается.
Фото автора.

Есть в Вильнюсе, не очень далеко от центра, Антокольское кладбище. Пожалуй самое престижное в городе. Здесь похоронены известные государственные и политические личности, выдающиеся деятели культуры и искусства. Но возникло кладбище, как военное, при гарнизонном госпитале в 1809 году. А через три года, оно, как никогда, было востребовано. Отступающая армия Наполеона оставила здесь три тысячи своих солдат. Это самое большое известное захоронение французов времён восточной авантюры их императора.

Прошло сто лет. Европейские политические бури перешли в военные. Появилось новое массовое захоронение, уже солдат Первой мировой войны. Надо отдать должное немцам: они предали земле две тысячи своих воинов и воинов противника с одинаковыми почестями. Даже выделили отдельное место для мусульман, воевавших на стороне России.

В честь этого общего захоронения тут же воздвигли монумент, который мы видим на фотографии. На монументе, в верхней части, выбито просто и понятно: «Немецким и русским воинам». В нижней части высечено два креста, слева православный, справа протестанско-католический. Как бы погибшие не только равны перед богом, но и бог у них один. Сопутствующая надпись в середине, в вольном переводе автора, гласит:

«Будьте верны до смерти клятвам, данных вами
Отечеству произрастающему из семян
И дающего корни божественному повторению
Пути, сопровождающему в блаженство».

Не берусь подробно комментировать этот текст. Написано коротко и непонятно.  Налёт мистики и верности долгу. Мол все мы там будем, а погибшие за своё отечество будут пребывать в блаженстве, то есть в раю. Как трогательно! Но взлянем в суть.

Два венценосных родственника, идя на поводу у своих амбиций послали сотни тысяч своих подданных убивать друг друга. Ну что сделал плохого российский крестьянин немецкому рабочему, а немецкий земледелец русскому мещанину? Какая у них вражда? Что им делить? Почему они должны убивать, да ещё и гордиться этим?

Половина военных конфликтов и войн вызваны неспособностью или нежеланием политических верхов договориться. Вторая половина – это потакание тех же верхов своим властным амбициям – хочу, чтобы было моё( территории, народы, ресурсы), мол радею за отечество. И поэтому посылаю на смерть тысячи и тысячи своих граждан. Причём молодых и здоровых, чьих то сыновей, отцов и братьев. Тут уместен и показателен политический цинизм Наполеона: «Нужно перейти границу и занять территорию, а потом историки найдут десятки причин, чтобы оправдать это».

А не хотели бы проверить свою правоту, эти вершители судеб истории и народов, по примеру ветхозаветного Авраама? Напомню, что Бог, дабы испытать веру Авраама приказал ему принести в жертву своего единственного сына Исаака. Много ли нашлось бы державных правителей, которые пожелали бы умертвить своё чадо, чтобы развязать войну или напасть на соседа? Думаю никого.

Так почему же они присваивают себе право посылать чьих-то детей на смерть?

На Антокольском кладбище есть ещё захоронения 1919...21 годов  полутора тысячь поляков, посланных Пилсудским отбирать  у Советской России "свои" исторически территории.  Установлен мемориал и пяти тысячам советских воинов в 1944-м освобождавших* Вильнюс.

И все это чьи-то дети. Противники на полях сражений, под землёй примирились, а их правители? История повторяется.

* - В современной трактовке литовских властей – оккупировавших Литву. Даже есть государственный закон, определяющий ответственность за отрицание оккупации, вплоть до лишения свободы.

Вильнюс, 5 декабря 2013 года.