Социальная сеть. Попытка рецензии

Ольга Раева
Голоса героев, сбивчивый диалог слышны с первой секунды на фоне титров фильма "Социальная сеть" под нервный пульс электронной музыки ("Оскар" за лучший оригинальный саундтрек). Этот начальный словесный пинг-понг затягивает и прочит безоговорочный успех сценаристу Аарону Соркину ("Оскар" за лучший адаптированный сценарий). Соркин свивает тугой разговорный клубок на темы гениальности и предательства, вырождения и восхождения, ботанства и паразитизма, денег и мести, победы и поражения. Соркин создает правдоподобный сценарий, а Дэвид Финчер снимает правдоподобный, захватывающий, динамичный "производственный" фильм.

Идея Facebook созревает в Гарварде, в замкнутой, кичливой мужской среде. Продолжение этой истории монтируется из сцен двух параллельных судебных разбирательств с Цукербергом, уже миллиардером и владельцем Facebook. Всё это перемежается ретроспективой "как всё начиналось".

Компьютерный гений, внешне невозмутимый, не улыбающийся, но ранимый, расстается с девушкой после словесной перепалки. В следующую минуту он мчится в кампус, чтобы в блоге Живого Журнала излить свою злобу и оскорбить подругу. Еще не осознав, что же он натворил, Марк переходит к психологической компенсации своих обид, и "на раз" создает сайт, где парни могут попарно сравнивать фотки девушек Гарварда, оценивая их сексуальность. "Зацени!" - несется из каждой комнаты кампуса. Ночью сеть Гарварда рушится. Так Марк Цукерберг компенсирует свою невысказанность, зачаточную паранойю, одиночество и обретает славу гения и ненависть всех студенток. Джесси Айзенберг играет Марка Цукерберга на интуитивном понимании героя, создавая из странностей пограничного социопата почти обаятельность.

Вокруг Цукерберга кружат: друг - Эдуардо Саверин (Эндрю Гарфилд) с печатью неудачника на челе, богатенькие сынки альфа-самцы близнецы Винклвоссы (обоих играет Арми Хаммер, блестящие кадры, "Оскар" за лучший монтаж) и гений number two, авантюрист Шон Паркер (искрометная игра Джастина Тимберлейка). Отыграв каждый свое, они уходят в тень, предоставляя зрителю созерцать выросшую до титанических размеров фигуру Марка Цукерберга.
 
И что же? История, оказывается, не о создании Facebook, и не иллюстрация биографии Марка Цукерберга. История о  близком нам поколении, для которого серваки, скрипты и Web 2.0 интереснее, сексуальнее и важнее, чем подруги, политика, искусство и книги. Соркин и Финчер явные пессимисты. В финале их герой в перерыве между изнурительными судебными разбирательствами открывает в Facebook страничку бывшей подруги и добавляет ее в друзья. И, уставившись в экран, щелкает и щелкает каждые десять секунд обновление, ожидая подтверждения. Вечный вопрос: что дают человеку слава и деньги?