Край мой ненаглядный

Александра Клюкина
 Родина. Как много значит это слово для человека! Каждый уголок России  красив по-своему, но нам милее всего тот край, где мы родились. «Представьте, что станет  с человеком, утрать он чувство отчей земли, маленькой родинки в большой Родине?» -  писал московский журналист Олег Ларин.

 Вот и я не смогла покинуть свой родной край. Не зря говорят, что где родился, там и пригодился,   а родилась я в трёх километрах от Емецка.  С моста через реку Емца видны три церкви в моей родной деревне Погост бывшего Рато-Наволоцкого сельского совета.  Две из них разрушены, а в третьей летней церкви 12 июля, в праздник Петра и Павла, ведётся богослужение. Дети раньше называли нашу деревню «Москва».

 Давно я живу в селе Емецк Холмогорского района, и с гордостью могу сказать, что нет на свете широты милее емецкого рая. Моя родная реченька Ваймуга впадает в реку Емца у живописного места, называемого раньше Сотин Бор. Наша холодная  своенравная красавица Емца – особая  река, которая  таит в себе много загадок.  Питается она множеством родников, бьющих из-под высоких берегов емецкой земли. Среди больших родников есть и маленькие. Весной на реке Емца не бывает ледохода, ото льда она очищается полыньёй.  Во всём мире всего две таких реки. Озорнушка Емца впадает  в безбрежную Северную Двину, нашу Двину Северяновну, которая протекает и по емецкой земле, огибая царственный Емецкий луг. Жаль, что теперь не видим мы  сверкающих разноцветными огнями  белоснежных красавцев-теплоходов на Двине.

Как приятно было раньше идти из Хаврогор в Емецк по раздольному Емецкому лугу, любуясь радужным разнотравьем, копнами душистого сена, возвышающимися «как шлемы пушкинского Руслана». А на левом берегу сказочной Емцы перед  нашими взорами возникало величественное село с родными тополями-великанами в парке (тогда тополя ещё не были вырубленными) и Емецкий храм, в котором пекли хлеб.  Мы рады, что сейчас началось восстановление храма.

Два года назад срубили последние тополя в парке около храма. Посадили к 300-летнему
юбилею Ломоносова аллею, названную его именем. Заплакал вырубленный парк, а вместе с ним и одинокой поникшей лиственницей автор этих строк. У меня было такое же ощущение, когда украли в родительском доме иконы. Пройдёт много лет, когда мы услышим радушное шептание деревьев, когда они смогут обнять нас молодыми зелёными ветвями, а божественный колокольный звон успокоит наши волнующиеся, как море, души.

 А  какая картина возникает перед нами, когда мы смотрим на такое же переливающееся всеми цветами радуги разнотравье на месте бывшего аэродрома! Каждый из нас слышит, о чём поёт или плачет зелёная трава. А белоснежные поля ромашек с солнечными яблочками в середине? До сих пор хочется сорвать их и погадать, хотя они для меня отцвели...А, может, и не отцвели? Они всегда будут цвести для нас.

А каким здоровьем дышат наши родные леса, наша природа! «Я снегу Севера обязан
 закалкой тела и души», - писал Вадим Беднов.
 Или
 «Войду в лесок сквозной,
   В березовое царство,
   Где чистый дух лесной
    Целебнее лекарства».
Ни с чем не сравнимы по красоте наши Сийские озера! «Синими глазами Сии» называл их Олег Ларин.
У меня до сих пор перед глазами озеро Дудницы, островки нежных белых лилий и
золотоволосых купаленок. И еще зеленоглазая красавица-ящерка.

Наш древний сказочный Сийский Монастырь,  как «древний прекрасный витязь возвышается на берегу Михайловского озера». Емецкая округа священная, намоленная.  В радиусе 30 км от Сийского Монастыря  нет  змей.  В Крестовое  воскресенье я люблю ездить на службу на Святое озеро.  Не описать тех чувств, которые нами овладевают при крестном ходе. Во время службы в солнечный день я видела радугу над головой.  Её видели не все присутствующие. А купание в озере! Мы купаемся в любую погоду, а вечером  идём гулять в обнимку с «улыбчивой и светлоглазой белой северной ночью».

Только на  родине мы чувствуем, как крепко обнимает нас белая северная ночь, как
пьянят  родные запахи трав и цветов, а синеглазые васильки напоминают
красоту  синеоких Сийских озер.  Мы остро ощущаем, как дороги нам наша знаменитая дорога-ломоносовка, которая  сейчас «на пенсии»,  каждая веточка зеленоокой сосны, каждая капелька сказочной Двины с её бассейном, наш седовласый ветер-Северянин и многое-многое другое.

Члены литературного объединения «Емца» имени Николая Рубцова, руководителем которого я являюсь,  в своих стихах и прозе  воспевают свою малую родину, не жалеют красок, чтобы описать красоту родной природы .
«Здесь началась моя дорога, мои здесь били родники», - писал Евгений Яковлев. Мы гордимся, что в Емецке ярко светит русский огонёк души Николая Рубцова, которого я не могу не вспомнить.
«Любовь к родному краю – это частица того великого гражданского чувства, имя
которому – патриотизм», - писал в книге «Двинские дали» В.Е. Страхов.