Иконография праздника «Введение Пресвятой Богородицы во храм» основана на апокрифических сказаниях, а не на Евангельских событиях. В Евангелии вообще очень мало и скупо рассказывается о Матери Иисуса Христа.
Но Евангельская скупость компенсируется богатой иконографией праздника и обилием образов Богородицы. И не только, и даже не столько праздничных, связанных с Ее Рождением, Рождеством Христовым, с приведением Ее в храм, Успением и принесением для посвящения Богу Сына Своего, сколько с акафистами и сказаниями, впечатлениями и чувствами, которые Богородица вызывает в человеке.
Особенно любили Пресвятую на Руси, ласково называя Ее Матушкой, а русская иконографическая традиция написания Девы Марии насчитывает более тысячи образов. Многочисленность Богородичных икон потребовала даже деления их на отдельные типы: Умиление, Путеводительница, Знамение, Агиосоритисса, акафистные.
Но сегодня, в день одного из двунадесятых праздников «Введение Богородицы во храм», предлагаем видеорассказ о Новгородской иконе XV века. Икона написана на основе рассказа о событии приведения трехлетней Девочки Марии в храм, изложенном в протоевангелии от Иакова.
«И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: “Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень”. И сделали так по дороге к храму Господню.
И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: “Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление”. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля.
И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук Ангела».
Видео вылажено в Авторском блоге