Мир молодой журналистки

Ирина Юлина
     Задумав серию статей под  рубрикой «Мир молодого человека», хотела показать творческие  портреты молодых людей, вступающих сегодня в профессиональную  жизнь.
 
     Кто они? Родившиеся в одной стране, получившие воспитание  и образование – в другой, которым предстоит работать во имя будущего  и жить в гражданском  обществе. Журналистка  и художник, поэтесса и бизнесмен… Какие они? Их образ жизни, ценности, психология, мировоззрение,  отношение к политике, искусству…

      Наталья Хрустова – выпускница факультета журналистики МГУ имени    М.В. Ломоносова 2005 года, учится на вечернем отделении университета.     Уже шесть лет  она работает корреспондентом на радио в городе Красногорске.

     Это государственная компания, которая  является  филиалом Телерадиовещательного канала «РТВ – «Подмосковье».   
      Беседа с Натальей Хрустовой состоялась в дни празднования юбилея университета,  после сдачи последней сессии.   Мои первые  вопросы касаются этой темы.

- Были ли Вы в Кремлевском Дворце на празднике в связи с юбилеем?
- Нет, не была. Количество билетов было ограничено. Не попал даже наш преподаватель, которому очень хотелось присутствовать во Двореце.

- Но хотя бы, принимая экзамены, преподаватели «подобрели» в этот период?
- Когда сдавали последний экзамен, нам предложили «автомат», конечно, тем, у кого не было задолженностей. Мы с радостью согласились.

- Вы журналист во втором поколении. Чем занимаются Ваши родители?
- Мама долгие годы работает  на радио в городе Красногорске.  Наверное,  она  могла   сделать большую карьеру, работая в Москве, но это было бы в ущерб семье.  Мне уделялось много внимания и любви. У меня было счастливое детство, поэтому  хотелось дольше  оставаться маленькой.
      Папа трудился  в газете «Красная звезда»,   в  ТАСС,  в пресс-службе Совета Федерации. Сейчас работает в пресс-службе Центрального Банка РФ. За время трудовой деятельности он  побывал во многих районах страны.

- Какое влияние оказывали на Вас  родители?  Какими их работами   гордитесь?
- Родители мои  - люди слова. Трепетно относятся к работе. Я горжусь   ими, мне их не за что упрекнуть.  Мне не стыдно за родителей и, надеюсь, что  им не стыдно за меня.   Хотела бы повторить их карьеру.
      Папа  занимался и научной журналистикой, в частности, космосом. Он оказался в Чернобыле во время аварии на атомной станции.  У нас хранится дома шишка, которая упала на папу во время обстрела в Карабахе.

- Чем привлекла Вас журналистика?
- Возможностью  интересных встреч и общением  с различными людьми, а также постоянным нахождением в гуще событий.

- Что вам дало обучение на факультете журналистики?
- Гуманитарные знания, профессионализм, уверенность в себе и раскрепощенность в общении с людьми.

- Кто из современных журналистов для Вас авторитет? Какая работа последних лет   кажется наиболее интересной? И что из последних работ показалось недопустимым?
- Мне кажутся интересными работы Александра Минкина в газете «Московский комсомолец», Леонида Парфенова на телевидении – «Российская империя» и «Живой Пушкин».
      Из негативного - показалось, не этично вел себя    Андрей Лошак, в передаче на ТВ, рассказывая о самоубийстве молодого человека.

- Какой своей работой гордитесь или, скажем скромнее, остались довольны?
- Мне неплохо удаются материалы на патриотические темы.  Тяжело было готовить информацию о возвращении ребят   с войны в Чечне. Мне было тогда 18 лет. Я делала репортаж в газету и на радио. Разговаривала в госпитале  с  раненными ребятами, врачами, медицинскими сестрами, начальником госпиталя.
      В госпитальной палате лежал солдат, худенький, маленький мальчик. Кровь  на бинтах… Недоуменный взгляд… Ребенок, который не понял, за что он воевал и страдает. Я и сама не понимаю, за что ему такое выпало.
     23 февраля зашла в палату поздравить с праздником  -  раненный отвернулся и зажмурился. Помню его до сих пор. Страшно было и хотелось плакать, а  нельзя было. Этой работой горжусь.
       Несколько другого направления материал -  «Собака бывает кусачей»,  на который  было много  откликов.

- Вам интересно работать  на радио?
- Интересно, но тяжело. Это самое оперативное средство массовой информации. Пришел, записал, быстро обработал и в эфир, а если   прямой эфир, то еще напряженнее.

- Журналистика считается второй древнейшей профессией. Чем она отличается от первой? 
- Считается, что и  та и другая профессии - продажны. Журналистика не может быть свободна в обществе, она выражает позиции партий, государственных  институтов и т.п.  Но в   отличие от первой профессии журналист  должна быть  порядочным и высоконравственным.

- Вы интересуетесь политикой?
- Нет, политикой я не интересуюсь, но   в стороне от политической и социальной  жизни общества невозможно оставаться. Например, не могу смириться с тем, что  в нашей многонациональной стране, перенесшей ужас фашизма,   сегодня появились бритоголовые.

- В 1777 году обращаясь к журналистам в английском парламенте, философ  и политик Эдмонд Бэрк сказал: «Вот здесь сидят представители духовенства, аристократии и общин. А вы, журналисты – это четвертая власть».  Позже эту мысль высказывали многие. Вы почувствовали, что пресса - четвертая власть, что Вы представляете интересы общества?

- Конечно, хотелось бы своими работами вызывать общественный интерес. Много есть ситуаций, когда журналисты могли бы предотвратить то или другое событие в обществе, осветив его своевременно.
- Да, у Я.Н. Засурского есть даже статья «Если бы в те дни около дачи Горбачева оказались журналисты, ложь хунты была бы немедленно разоблачена».   
      Конечно же, пресса   должна использовать свою деятельность  в интересах общества, но при этом, избежать чрезмерного  своего воздействия.

- Как Вы относитесь к бульварной прессе?
- Думаю, что нужна цензура, чтобы оградить общество, мягко говоря, от дурного вкуса.

- Может быть лучше все-таки, чтобы был самоконтроль? Чтобы журналист сам шел на ограничения, связанные с этическими нормами?  Тем более что Закон о СМИ дает известную свободу и независимость журналисту,    предоставляет  ему право «отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материалов, противоречащих его убеждениям»  или    «снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению,  было искажено в процессе редакционной подготовки…»
-   Если нет самоконтроля, то должна быть государственная цензура.

- Новая концепция образования  в университете дает  возможность   будущему журналисту сформировать свое мировоззрение.  Какие предметы преподают вместо политэкономии, марксистско-ленинской философии и    т. д.? Вам преподают основы религии?
-  Нам читали курсы основ философии, русскую и зарубежную философию, историю пяти мировых религий, с тем,  чтобы студент мог   сформировать   свои взгляды.

- Какой радиоканал Вы слушаете? Какой телевизионный канал предпочитаете?
- Иногда слушаю  «ЭХО  Москвы» или «Маяк», правда, манера подачи материала  мне не всегда нравится.  Не нравится Ток-шоу. Из телевизионных каналов смотрю РТВ -  Культуру и Спорт, НТВ.

- Вы знаете нашу страну? Путешествовали по России, по Золотому кольцу, например?
- Я много путешествовала  по Европе, а по нашей стране  - не пришлось.
Думаю, что  это еще   впереди.

- Вы хотели бы жить за границей?
- Мне думается, что самое страшное  - покинуть Родину. Я люблю наш Красногорск,   мне  не хотелось бы  жить даже в Москве.

- Какой литературный жанр Вам близок? Какую последнюю книгу прочитали?
- Мне нравится читать романы и Льва Толстого, и Алексея Толстого,  Михаила Шолохова и  Чарлза Диккенса. Вообще-то, мне нравятся жизнеутверждающие романы.

- Что из современной литературы Вы читаете?
- Сейчас мне столько приходилось читать  по программе университета, что я, к сожалению,  не следила за последними публикациями.

- Декан факультета журналистики считает: «Долговечность университетского образования во многом базируется на глубоком изучении литературы». Вероятно, поэтому тема Вашей дипломной работы связана А.С. Пушкиным, с его  прозой. Почему все-таки А.С. Пушкин?

- Мой научный руководитель, кандидат филологических наук Ирина Евгеньевна Прохорова  изучает русскую литературу 19 века и считает, что проза  А.С. Пушкина изучена меньше, чем поэзия и  еще требует осмысления. Вот    так и определилась тема.

- Кто из педагогов университета показался Вам наиболее интересным?
- У нас было много великолепных педагогов. Как пример,  могу привести Игоря Леонидовича Волгина -  профессора кафедры истории русской журналистики и литературы.

- Где Вы хотели бы работать?
- Мне хотелось бы  работать в ТАСС или  в пресс –службе Совета Федерации.

- Из материальных соображений?
- Нет. Мне думается, что это интересная работа.

    Мне было интересно беседовать с Натальей Хрустовой, дипломницей МГУ                им. М.В. Ломоносова. Она получила хорошее  гуманитарное образование,  ей привиты высокие этические нормы и культура  речи, что является  важнейшим элементом журналистской профессии.

       Думаю, университет  может гордиться своей выпускницей. Успехов ей и немножко удачи в интересной и сложной работе журналиста!

                2005 г.