Быть Героем большая ответственность

Геннадий Жеребцов
Г.Н. Москалёв принадлежал к плеяде тех участников Великой Отечественной войны, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза, жизнь которых на продолжение последующих десятилетий, благодаря напряженной творческой деятельности, продолжала оставаться интересной и насыщенной. И Родина отметила труд бывшего фронтовика новыми званиями, среди которых  было и такое, как Заслуженный художник РСФСР.

Мы – забайкальцы, живущие в Читинской области, гордимся, что Георгий Николаевич являлся нашим земляком. И жил бы он на нашей земле дольше, если бы не злосчастная коллективизация, вынудившая его родителей покинуть отчий край и переселиться в соседнюю Бурятию. С той поры бурятская земля для Москалевых – вторая Родина. Там его знают лучше, там в 1975 году он стал почётным гражданином города Улан-Удэ.

Но корни Москалевых были чикойские. Его дед Степан Савич был коренаст и отличался большой физической силой. Любил он чикойскую тайгу и славился как знаменитый охотник. Хоть он не владел письменной грамотой, к его мнению прислушивались, потому что обладал широкой душой, отличался гостеприимством и в сельском обществе пользовался заслуженным уважением. В его семье было пятеро сыновей и одна дочь. Когда началась Первая мировая война, четверо сыновей стали солдатами, двое из которых так и остались на полях сражений. А пятый сын погиб дома, поскользнувшись на обледеневшем трапе мельницы, не смог выбраться из омута.
С той войны отец, Николай Степанович, вернулся, предостаточно отлежав в госпитале: пуля прошла навылет через живот, а потом началось осложнение - столбняк. Но дома он на болезни не жаловался, а в гражданскую ещё повоевал на стороне красных, ведая в партизанском отряде П.П. Смолина хозяйственными делами по обеспечению бойцов продовольствием.

Так и жили его деды и родители в глухой забайкальской деревушке Усть-Менза, живописно раскинувшейся на берегу Чикоя напротив устья другой таежной речки Мензы. Отсюда и название села, хотя у него было и другое имя – Волково. Здесь и родился будущий Герой большой страны, впитал в себя вместе с молоком матери родные запахи своей малой Родины.

В устье Мензы находилась гавань. Здесь готовили в плоты из спускаемых с верховьев реки брёвен и отправляли их в Верхнеудинск. Отец его тут работал десятником. В одно из наводнений большая вода сорвала гавань, и лес унесло. Лесосплав закрылся. А тут началась коллективизация. Трудное это было время. Отец в колхоз не пошёл, хоть и защищал Советскую власть в гражданскую войну. После долгих раздумий, он сдал своё хозяйство, а также единственную корову и лошадь, в местный колхоз, а сам собрал семью и по реке отправился в Верхнеудинск, впоследствии названный Улан-Удэ, где жил его брат Василий Степанович. Это случилось в 1933 году. Бурятия стала второй Родиной.

Но Георгий Николаевич всегда с большой любовью думал о местах, где прошло детство. Однажды, уже после войны, по приглашению чикоян приехал на слёт, посвящённый одной из годовщин Великой Победы. И попросил привезти его сюда. «Место, где стоял наш дом, стало пашней, - писал он как-то автору этих строк. – Мне так хотелось там побыть. Нахлынули воспоминания детства, но долго оставаться в них не дали: день – с ребятами на слёте, а вечер – разные встречи».

В Верхнеудинске жили в бараке на левом берегу Селенги. Отец работал плотником на строительстве мясокомбината, потом перешёл работать на водный транспорт. Всю войну до самой пенсии был начальником судоходной обстановки. Его район простирался от Усть-Кяхты до Байкала. 

Детство Георгия Николаевича также протекало на реке. В школу он пошёл в 1934 году в девять лет. Тогда много таких в первом классе было. Он не умел ни читать, ни писать, но начальную школу закончил с похвальной грамотой.
10 января 1943 года четверо ребят из класса, где учился Москалёв, было призвано в армию, в том числе и он. Карантин он проходил на станции Мальта Иркутской области, а потом всю команду опять направили под Улан-Удэ на станцию Дивизионная. Там в Забайкальском военно-пехотном училище из молодых десятиклассников готовили лейтенантов – командиров взвода. Об учёбе у Георгия Николаевича остались самые светлые воспоминания, было много друзей. Подготовку он получил хорошую.

На фронт Г.Н. Москалёв попал только в 1944 году. Он получил назначение командиром пулемётного взвода в 176 гвардейский стрелковый полк 59 гвардейской стрелковой дивизии 46-й армии 2-го Украинского фронта. Боевой путь его части пролегал уже по территории других стран - Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Австрии. Ему довелось побывать в тех местах, где в годы предыдущей войны проходил с боями его отец.

А обессмертил свое имя лейтенант Москалёв 4 декабря 1944 года в Венгрии при форсировании реки Дунай в районе Эрчи. Его взвод под огнём противника преодолел реку шириной 800 метров и два ряда проволочных заграждений под напряжением. Окопавшись, своим огнём вынудили противника  отступить с большими потерями. Заняв небольшой плацдарм, бойцы прочно удерживали его, обеспечивая переправу  подразделений полка. Командир взвода был в первых рядах, своим примером показывая пример и воодушевляя бойцов. За этот подвиг 24 марта 1945 года Г.Н. Москалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Демобилизовался он из армии в 1946 году в звании капитана. К этому времени на его груди светились ордена Ленина, Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 1-й степени, медали.

Дальнейшую жизнь Георгий Николаевич решил посвятить юношеской мечте: еще школьником он занимался в изостудии Дома народного творчества. И стал учиться. Учился в Иркутском художественном училище, а по окончанию его в  Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Вернулся в г. Улан-Удэ. Здесь он работал художником художественно-производственных мастерских, руководителем кружка «Юный художник» при Доме пионеров им. П.П. Постышева, председателем правления Союза художников Бурятии, директором художественного музея им. Ц.С. Сампилова, преподавателем рисунка, живописи и композиции художественно-графического отделения педагогического училища № 1.

С 1959 года он стал выставлять свои художественные полотна на выставки. До ухода на пенсию художник участвовал в работе двадцати зональных, всесоюзных и международных выставках. Выставлялся в Москве, Улан-Удэ, Владивостоке, Иркутске, Дели (Индия), Париже (Франция). Трижды, в 1980, 1982. и 1984 годах его работы могли видеть читинцы. В Читинском художественном музее в настоящее время имеется одна работа Г.Н. Москалёва – портрет девушки под названием «Сэсэгма», а также портрет самого Георгия Николаевича в исполнении художника А.А. Окладникова.

Всего же за годы творчества он создал более 70 живописных, около 170 графических работ и графических иллюстраций около 10 книг, написал книгу-воспоминание «Поход за Дунай» (Улан-Удэ, 1985). Вначале он выступал как художник-график, а в семидесятые годы подошёл к главной теме своего творчества – живописным работам на тему о Великой Отечественной войне («Битва за Дунай», «Прорыв», «Один на один» и другие).  "Я думал, раз остался жив, то надо сделать что-то в память о тех, кто погиб", - говорил Москалев.

Много полотен посвящено сегодняшнему времени. Основными сюжетами своих картин Г.Н. Москалёв выбирал людей труда, стоящих на ударной вахте Родины – шахтеры, водники, геологи, оленеводы, охотники.

В 1962 году его приняли в члены Союза художников СССР, а на следующий год избрали председателем правления Союза художников Бурятии. В 1967 году его заслуги были оценены высоким званием Заслуженного деятеля  искусств Бурятской АССР, в 1975 году – Народного художника Бурятской АССР, а в 1982 году – Заслуженного художника РСФСР. В 1979 году ему присуждена  Государственная премия Бурятской АССР в области литературы и искусства. На Всесоюзной художественной выставке «40 лет великой Победы» в Москве в 1985 году Георгий Николаевич стал дипломантом Союза художников РСФСР за лучшее произведение изобразительного искусства РСФСР.

Дочь художника пошла по стопам отца, она – искусствовед. Сын - врач.

Звание Героя Советского Союза, по словам Г.Н. Москалёва, с одной стороны положительно – льготы, а с другой – разные нагрузки, отвлекающие от учёбы и творческой работы.

Умер он 3 марта 2011 года. В последний путь его провожали свеем городом.