Я помню

Савицкая Пищурина Татьяна
                моим дедушке и бабушке.


…Сад одичалый яблоки теряет,
А вот береза- вправо посмотри,
Сейчас и ферма близкий путь укажет,
Мимо нее мы срежем где-то треть пути.
Колеса съехали с горячего асфальта,
Теперь песок под ними захрустел.
А сбоку лужа мутность расплескала,
Здесь дождь грибной не так  давно шумел.
Еще не понял ты, что кислород здесь крупный
И сытный, словно выпечка в печи,
А запахи бредут густою тучей,
Вдох полной грудью ищут, ощути…
Большое дерево глядит устало,
На нем остатки шалаша от детских рук.
Еще немного: поворот и – прямо,
И тишина… лишь где-то дятла стук.
Толпятся и густеют у обочин травы,
Для них песок дорожный холоден, как снег.
Природа так отчаянно стремится
Занять простор, где сдался человек.
А здесь когда-то дым шел коромыслом,
Стоял дом, за забором пел петух.
Сейчас на этом месте дебри леса.
Лишь помнит яблоня, какой витал здесь дух.



                … Вот эти яблоки с морозами вкуснее,
                За этой дверью, помню, удивляли жернова,
                Вдруг это место, опустев и изменившись,
                Те ощущения вернет мне, как Тогда…

… Игривый ветер,  зацепив верхушки крон,
Сорвался вниз, по полю разогнался,
Я вижу, он ко мне бежит волной,
Вот на дороге взвился пыльной пеленой,
Мою рубашку потрепал и словно сдался.
И свежестью повеяло тотчас-
Дыханья грозового предвкушенье.
Гляжу на тучу и темнеющий пейзаж,
А позади- деревня в солнце, как мираж,
И все торжественней всеобщее волненье.
Стрелой пронзилась туча, замер мир,
Не оторвать взгляд от мерцающей детали,
И тут же гром обрушил грозный окрик вслед,
Земля смиренно вздрогнула в ответ,
А я кручу велосипедные педали.
Дождь на макушку яркой свежестью упал,
Наотмашь хлещет по спине, в глаза струится,
К ногам , педалям липнет мокрый низ штанин,
И сил безмерный придает адреналин,
Велосипед по лужам лихо, громко мчится.
Со стрех воды потоки рвутся вниз,
А во дворе на лужах распластался клевер.
Знакомый дом. Хранит уют он и тепло,
И мимо окон огибаю я его,
А там, вдали, гроза стихает, уходя на север.
На входе пахнет бочкой и зерном,
Крючок изящный у кладовки держит двери,
Прабабушка моя хлопочет у котлов,
И с ней витает теплый аромат блинов,
И на полу дощатом суетятся наши тени.
Еложу по скамейке и пинаю стол,
Скольжу локтями по клеенке, хлебницу цепляю,
Прабабушка журит меня за баловство,
В глазах моих струится торжество-
Вкус сахарных блинов я предвкушаю…



                Деревья стройно прикрывают поле,
                Над ним, как прежде, проплывают облака…
                Знакомый камень вижу. Так же молча
                В траве он прячет грузные бока.
                Заброшенный колодец где-то рядом,
                Не заглянуть в него, бывало, просто грех,
                И, оторвавшись от большой и взрослой жизни,
                Воспоминанья вновь взлетели вверх…


… У взрослых есть одна большая слабость-
Все непременно в жизни усложнять.
Сегодня утру моему с лихвой досталось-
Я слышу голос деда, что пора вставать.
Рассвет, прознав, заполз мгновенно в окна,
Лежит на одеяле его тусклый свет.
Тяжел тот свет- меня он прижимает…
Где силы взять, чтоб дерзко встать в ответ.
А позади сочится свет из кухни,
Объяты ореолом двери по бокам.
Там, знаю, взрослые усердно портят утро,
И, вздрогнув, жмусь к подушкиным щекам.
Представилось, дверь вот-вот распахнется,
Ворвется свет, печной дух взмоет в потолок.
В хаосе бабушка закружит с котелками,
А дедушка в портянку обернется и нырнет в сапог…
Но на рассвете все фантазии слабеют,
И голос бодрый деда снова: « ЗавтрЕкать пора».
И вот сижу я в желтой комнате на стуле,
Часы напротив держат стрелки « пять утра».
Сижу, через тяжелые ресницы
Моих фантазий вижу явный прок:
Вот бабушка у печки с котелками,
А дедушка вот только натянул сапог…
После дыхания печного в теплой хате
Рассвет такие зябкие объятия раскрыл.
Я ежусь на крыльце, угрюмо наблюдаю,
Как соловьиной песней и росою полон мир.
Иду, прут длинный по песку скребется,
Скрип сапогов, балоня шелест. День непрост.
И падает мой взгляд то на дорогу,
На сонную траву и на коровий хвост.
Сейчас таких хвостов подгонят много.
Штук семьдесят, жующих в унисон.
Ищу глазами дедушкин я профиль…
В кругу коров, платков хозяек вижу- он.
« Дед  обещал костер, с дымком- хлеб, сало…»-
Приятнейшие мысли тороплю…
В кармане чувствую я горсть конфет, печенье,
И вот уже бодрей вперед иду…

                Траву высокую руками раздвигаю,
                Ищу я яблоньку в заброшенном саду.
                Вот и она. Как прежде, небольшая.
                Под ней, все вспомнив, сладкий плод беру…

… Воздухом горячим расплескался полдень,
Томная прохлада прилегла в тени,
У дома палисадник, напитавшись зноем,
Источает пряный аромат травы.
Мчусь я по дороге. Ноги обжигают
Россыпи цветного, зыбкого песка,
И следы мгновенно утопают в дюнах.
Это следы детства. Ветер у виска…
Я ловлю поспешно во дворе качели,
Вот в руках согнулась плотная вожжа.
Где-то в поднебесье немного пошатнулась
Березовая ветка. Эх, летит душа!...
Брат откуда взялся? Вот уселся рядом,
Родственной фигурой занял всю скамью.
Я гляжу с тревогой, наше с ним общенье
Крыльями не машет. Если что- сбегу.
Брат зевнул, заерзал, что-то напевает,
Рядом аккуратно сумку примостил.
Медленно и чинно развернул края в ней,
Руку с наслажденьем внутрь запустил.
Яблочко с клубочек залоснилось в пальцах,
Наливной бочонок враз приворожил.
Сочно захрустела коробковки сладость,
Подбородок брата важно заходил.
И ,простив общенью нашему бескрылость,
Спрыгнула с качелей, ближе подошла.
Взгляд мой, без сомненья, говорит о многом,
И  такой он точный, словно выстрела.
Родственник с опаской отодвинул сумку,
Беспокоит брата мой печальный стан.
С крайним раздраженьем вдруг махнул налево,
И, жевать продолжив, выдал краткий план:
« Там, в саду соседа, яблонька малая,
Вот иди, коль надо. Здесь уж мало дел..»
Словно в подтвержденье своих слов суровых,
Дожевал брат мякоть и огрызок съел.
Я скольжу по полю, шаг воришки плавный,
Вытянулись уши, напряглись глаза.
С полосатой сумкой, самой крупной в доме,
Пробираюсь к саду, осокой шурша.
Тихо у соседа, шелестит береза,
Кошка с рыжим ухом дремлет у крыльца,
Я уже с азартом наполняю сумку,
Шире все полоски и круглей бока.
А через минуту прежнею тропою
Направляюсь к дому, мну зеленый свод.
Кошка с рыжим ухом потянулась сладко,
Взглядом проводила мой лихой уход.
На пустой дороге, солнцем опаленной,
Шаг сбавляю резвый, тянет груз- магнит.
Брат дела закончил, дремлет. Его сумка
Распластавшись, рядом на траве лежит.
Я ценю надежность и сажусь подальше.
И без церемоний – как-то не до них,
Яблочко хватаю и вгрызаюсь сразу.
Через брызги сока радостный хруст стих.
Кислота, как пламя, обожгла противно,
На траву скатилось яблоко из рук,
Пробую другое, злиться начинаю.
Обманул! Обида захлестнула вдруг.
Слышу брата хохот, оживился подлый,
Чуть сдержав веселость, вдруг мне говорит:
« Яблоня та- дичка, к ней привита сбоку
Ветка коробковки… ох, и мил твой вид.»


                Колодец и скамейка у соседей,
                Крыльцо, смородина и поворот ключа…
                Вхожу туда, где в суетном сегодня
                Из прошлого энергия жива…            август 2013.    фото автора.