Экономическое стимулирование

Олан Дуг
     Как-то услышал в новостях о том, что администрация Пятигорска приняла решение экономически стимулировать жителей города на борьбу с амброзией. Из местного бюджета были выделены средства и организованы пункты приема корешков амброзии по 50 копеек за корень.

     Жил-был когда-то царь. Мудрый был. Его мыслям и высказываниям посвящено целых две книги Ветхого Завета (первой части Библии) – книга притчей Соломоновых и Книга Екклесиаста.
     Вот что сказал царь Соломон:
« 9. Что было,  то и будет, и что и делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое…», - но это было уже в веках, бывших прежде нас». (Книга Екклесиаста, глава 1).

     Как только я услышал о новом методе борьбы с амброзией, память мгновенно перенесла меня более чем на сорок лет назад.

     После окончания учебного отряда в мае 1970 года я был оставлен в этом же отряде инструктором для обеспечения работы оборудования кабинета гидроакустики. В сентябре пришел приказ, всем инструкторам пройти месячную стажировку на боевых кораблях (понюхать моря). Я попал на БПК (большой противолодочный корабль) «Комсомолец Украины».
     Опущу все подробности этого интересного приключения. Остановлюсь лишь на одном.

     В первую ночь я был поражен, проснувшись среди ночи, видом застывшего вахтенного сидящего посреди кубрика на корточках на табуретке (банке - на морском жаргоне) с одним ботинком (прогаром) в занесенной для броска руке. Я минут пять наблюдал за ним, но он застыл как статуя, не отводя взгляда от точки, которая была мне не видна.
     Заинтригованный я выбрался из подвесной койки и подошел к нему. Он не сводил взгляда с корки хлеба лежащей на полу.
     Увидев меня, он слез с табуретки и начал разминать затекшие ноги.
     - Ты что делаешь? – спросил я.
     - Охочусь. Ты в туалет? Давай быстрей. И ложись, не мешай.
     Когда я забрался в койку, он вновь принял, так поразившую меня, позу.
Моя койка была в верхнем ярусе и прямо над головой параллельно  телу  проходила связка электрических кабелей. Я понаблюдал немного за вновь застывшим вахтенным, но тут мое внимание привлек легкий шорох над головой: по связке кабелей одна за другой нескончаемой колонной следовали громадные крысы.

     Никто никак не реагировал на это шествие, все спали. Не стал реагировать и я, мне просто стало интересно, когда это шествие закончится. Но тут мое внимание отвлек грохот ботинка, тонкий писк и чей-то сонный мат с требованием, чтобы прекратили эту дурацкую охоту и не мешали спать. Когда я снова посмотрел на кабели, крыс уже не было.

     Утром я поинтересовался у вахтенного результатами его охоты. Его я понимал: довольно достойное занятие, чтобы убить время, когда больше всего хочется спать. Жаль, что у нас в учебке не было крыс, я бы также устраивал  ночные сафари.
     - Ничего, - буркнул он, и пояснил. – Этих тварей прогаром не возьмешь. Я на следующую вахту молоток с поста прихвачу.
     Эта охота меня не удивила, но когда я пришел в первый раз в гидроакустическую рубку, то был удивлен парой блюдец с молоком и хлебными крошками.
     - У вас что, котята? – удивился я.
     - Нет, тараканы, – нехотя пояснил сопровождавший меня матрос.
     Я давно знал о системе флотских розыгрышей новичков, и не подал виду, что такой ответ меня удивил. Тараканы, так тараканы. Где их нет?

     Началось ежедневное проворачивание машин и механизмов. Все заняли свои места, согласно боевого расчета, и запустили всё, что могло быть включено или запущено. Рубка наполнилась легким гулом работающей электроники и вентиляционных систем. Среди этой деловой суеты и довольно громкого шума откуда-то из-под работающих блоков спокойно  выбрался и неспешно направился к блюдцам громадный таракан.

     С тараканами я всегда поступаю одинаково. Давлю.
     И теперь я просто наступил на неповоротливого таракана, тот, в отличии от тараканов из нашей учебки, и не пытался увернуться. И тут раздался вопль гнева…
      Старшина второй статьи, судя по длине волос, третьего года службы сорвался со своего места и бросился к раздавленному  таракану.
     - Маша..., - чуть не рыдал он, собирая раздавленные остатки, потом гневно обрушился на сопровождавшего меня матроса.
     - Ты что, не предупредил его?
     - Да я думал, он знает, - оправдывался тот.
     Старшина стал успокаиваться, повернулся ко мне и приказал:
     - Больше никого не дави, это был самый лучший мой производитель.
     Тут уж я пришел в полное недоумение. Но на флоте, главное, не показывать, что ты чем-то удивлен, за это можно жестоко поплатиться. Проще напрямую в лоб задать вопрос. Что я и сделал. Мне рассказали следующее.

     Корабль заполонили крысы и тараканы. Капитан объявил им беспощадную войну, а чтобы добиться ощутимого результата решил простимулировать экипаж. Он объявил, что тому, кто сдаст тысячу убитых тараканов или сто крысиных хвостов, он предоставит десять суток отпуска на родину.

     В то время отпуск за три года службы представлялся только особо отличившимся. Нужно было совершить нечто выдающееся или добросовестно постоянно «стучать» на своих товарищей. Совершить нечто выдающееся было довольно трудно, а получить отпуск по другой причине и оставаться жить в этом же коллективе не очень то кому и хотелось.
     А тут такой стимул!

     С первых дней службы меня учили : «Моряк отличается от солдата тем, что получив приказ солдат спрашивает, как его выполнить, а моряк - когда нужен результат». Намек на преобладание инициативы и творческого подхода.
     Здесь, на этом корабле, я воочию убедился в действенности этой доктрины.

     Если молодые матросы увлеклись малоперспективной охотой на эти верткие создания, их старшие товарищи третьего года службы в течение недели организовали на каждом боевом посту многочисленные тараканьи фермы, монополизировали это дело и заставили молодых не убивать, а кормить и приручать тараканов.
     Товарищеская взаимопомощь выражалась в дружном обмене информацией о разведении и откорме тараканов, способе их подсчета и массового одновременного забоя без потери количества сумевших скрыться особей. Велся обмен лучшими производителями.
     Моя стажировка ещё не была завершена, а первые энтузиасты разведения тараканов уже поехали домой на побывку. Разводить крыс на корабле никто не стал. Да и особенно охотиться на них тоже, уж слишком они верткие. Просто написали домой…

     Через месяц один грузин второго года службы получил посылку из дома со ста двадцатью (про запас) крысиными хвостами. Потом посылки посыпались как из рога изобилия.
      Что интересно, в основном из закавказских и среднеазиатских республик. Русские оказались в этом деле «тормозами».
      Первая посылка с крысиными хвостами пришла к русскому тогда, когда капитан сообразил, что его приказ произвел обратный эффект и открыл прямую дорогу домой. Он его отменил.

     Прав был Екклесиаст: всё новое – это хорошо забытое старое.
     Я не удивлюсь сообщению, что под Пятигорском пахотные земли занимают плантации амброзии. А уж борьбу за бюджетные средства…
     Ведь проще принять за один раз двадцать миллионов корней. И выращивание, и выкопку, и обрезку корней, и подсчет  можно автоматизировать,  достигнув невиданной производительности, а не заниматься нудной приемкой по двадцать – пятьдесят корней в многочисленных разбросанных пунктах, деятельность которых и проверить то не будет возможности.