Страсти по Катерине

Лена Муравьева
Российскую императрицу Екатерину Вторую за бурный сексуальный темперамент в якобинской печати называли «Северная Мессалина». И не напрасно. По мнению ученых в списке царских фаворитов более двадцати фамилий

Разбитая на маленькие княжества Германия несколько веков поставляла европейским королевским домам венценосных невест. В числе прочих оказалась София Фредерика Августа Ангальт-Цербская, которая в канун свадьбы, как всякая девушка, наверное, мечтала о любви, семье, детях. Однако вместо тихих радостей 3К (Kinder, Kuche, Kirche – немецкое устойчивое выражение, описывающее основные представления о социальной роли женщины в обществе) судьба подарила барышне славу, о коей та не смела бы помыслить. Русская императрица Екатерина II Великая осталась в истории благодаря своему таланту государственного деятеля и многочисленным любовникам.
А ведь могло быть и иначе, если бы 17-летний жених Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, наследник российского престола, будущий император Петр III отнесся к своей 16-летней невесте теплее. Но Петр игнорировал супругу. «Я очень хорошо видела, что великий князь меня совсем не любит; через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблен в девицу Карр, фрейлину императрицы. Он сказал графу Дивьеру, своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мною. Дивьер утверждал обратное, и он на него рассердился; эта сцена происходила почти в моем присутствии, и я видела эту ссору. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, если и поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили, и что будет с чего умереть от ревности безо всякой для кого бы то ни было пользы. Итак, я старалась из самолюбия заставить себя не ревновать к человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было», - писала позднее Екатерина.

Гуляй пока молодой
Холодность ли супруга, тотальное ли одиночество и лицемерие окружающих, собственный ли горячий темперамент толкнули Екатерину в объятия любовников? Кто знает. Так или иначе, первым открыл «сезон любви» граф Андрей Чернышев за что и отправился в изгнание за границу. Шведскому посланнику графу Поленбергу, Кириллу Разумовскому, Станиславу Понятовскому, Захару Чернышеву (брату Андрея), Льву Нарышкину, братьям Салтыковым повезло больше. Репрессии их не коснулись. Дело в том, что после смерти Петра Первого прошло почти тридцать лет, а порядок престолонаследия так и не удалось восстановить, потому империи позарез требовался законный наследник, будущий же государь Петр III явно пренебрегал исполнением супружеских обязанностей, вот и приходилось смотреть сквозь пальцы на череду его заместителей.
Не удивительно, что сына царственной четы – Павла – современники приписывали «авторству» Сергея Салтыкова. Впрочем, не только ему. Претендентов хватало. Меж тем Павел был необычайно похож на Петра III. А учитывая, насколько Екатерина не любила сына, вполне резонно предположить, что молва в данном случае слегка преувеличивала легкомыслие великой княгини Екатерины Алексеевны.

Кабы я была царица
Заняв после смерти тетушки российский престол, Петр III решил навести в стране и семье собственные порядки. Екатерина требовалась только для рождения наследника, а поскольку оный благополучно родился и рос, нелюбимую супругу можно было сплавить в монастырь. Однако не тут-то было. Умная принцесса-немка не напрасно учила русские поговорки и не только удовольствия ради тусила с гвардейцами, она искала признания среди русского дворянства и нашла. Полгода царствования Петра оборвали дворцовый переворот, арест и смерть, после чего молодая вдова села на трон. Еще через три месяца произошла официальная коронация. Основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Собственные же права на престол (в обход наследника Павла) подтверждал глас народа – «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». В.О.Ключевский по сему поводу высказался так: «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца».

Конвейер любви
Обретя власть благодаря стараниям трех братьев Орловых (старший – любовник Екатерины), Потемкина (будущего фаворита), воспитателя малолетнего наследника Панина (тоже любовник), а также поддержке Разумовского (бывшего возлюбленного), Екатерина положила начало эры фаворитизма в России.
Самыми известными из фаворитов Екатерины были Григорий Орлов и Григорий Потемкин. С первым Екатерина планировала брак, со вторым была, скорее всего, тайно обвенчана. К другим, перечисленным в списке, царица питала искренние чувства. Она всегда входила в отношения, веря, что это всерьез и надолго. Иногда так и получалось. Иногда нет. Но в большинстве романы длились по нескольку лет, а расставания случались из-за несовместимости характеров, плохого образования фаворитов, их измен или недостойного поведения.
Но любовь, любовью, а обед по расписанию. Отменный эротический аппетит Екатерины диктовал нравы при дворе. Впрочем, в те времена люди были иными и смотрели на многие вещи проще, без лишней рефлексии. Так, Панин, к примеру, будучи еще, в фаворе, поставлял Екатерине «милых друзей». Тоже же делал Потемкин. Лучшая подруга императрицы, Прасковья Брюсс, прозванная «пробир-дамой, лично принимала экзамены у претендентов. Екатерина развлекалась открыто, не прятала любовников от детей, внуков, сановников. В специальной комнате у нее был установлен механизм, при необходимости разделявший огромную кровать на две части, так, чтобы мужчина оставался на скрытой половине, а сама распаленная императрица могла принимать при необходимости послов и министров.
Исторические анекдоты приписывают Екатерине влечение и к молодым девушкам. Как-то увидев на выпускном экзамене в Смольном институте, дочь Суворова, царица вроде бы сказала:
– Отдайте мне вашу дочку.
Суворов отказал, ссылаясь на обилие при дворе блестящих кавалеров, которые могут обольстить его девочку.
– Не бойтесь, я ее помещу в своей спальне, – уверила Екатерина.
Зная, что представляет собой спальня Екатерины, Суворов решительно отказал.
–Умереть – умру за тебя, матушка государыня. А Суворочки своей тебе не дам.
Разгневанная Екатерина не посмела отнять дочь у дворянина, но выслала обоих в провинцию, запретив девушке появляться к дворцу. Чему Суворов был бесконечно рад. О реакции Суворочки сведений нет.

Эстафета
Зато о личной жизни Екатерины писали и пишут трактаты. Сегодня каждый желающий может без труда приобщиться к альковным тайнам императрицы, прочитав  книгу или статью, или при особой спешке ознакомившись с интернетовской табличкой. Порядковый номер возлюбленного, ФИО, даты, статус, примечание – статистика знает все.
«Пробежимся» и мы по некоторм пунктам биографии всевластной царицы.
Связь с Григорием Орловым длилась двенадцать лет, при этом Орлов имел множество любовниц, о которых Екатерина отлично знала. Потому, наверное, и ударила побольнее. Когда фаворит представлял Россию на конгрессе в Фокшанах, Екатерина сошлась с Александром Васильчиковым. После относительно спокойной орловской эры, неожиданное появление новой звезды вызвало большой переполох. Но спустя два года молодой и довольно бескорыстный красавец-фаворит был отправлен в отставку, получив «на булавки» приличную сумму. Потом место в жизни Екатерины и империи занял Григорий Потемкин – личность, заслуживающая подробного и отдельного рассказа. В двух словах, отношения этой пары не передать. Достаточно сказать, что после разрыва официальный фаворит и, видимо, морганатический супруг, продолжил управлять страной, и контролировал постель императрицы. Практически все фавориты и любовники Екатерины были креатурой Потемкина и отстаивали его интересы. Если же ребята нарушали правила игры, то скоропостижно прощались с теплым местом.
Тем ни менее, Екатерина иногда своевольничала. Новая после Потемкина пассия – Петр Завадовский – тоже имел статус официального фаворита, мало того был допущен до государственных дел, но зарвался. Стал интриговать против своего предшественника и поплатился за это «увольнением».
Зорич и Римский-Корсаков, оба официальные фавориты, продержались недолго, по году. После чего Екатерина некоторое время находилась в творческом поиске. Конец которому положил Левашов. Затем эстафету подхватил Высоцкий. Следующий «номер» – Александр Ланской – умный, добрый, умеющий ладить со всеми, имел шансы удержаться рядом с императрицей до ее кончины. Однако, роман закончился трагически. Пятидесятичетырехлетняя Екатерина похоронила своего двадцатишестилетнего фаворита и утешилась, правда, далеко не сразу, отстрадав, оплакав свое, в объятиях Петра Ермолова, а после Александра Мамонова. Засим были Михаил Милорадович (позже погиб на Сенатской площади во время восстания декабристов), Михаил Миклашевский. Финалистом оказался Платон Зубов. Он был последним фаворитом Екатерины.

По труду и награда
В указанном списке нет графы о размерах выходного пособия, полученного молодыми люди за исполнение ими интимных обязанностей. Не обозначены и суммы, заработанные благодаря удачно сложившейся карьере. Между тем, цифры впечатляют.
К примеру, братья Орловы обошлись Екатерине больше 17 миллионов рублей, помимо земель и 50 тысяч крестьян. (Для справки: крестьянская «душа» тогда стоила не менее 300 рублей). Васильчиков «заслужил» 50 тысяч рублей на обустройство, 20 тысяч пенсии, 7 тысяч крестьян, посуду на полмиллиона рублей, столовое белье и серебряный сервиз на 20 персон. Ланской потянул на восемь миллионов, Корсаков и Зорич обошлись приблизительно по миллиону каждый. Высоцкого оценили в 360 000 руб, Ермолова – в 550000 руб., Мамонова – 660 тыс. руб. Платон Зубов в течение двух лет огреб 3.5 млн. рублей серебром, землями и крестьянскими душами. Потемкин за годы своего величия получил из русской казны имущества и ценностей на сумму 9 млн. рублей плюс 40 тыс. крепостных душ. Понятковскому досталась из рук Екатерины польская корона, Разумовскому – гетманская булава.
Кроме того, следует учесть еще две статьи расходов. Екатерина платила разовым партнерам около ста тысяч рублей за ночь плюс имение, тысяча душ крепостных и пожизненная пенсия. Получали премии за поиск достойных кандидатов и придворные сводницы. В «Итого» затраты на личную жизнь императрицы по подсчетам английского посланника Д.Гарриса и историка Ж.Кастера составили более ста миллионов рублей. Притом, что бюджет страны той поры равнялся восьмидесяти миллионам рублей в год.

Справедливости ради
Исключительно справедливости ради надо отметить, что за время правления Екатерины численность населения и армии увеличились почти вдвое; число фабрик приросло вчетверо; оборот внешней балтийской торговли вырос в пять раз, почти такую же динамику показал созданный Екатериной ввоз-вывоз черноморских товаров. Кроме того, по словам А. Безбородко ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России. А посему, может, не стоит смаковать пикантные подробности облико морале росиийской царицы? Да, меняла мужчин. Да, 17 ноября 1796 г. умерла в нужнике. Но разве этим определяется цена человека, сделавшего для своей страны столько полезного?

Для газеты «Тайны Эпохи»