Зарисовки в общественном транспорте

Лена Бабарыкина
Интересно, как у человека голова устроена? Какие там шурупчики, винтики, шестеренки вертятся? У каждого,наверное, по-своему. У меня, я полагаю, полочки, стеллажики стоят, а на них — на этих полочках мысли всякие складированы, идеи, опыт тщательно упакован, информация различная, знания и умения — всё на своем месте. Понадобилось — достала с полочки мыслишку какую-нибудь и думаешь её, а к ней и другая информация потихонечку подтягивается... Так и идет мыслительный процесс!..

Вот только жить сейчас как-то трудно стало, и стеллажики мои вместе с полочками как будто плакатами огромными завесил кто-то, а на плакатах одна только надпись «ПРОБЛЕМА!». И бьется мой мозг в истерике, пытается добраться до нужной ячейки, да не тут-то было! Куда ни сунься — всюду «ПРОБЛЕМА! ПРОБЛЕМА!», и никак не найти ту самую нужную идею, никак не придумать ничего и не додумать... Сидят мои гениальные идеи взаперти и ждут, когда же их выпустят на волю — наведут порядок и сорвут эти чертовы баннеры!

Но вот что удивительно: когда я выхожу на улицу, сажусь в автобус, еду-еду куда-то, глядя в окошко, я вдруг отчетливо понимаю, что каким-то чудесным образом одна замечательная мысль умудряется найти лазейку и прорваться наружу! И не страшны ей никакие препятствия — для нее их просто нет! На какое-то время она заполняет все пространство собой — такая светлая и радостная, спокойная и бесстрашная! И я сижу, смотрю в окно, улыбаюсь так глупо-глупо, а ОНА поет: «Как же все-таки мне нравится этот прекрасный город!» Странная какая-то мысль, но почему-то радостно становится от нее, восторженно на душе, а главное, понятно, что это не просто мысль — это НАДЕЖДА! Та самая, которая умирает последней!..

А что касается города — он и впрямь прекрасен и удивителен! Сказочный город Санкт-Петербург! Сколько угодно можно гулять по его улицам, набережным, многочисленным мостам и любоваться творениями истинных художников-архитекторов и гениев-скульпторов! Поражает великолепие и изысканность этого славного города, пережившего немало черных дней! Честь и хвала и огромная благодарность великому русскому царю Петру 1 за то, что ему когда-то в голову взбрела столь сумасбродная идея заложить здесь такой чудесный город! И за ее прекрасное воплощение! Вот только вызывает сожаление тот факт, что никто уже ныне не в состоянии создать ничего подобного. Глядя на «шедевры зодчества» современности, хочется или плакать, или снисходительно улыбаться. Если бы Петр 1 смог материализоваться в наше время, гнал бы он взашей нынешних горе-архитекторов и горе-строителей! Да многим бы досталось на орехи!.. В этом я не сомневаюсь! Я бы на месте правительства строго-настрого запретила в исторических районах города использовать различную рекламную продукцию: щиты, плакаты, надписи, наклейки на окнах и зданиях. Это, на мой взгляд, оскверняет творения величайших зодчих. Вот в спальных районах на современных достижениях цивилизации малюйте сколько угодно! Они все равно не представляют никакой исторической ценности ни для нас, ни для потомков!  А Петербург, созданный Петром, надо беречь! В мире больше нет и не будет такого величественного города! Это наше достояние и наша гордость!

Люди в Санкт-Петербурге — тоже удивительные, как и их родной город! Нигде еще мне не встречалась такая манера общения: здесь спокойно могут подойти на улице к совершенно незнакомому человеку, начать с ним беседу с самого  незначительного вопроса или невинного замечания, затем продолжить ее абсолютно на любую злободневную или не очень тему, а потом попрощаться как со старым знакомым, пожелать доброго дня и разойтись в разные стороны будучи безмерно довольными друг другом. Здесь это запросто! Особенно в общественном транспорте или на остановках, находясь в состоянии ожидания.

Вот так однажды вхожу я в автобус... Настроение ниже нуля... Так сложились обстоятельства, что в тот момент у меня не оказалось приличной верхней одежды, а поскольку погода оставляла желать лучшего, мне пришлось напялить на себя куртку с чужого плеча, в которой я чувствовала себя хуже некуда. То есть внутри себя я ощущаю интеллигентной особой, чуть ли не леди, а снаружи!.. В общем, чудо в перьях! Мое состояние и ощущения полностью соответствовали фразе одной моей давней знакомой,   которая любила говаривать: «Я не так дурно воспитана, как одета!». И вот с такой низкой самооценкой я прохожу по салону и занимаю свободное место рядом с дамой явно преуспевающей — эдакой бизнес-леди. Всю поездку она, отвернувшись к окну, ведет деловые переговоры по телефону и потягивает из баночки что-то очень похожее на джин-тоник. Совершенно непонятно, что заставило ее пользоваться общественным транспортом, полагаю, что тот самый пресловутый джин-тоник. И вдруг на предпоследней остановке она поворачивается ко мне и обращается с совершенно естественным вопросом:
- А куда он дальше едет? Сворачивает налево?
 На что я отвечаю, что он едет прямо, и следующая остановка конечная. Она не унимается:
- А потом? Налево?
 Я снова пытаюсь объяснить, что после конечной остановки он едет прямо, разворачивается и движется в обратном направлении.
- А где он там разворачивается? Не пойму! - следует очередная фраза.
- На площади...- отвечаю.
Но мой мозг уже начинает понемногу зависать: я вроде всё правильно разъяснила, а меня не понимают, то есть что-то здесь не так, вопрос - что? В голове зарождаются признаки паники... Вы же помните, что там с моими полочками и мыслями на них происходит! И вдруг, о чудо! Звучит вопрос, который мигом наводит порядок на моих стеллажах и заставляет меня вздохнуть спокойно (значит, я не сошла с ума!):
- А что, разве там есть рельсы?!
 Фу! Отпустило! Говорю:
- Так мы же в автобусе едем!...

Здорово, правда?! Дамочка думала, что уже полчаса в трамвае трясется!
В общем, расстались мы с ней в прекрасном настроении, пожелав друг другу удачного дня и став за эти пять минут общения почти подругами, невзирая на то, что вряд ли когда-нибудь еще раз встретимся!..

Мне иногда очень интересно наблюдать за людьми, за их лицами, поведением, пытаться определить, что представляет из себя тот или иной человек, чем занимается. И лучше всего для этого занятия подходит, в первую очередь, автобус или трамвай, ну а потом уже троллейбус или метро. Не знаю, почему, но именно в такой последовательности. Видимо, для русского человека автобус все-таки как-то роднее.

И вот в один из таких моментов моё внимание привлек молодой парнишка лет двадцати пяти. На нем было длинное темно-бежевое пальто свободного кроя, под пальто угадывался толстый свитер с широкими рукавами, на голове шляпа в тон пальто, шею обвил объемный шарф крупной вязки, клетчатые штаны заправлены в высокие грубые ботинки. Эдакий денди! Черты лица тонкие и нежные, как у девушки. Взгляд добрых карих глаз мягкий и обволакивающий, но очень внимательный. Что-то в нем было особенное, необычное... Однако какая-то деталь мешала сложившемуся образу, но какая?.. Руки! Несколько грубовато выглядят они на фоне лица, чем-то напоминающего облик Иисуса Христа, не совсем соответствуют внешности молодого человека. Этим рукам явно приходится много трудиться!

Я на мгновение прикрываю глаза и вдруг вижу его у мольберта! Он пристально вглядывается в натянутый холст, в руке кисть... Вот она прошлась по палитре, потянулась к картине, на миг замерла... И вдруг быстрым движением он сунул ее в рот, облизал, потом снова поднес к палитре... И она ожила! Вспорхнула и затанцевала по холсту в умелых руках художника! Точно! Он — художник!..

В действительность вернула меня фраза, произнесенная молодым человеком по телефону:
- Мама! Ты в мастерской?...

Мне приходится очень часто перемещаться на автобусах — каждый день забирать внука первоклассника из школы. Он страшно не любит, когда в автобусе слишком много пассажиров! Конечно, приятного мало: ему хочется сидеть возле окошка и наблюдать за окружающим миром, а тут приходится стоять где-нибудь в уголке и смотреть на спины стоящих рядом людей. В такой ситуации он обычно начинает недовольно ворчать, как маленький старичок. Однажды парень не выдержал! Внимательно оглядел салон и на весь автобус безапелляционно заявил:
- Некоторые люди нарушают правила! Молодые должны уступать место пожилым!

Рядом стоящие мужчина и девушка с интересом посмотрели на говорившего и заулыбались, что не понравилось моему ворчуну, и он сердито заметил:
- Ничего смешного нет!
Пришлось им пристыженно оправдываться перед ребенком, почему же они улыбаются там, где нет для этого особого повода. Выглядело это так, словно провинившийся униженно просит прощения, а его оппонент размышляет, стоит ли простить или все-таки придумать какое-нибудь наказание...

Удовлетворение наступило после моих слов, что если мы с ним стоим в транспорте, значит, мы еще совсем молоды! А это здорово!..

А что касается людей старшего поколения — это вообще особая тема! Эти прелестные бабулечки, куда-то медленно спешащие, просто восхитительны! Идет она - вся такая кокетка! Шляпка изысканная на ней, перчаточки, губки подкрашены, глазки подведены, в руках тросточка — ну чудо просто! Истинная женщина без возраста! И таких бабушек здесь большинство! Бывают даже «неформалки»! Вошла одна такая в автобус — я глаз отвести не могла! Хрупкая, тоненькая как тростиночка! Длинный в пол черный плащ на ней  необычного кроя, скорее молодежного, головной убор совершенно немыслимой формы тоже черного цвета с цветком сбоку и кружевными вставками, ботинки современные на толстой подошве, за спиной рюкзачок... Она не вошла в автобус — она влетела в него и так же быстро вылетела широким размашистым шагом, несмотря на возраст и хрупкость своего строения!

Однажды довелось понаблюдать за парой, возраст которой вызывает только уважение. Дама одета с иголочки: полупальто оттенка кофе с молоком в сочетании с черной отделкой, шляпка подобрана очень точно к наряду, черные высокие перчатки, строгая длинная черная юбка, сапожки, сумочка — все просто идеально! Макияж соответствующий, прическа! Сколько достоинства в этой шикарной особе! Безупречная осанка, наклон головы, движения рук — всё выделяет ее из толпы! Властный взгляд, словно она не в автобусе едет, а на троне восседает, а вокруг нее подданные, которые едва ли достойны взмаха ее ресниц!.. Смотришь на нее, и перед взором словно из туманной дымки возникает сцена драматического театра, а на сцене она — прима, в главной роли! Рядом ее партнер по спектаклю — седовласый кавалер с  манерами аристократа, высокий и стройный мужчина, явно влюбленный в свою партнершу... Галантный кавалер любезно подаёт своей даме руку, она с некоторой долей высокомерия опирается на нее... И пара выходит из автобуса...

Однажды спустя некоторое время после моего приезда в Санкт-Петербург, когда я еще была совсем плохо знакома с городом, меня поразила женщина-кондуктор явно пенсионного возраста. Нечего и говорить о том, что выглядела она безупречно! Сейчас речь не об этом. Она не просто объявляла остановки, она рассказывала историю каждого здания, улицы: кто архитектор, когда возводилось, кто жил и работал, что в настоящее время располагается в том или ином здании! Это была настоящая экскурсия по городу, невероятно профессионально и грамотно проведенная! Никто не разговаривал по телефону или друг с другом — все слушали, раскрыв рот! Несомненно  эта прекрасная женщина всю жизнь проработала экскурсоводом, и, я думаю, преуспела в этом занятии. Она делилась с пассажирами не только знаниями, но и частичкой своей души, добротой и теплотой своего щедрого сердца, трепетной любовью к красивейшему городу на земле! И каждый человек, выходя из этого сказочного автобуса,  благодарно улыбался и чувствовал себя чуточку счастливей, чем был до этой поездки, потому что явственно ощущал в своем сердце ростки  зарождающейся любви к этому городу, к людям, ко всему миру!

А где рождается ЛЮБОВЬ, там просыпается НАДЕЖДА и появляется ВЕРА!..



ноябрь 2013г.