Различие этноса и нации

Андрей Козлов Кослоп
Иногда эти термины употребляются как синонимы.
Но важно видеть, что есть этносы, общности которые имеют общий язык, обычаи, рядом проживают или проживали, но не образуют при этом государство. А нация - это когда  некая общность именно создаёт государство.
Русские и советские - это нация, потому что очевидно связана с государством.
Но вот иные русские оказываются вне России, но ощущают общность с теми русскими,которые живут в России. И современная Россия-РФ не совпадает ни с СССР, ни с дореволюционной Россией, а это существенно, так как составляющая и этноса, и особенно нации - культура и история.
 Возможно националистов, которые мыслят себя исключительно как этнос (западенцы, эстонские фашисто-националисты) и  не признают себя в рамках суперэтноса , точнее не хотят себя осознавать даже и в прошлом. Очевидно, что тут некая психопатология. И даже не потому, что национализм - "нехорошо". Украинцы, литовцы, эстонцы  и т.д. уже вне  российского государства, но им  всё равно нет удовлетворения, злобствуют, запрещают серпы и молоты, преследуют русский язык. С одной стороны, просто Америка-Запад подначивает, но есть также именно психоз. Этнический национализм при всем желании эстонцев, грузин или западных украинцев, чтобы их национализм  был именно нацией не реализуется, потому что это просто невозможно. Из преданий милой старины, преданий предков не возникает нации. Нация - это именно государство и государство, способное решать экономические и военные задачи самостоятельно. Это не  желание  народа-нации, это свойство, видовой признак.
   
    Грузины, эстонцы, стремясь ощутить себя европейскими  нациями, рвутся к пактам с Европейскими странами и США, но видят это или не видят, они оказываются лишь  объектами-субъектами, используемыми Западом для своих целей. Причастность к этносу - вещь аморфная, спонтанная, очень несложная. Причастность к политическом организму  государства тем сильнее, чем сильнее это государство.  Естественно причастность  к таким политическим образованиям как Латвия или Украина, сознательно или подсознательно не может  удовлетворить  личность и общество в такой самоидентификации. Идентичность относительно нации-государства - политическая, идеологическая активная и жизненно принципиальная идентичность. Удовлетворить человека даже на уровне подсознания может только  крупное государство, с его политическими традициями. Переориентировка особенно молодежи в бывших республиках СССР, включая Россию на не советские "ценности" есть причина  психических расстройств масс людей особенно в бывших республиках, поскольку их "республики"  чаще всего не были никогда или были очень давно "государствами". Состояние таких государств как Польша, промежуточное. Польша была  довольно влиятельным государством, но в  1772, 1793 и 1795 годах произошли разделы Польши, после чего Польша не была самостоятельным государством. В годы второй мировой  Польша была оккупирована, в конечном счёте Гитлером, и восстановилась её государственность в раках соцлагеря, от которого Польша опять решала отречься, что девальвирует ценность социалистического периода её истории. Пик развития польской государственности за последние 300 лет приходится , конечно, не на эпоху Пилсудского или Сикорского, а на социалистический период. Поляки пусть чаще бессознательно, но это ощущают. Также бессознательно ощущают это и  "пассионарии" бывших совреспублик, но современная антисоветская и антироссийская идеология политических элит этих республик не позволяет массам, которые в большинстве неизбежно податливы и не способны противостоять идеологическому прессингу, находятся в состоянии перманентного психоза-невроза. Психическое равновесии восстанавливается исключительно на основе ориентации к советской, евразийско-суперэтнической ориентации.
 
Ориентация на ЕС - также  не несёт полноценности самоосознанию такого народа, так как Европа никогда не представляла собой единой государственности и не представляет ныне. Евроидентичность  не является  подлинной национальной самоидентификацией.

Хотя прошлое имагинативно, но именно оно, история и оставшаяся после того прошлого культура является основой будущих крепкий инноваций.
 Увы положение поляков, грузин,  украинцев, эстонцев трагично, так как  восстановление Большого Российского мира, подобного советскому, зависит сейчас на 90 процентов от России.   Но антисоветская Россия, сама разрушившая Союз, имеет элиту, которая не помышляет о возрождении  государственного суперэтнического объединения, хотя Таможенный Союз есть некоторое движение в этом направлении, но идеология этого Союза остаётся по прежнему двусмысленным, антисоветские лидеры (за исключением, конечно, Лукашенко) пытаются объединить  часть Союза... Хотя надежда именно на Россию, наверное, не совсем правильно. Вспомним, что Сталин, Орджоникидзе были грузины. Дзержинский, Рокоссовский - поляки. Выбор в каком-то смысле прост: или этнический национализм, включая сарафанно-казаческие антисемитизмы, или идеология крупного национального государства, в партнерстве  с цивилизационными центрами, чьи общие интересы с интересам  Большой России уже  выявились (БРИКС, ШОС, СНГ, страны бывшего соцлагеря). После Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, говорить о "дружбе" с Европой и Америкой нелепо.

      Восстановление политического здоровья ("стабильности")  нашего суперэтноса и антисоветизм - вещи прямо противоположные.

   Понятие "титульная нация" , стало быть,  вирус, абсурд и маразм. Нация - это социум составляющий государство. Стремление  выделить из  государства  в качестве его  титульного организатора некий этнос - это значит вообще не понимать, что этнос это просто наши хохоряшки,  деревенские цацки. Протопоп Аввакум и патриарх Никон оба были мордвины, что это должно означать, что мордва вела в  17 веке религиозные войны в России?

     Этническое - неизбежное свойство  людей, но когда этническое попадает в центр нашей самоидентификации, это минимум комично, почему, например, в советское время народ и слагал анекдоты про русского, татарина и еврея.

     Поспорили русский, немец, еврей, чуваш и чукча, какой Ленин был национальности. Русский говорит: Русский,  фамилия русская, имя русская, писал-говорил по-русски, немец говорит: Нет, он немец, потому что мама у него была немка Бланк, еврей: Нет, он еврей, потому что Мариэтта Шагинян, говорила, что мама Ленина была из евреев, как и Маркс, чуваш: нет Ленин чуваш, потому что вокруг Симбирска живут чуваши, также выключаются в спор татары (Ленин учился в Казани), калмыки, и наконец, чукча говорит: Да нет, Ленин был чукча.  Как, почему это чукча?!! - Шибко умный...
Как говорил Сёрен Кьеркьегор: Или... или. Или Держава или "шибко умный"..
**
Про Украинское: http://www.proza.ru/2013/12/02/979