Цац и Мирем

Руслан Хачмамук
Это две родные сестры - мои покойные бабушки по маминой линии. Младшая Цац - мама моей мамы, старшая Мирем. Каждое лето я проводил у них как минимум две-три недели. Для меня это было настоящее испытание. Сестры были очень строгие, суровые кавказские женщины. В отличие от 90% бабушек они не сюсюкались с внуками, а относились к нам ровно, без сантиментов и очень строго. И если у папиной мамы, в другом ауле позволялось все и я был царь горы, то здесь я был маленьким мальчиком, который ходил по струнке и реально фильтровал базар!

Надо сказать, судьба сестер не пожалела, и пройти им пришлось через многое. Мирем в молодости была завидная невеста, и к ней стояла очередь из разных достойных женихов. Но полюбила она одного. Перед самой свадьбой началась война, парень ушел на фронт и погиб. После этого Мирем ни на кого не смотрела и прожила одна до 99 лет. У Цац тоже судьба сложилась не просто. Когда ее супруг Абдул вернулся с войны живой казалось они заживут счастливо и беззаботно. Ведь у них на тот момент было два сына и дочь. Но Абдул вернулся не один. На фронте у него случился военно-полевой роман с какой-то татаркой. Якобы она вынесла его раненого из боя ну и закрутилось. Она поселилась рядом с ним и он разрывался на две стороны. В итоге Цац сказала свое слово и выставила мужа за дверь.

Сколько я помню, дедушка упоминался крайне редко, и я почему-то думал, что он умер очень и очень давно. Потом, когда я узнал, что он все мое детство прожил в соседнем ауле - был шок!!! Впоследствии я нашел его фото. На меня с черно-белой фотокарточки смотрел красивый молодой парень в военной гимнастерке. Я до сих пор храню это фото - потому что это мой дедушка. Дедушка, которого я не знал!

Так Цац и Мирем стали жить вдвоем. Они вели огромное хозяйство без мужчин. Коровы, птицы, огромный огород, сад. Распорядок дня был таков - 6 утра - подъем. Коров - на пастбище, покормить живность, сделать адыгейский сыр (Цац каждый день возила по пять -шесть головок свежайшего сыра на рейсовом автобусе в Краснодар, там на рынке ее уже ждали постоянные клиенты-неплохое подспорье для пенсии), потом будили нас, заставляли умываться холодной водой, кормили нас и дальше занимались по хозяйству. В обед - 2 часа сна. Затем огород, сад, заготовка чего-то куда-то, вечером приходили коровы их доили, опять всех кормили, начиная от кур, заканчивая нами. Вечером посиделки на лавочке перед калиткой. Ложились рано часов в девять.

Я спал с Цац в одной комнате и каждый вечер слушал как бабушка, постелив циновку читает намаз. Эта красивая арабская молитва, которая как тихая песня лилась из уст бабушки убаюкивала меня и я тут же засыпал. Теперь я понимаю почему обе прожили почти до ста лет! Прежде всего - режим. Физический труд на свежем воздухе, правильное питание, обеденный сон и режим. Я так понимаю ребята у нас мало шансов....так отвлеклись.

Еще у них очень прикольный был жаргон - запомнились Гарбачоу (первый президент СССР), Бытырбыф - Санкт-Петербург, Чипляка жий (Соседский цыпленок). Кстати про Чипляку. Повадился к нам бегать соседский молодой петушок, такой подросток. А Мирем, страсть как не любила чужих. Так вот она заставила нас всех бегать за ним поймать и принести ей. Дальше было шоу. Тюрьма для террористов Абу Грейб или Гуантаномо просто пионер лагерь по сравнению с этим. Она наполнила оцинкованное корыто водой, взяла цыпленка за ноги и начал опускать его головой в воду. Держа его в воде она она громко говорила -" ну что чипляка будешь еще сюда ходить!?" Потом поднимала, пару секунд держала в воздухе и как только он приходил в себя опускала опять приговаривая то же самое. Потом обмякшее тело она выбрасывала в тень под орешник и говорила мне "Смотри!". Через пол минуты Чипляка поднимался и пулей летел со двора, при этом дико вопя размахивая крыльями. Мирем поворачивалась ко мне и серьезно говорила -" Теперь он всем своим расскажет и увидишь никто не сунется!!!" и сгорбившись шла уже орать на своих кур.

Еще у нас был сосед его звали дедушка Пыль, у него было три сына, они были крутые парни в 90-е и Мирем называла их репортеры! Я долго не мог понять какие и с какого канала, пока мне не объяснили. Я долго ржал. Еще у них был сосед Мэйор - я думал это адыгейское имя такое, а оказалось это они ему прозвище такое дали - майор. Еще была бабка Цэру - то же самое ЦРУ! Это, за то что все про всех знала. Но больше всего мне нравились истории про сестер, которые мне рассказывал их средний сын - дядя Ким. Он жил в Питере, был рефери по боксу.

У него было чумовое чувство юмора. И вот вечером он садился и рассказывал разные истории про бабушек. Самая моя любимая была про то, как бабушки ночью перепукивались из комнаты в комнату! А он якобы был между двух батарей и уворачивался, прячась под одеяло. Выстрелы он называл пучками! Мирем бомбила тяжелой артиллерией, а Цац трассирующими пулями и градом! Все это по его словам продолжается пол ночи, пока не кончаются снаряды. Я валялся рядом на траве, держась за живот! Скулы болели от смеха а по щекам текли слезы. Я хохотал как сумасшедший, а дядька входил в раж и придумывал новые ковровые виды бомбардировок от Цац и царь-пушку от Мирем. Фуф, сейчас пишу и истерика.... это были потрясающие дни.

Я помню потрясающий Наполеон, который готовила Цац, больше я такого не пробовал никогда. Она накрывала его тонкой марлей, и ставила в коридоре, а я как котяра вился вокруг, ожидая когда же крем пропитает коржи! Я помню, как Мирем купала меня в большом цинковом тазике, поливая из ковшика, а я сидел на деревянной табуреточке и жмурил глаза, потому что мыли нас хозяйственным мылом. Я до сих пор помню его запах. А еще помню, что перед сном нас заставляли мыть ноги, под краном, который торчал из земли, потом мы ставили ноги на веник, вытирали их, выпивали по стакану молока и шли спать. И еще я помню много много светлячков во дворе. Светлячки - как яркие воспоминания из детства, которые до сих пор вспыхивают в моем темном подсознании.