Клошмерль цветет и...

Артем Кресин
                Клошмерль цветет и …..
   Об этом фильме помнят  только очень пожилые люди – мои ровесники. Речь пойдет  о французской кинокомедии «Скандал в Клошмерле», вышедшей на экраны страны в 1950 году. В СССР это был период полного подавления свободомыслия и  пропаганды показного пуританства. В картине описываются события, происходящие  в одном  небольшом французском городке в начале двадцатого или в конце девятнадцатого веков.
Почему  цензура  пропустила этот фильм на советский экран? До сих пор не понимаю. Может быть, они предполагали, что зрители воспримут фильм, как насмешку над буржуазной демократией. Однако народ оказался умнее, чем думали цензоры, и этот фильм остался в памяти как добрая и великолепно поставленная комедия, в чем я убеждаюсь даже сегодня, шестьдесят лет спустя – большинство людей моего поколения его хорошо помнят.  Предлагаю читателю, в этом месте сделать перерыв в чтении этой статьи  и посмотреть эту комедию в интернете. Я, хоть и помнил ее содержание, но  вновь просмотрел фильм, освежил его в памяти и получил громадное удовольствие.  Для этого нужно набрать в интернете строку – «Смотреть кинофильм Скандал в Клошмерле»
            Краткое содержание фильма. Наиболее продвинутая,   демократически настроенная часть городской элиты, хочет преодолеть  мракобесие мещанской, консервативной части общества и создать в городке новые символы прогресса и демократии.  В  качестве  символа, олицетворяющего эти понятия, они добиваются строительства  на центральной площади общественного туалета. Против этого выступают католическая церковь и другие консервативные силы, одной из которых было «Общество старых дев». Приведение  краткого содержания фильма не отменяет моей рекомендации  просмотра. Современный  зритель отличается  от зрителя  сороковых, поэтому я позволю себе  обратить  внимание на  эпизоды, которые вызывали наибольшую реакцию зрителей пятидесятых, и могут оказаться незамеченными  сегодняшними..
 Например, общегородской митинг при открытии туалета, на котором присутствовал министр Франции, который под общие аплодисменты и открыл, и освятил это заведение. В одном из эпизодов военный офицер посадил молодую женщину на багажник мотоцикла и повез ее  на природу. От встречного ветра подол платья задрался и обнажилось женское колено и сантиметров десять бедра.  Зал, наполненный советскими зрителями,  рычал от восторга.  Сидящий недалеко,  мужчина  выдохнул – «ну, дают французы!».
Председательница  «Общества старых дев», гуляя по пригороду, оказалась рядом с местом, куда поехала пара на мотоцикле, последовала за ними и увидела, чем они занимались. Зрителю это не показали. Но выражение лица старой девы, было таким выразительным, что все поняли, что она видит. И опять зал разразился грохочущим смехом.
Происходящие в городе события вынуждают власти прислать в город военную часть, что добавляет перца и намеков на секс в сюжет. В результате возникших  туалетных событий под угрозой оказалось  правительство Франции, дело шло к правительственному перевороту.
Через несколько лет, встречаются главный борец за демократию и мэр города и обсуждают вопрос о дальнейшем развитии демократии. Демократ считает, что три, уже построенных, туалета недостаточно. Для развития демократии нужно продолжать их строительство. Мэр возражает -  народ  не будет  успевать  переваривать  демократию.
Почему много, много лет спустя я вспомнил описываемые в указанном фильме события?  А вы что не догадались? Думаю все всё поняли. Но поясню. Вдумайтесь, спустя почти 120 лет, после описываемых в фильме событий, сегодня в 2013 году,  что мы видим в средствах массовой информации.  Что является главной угрозой сегодняшней демократии? Нет, теперь уже конечно не общественные туалеты. Этот этап демократизации уже пройден.  Сегодня ей угрожает попытка противодействовать популяризации  гомосексуализма.    Сегодня  эта новая  проблема является  гвоздем демократической программы и маяком демократии. Сейчас демократизация  заключается  в возможности самой широкой пропаганды и демонстрации этого явления.
Вы, наверное, скажете про меня,  нашелся еще один противник демократии, Нет! вопию я.. Я всю жизнь мечтал о демократии, когда можно будет  говорить все что думаешь, не подвергаясь остракизму.. Мне хотелось читать книги, в которых авторы свободно высказывают свое отношение к тем или иным проблемам. Где люди спорят друг с другом без навешивания ярлыков, а приводят  доводы, обосновывающие их позицию. Где твой оппонент не переходил бы на оскорбления в случае разногласий, а принимал наличие разногласий, как нормальное явление.  Чтобы мы, окончив спор, могли спокойно пойти загорать на один пляж. Я это вижу в зарубежных странах, когда люди разных партий, приезжают на юбилеи своих политических оппонентов и произносят доброжелательные речи.
Более того я знаю, что такие демократы есть и в России, Я читаю их статьи в толстых журналах, в написанных ими книгах. Очень редко, но они мелькают и на экранах телевизора. Для меня, именно они,  олицетворяют настоящую демократию.
В конце 80-ых, когда  были провозглашены гласность и демократия,  то первые, кто этим воспользовался,  по моим наблюдениям, были  наперсточники. Когда они раскладывали свои коврики и стаканчики на центральной улице, кто-то из толпы прокричал – «милицию надо вызвать». « А теперь демократия»,  парировал глава шайки.
В любом деле, всегда находятся любители доведения любой идеи до абсурда.
            Не избежало этой участи и великое слово – демократия.
И во  Франции во времена событий в Клошмерле были серьезные демократы, знающие границы дозволенности. Но  в этом процессе, все серьезное происходит в глубине,  а  наверху образовывается пена. Эту пену блестяще показали в фильме. Эта же пена бурлит и сейчас на наших подмостках. И чтобы не запутаться, нужно отличать серьезный разговор от пены. И в этом нам может помочь фильм «Скандал в Клошмерле» .
  Хочу привести пример такой пены в развитии нашей демократии.
В конце 80-х, для развития свободы слова и демократизации редактором журнала Огонек был назначен писатель Коротич. Наравне с действительныо интересными материалами появилась нижеприведенная похабень. Народная частушка:
    Выходите девки замуж за Ивана Кузина,
    У Ивана Кузина большая кукурузина.
Наверное для новых демократов, зто тоже было показателем свободы и демократии
Полная аналогия со "Скандалом в Клошмерле"   

 .