Вологодские вёрсты. продолжение

Гумер Каримов
В начале было слово…
Вологодская область это своего рода заповедник устного народного творчества, наиболее полно воплотившаяся в искусстве слова. Практически до 30-х гг. XX в. где почти полностью сохранялась система жанров традиционного фольклора. Два столетия фольклористы записывали здесь сказки, былины, легенды, духовные стихи и образцы детского творчества. Фольклор земли Вологодской есть во всех общерусских сборниках, начиная со знаменитых собраний сказок А.Н. Афанасьева и былин П.Н. Рыбникова, а по количеству и качеству описаний крестьянского свадебного обряда этот край не имеет себе равных.

Да и на всю древнерусскую литературу развитая фольклорная традиция оказывала сильное влияние. Древнейший список "Задонщины" (1470) хранился в Кирилло-Белозерском монастыре. Историческая память народа, события общерусской и местной истории отразились в Великопермской, Вологодско-Пермской, Кирилло-Белозерской летописях, Устюженском летописном своде, дошедших до нашего времени в списках ХVI в. С Великим Устюгом связаны два знаковых для истории русской литературы произведения "переходного" ХVII в. – "Повесть о Савве Грудцыне" и "Повесть о Соломонии Бесноватой", входящая в состав "Жития преподобного Прокопия Устюгского".

Надо сказать, что в силу ряда причин исторического, экономического и политического характера традиционное крестьянское мировоззрение и фольклор как адекватное выражение этого мировоззрения, устойчиво сохранялись на вологодской земле по крайней мере до начала XX в. Отсутствием крепостного права на большей части территории Вологодской губернии, а значит, и отсутствием "дворянских гнезд", т.е. центров культуры европейского типа, можно объяснить и относительную "бедность" вологодской литературы XVIII – начала XIX вв. Исключением является имя К.Н. Батюшкова(1787-1855), уроженца Вологды, о котором мы уже писали выше.

Церковно-богословскую составляющую литературного развития на Вологодчине, представлял епископ кавказский Игнатий (Д.А. Брянчанинов, 1807-1867), с его главным сочинением  – "Аскетические опыты" – чрезвычайно авторитетным в современном православии. Епископ Игнатий родился в имении Брянчаниновых Покровское, неподалеку от Вологды. Автора «опытов» в 1988 г. канонизировали.
Но нас всё-таки интересует литература светская. Во второй половине XIX в. Вологодская губерния, как губерния по преимуществу крестьянская, привлекает внимание литераторов народнической ориентации. Здесь жили и работали П. В. Засодимский (1843-1912), П. Л. Лавров (1823-1900), Н. З. Шелгунов (1324-1891).

Многие годы на литературную жизнь вологодского края существенно влиял такой внелитературный фактор, как политическая ссылка. Первым в длинном перечне ссыльных литераторов был критик, прозаик и издатель Н. И. Надеждин (1804-1856), сосланный в 1837 г. на север Вологодской губернии за публикацию "философического письма" П. Я. Чаадаева. В начале XX века в Вологде и в губернии отбывала ссылку большая группа революционеров, некоторые из них вскоре проявили себя на литературном поприще. Вся читающая Россия знала имена Н. А. Бердяева, А. А. Богданова-Малиновского, А. В. Луначарского, А. М. Ремизова, Б. В.Савинкова, П. Е. Щеголева. Особенно ярко отразилась вологодская ссылка в творческой биографии Ремизова (1877-1907). Именно в Вологде он сложился как своеобразный писатель, сочетающий в своих текстах фольклорную архаику и литературный модерн. В Вологде Ремизов написал свой главный роман "Пруд", на вологодской земле разворачиваются события ремизовских книг "Часы" и "Иверень".

С вологодским краем связана судьба и ряда других писателей конца XIX – начала XX вв., принадлежавших к различным направлениям и школам. В Череповце прошли детские годы поэта-эгофутуриста Игоря Северянина (1887-1941). Продолжатель классического русского реализма А. И. Куприн (1870-1938) подолгу жил и работал в селе Даниловском, неподалеку от Устюжны. Неонародническое течение в литературе Серебряного века представляет творчество Н.А. Клюева (1884-1937), уроженца Вытегорского уезда. Клюеву удалось создать на фольклорной основе оригинальный лиро-эпический стиль, выразить в своих стихах и поэмах исторические и религиозные идеалы крестьянина.