Мотопутешествия по СССР. 1. Широка страна моя...

Александр Соханский
                РОМАНТИКА ДАЛЬНИХ ДОРОГ



        Самолёты, пароходы, поезда, автомобили, мотоциклы… Сотни тысяч километров довелось исколесить по Советскому Союзу на этих видах транспорта. Амплитуда передвижений весьма широка – от Черняховска до Могочи, от Салехарда до Ашхабада. При этом пересечены границы семи союзных республик, одиннадцати автономных республик и национальных округов, двух краёв, сорока двух областей. Не счесть городов, сёл и деревень.
 
        Каждая поездка по Союзу Советских Социалистических Республик, будь то командировка или путёвка  на отдых, туристический круиз или мотопутешествие, навсегда оставляют неизгладимые воспоминания на всю жизнь. И не только воспоминания. Остаются путевые записки, различные билеты, счета и квитанции, значки и открытки, туристические буклеты и карты, сувениры, памятные камешки с мест посещения, десятки фотографий.

        Много любопытного можно припомнить о путешествиях по родной стране, но здесь только о поездках по Советскому Союзу на мотоцикле. После покупки мотоцикла и прострелов по ближайшим окрестностям я испытал истинное восхищение стремительным перемещением в пространстве и вскоре ощутил себя властелином, почти богом, над временем и расстоянием. Страсть к дальним вояжам на мотоцикле стала моим диагнозом.

        Сейчас уже не вспомнить, как возникла привычка вести в мотопоходе путевой блокнот. Там фиксировалось время выезда и остановки, показания спидометра. а также довольно подробные сведения и комментарии о пройденном за день участке маршрута.
        Иногда, по  причине острого дефицита времени и расчёта «на потом», оставлялись чистыми несколько строк или листков блокнота. И если некоторые чистые страницы в пути или по возвращении так и оказались незаполненными, то на сегодня эти «белые пятна» остаются вечной загадкой.

        Наилучшим вариантом было своевременное редактирование дорожных записей, расшифровка сокращений, дополнение сведениями из справочной литературы и карт с последующей перепечаткой на пишущей машинке. Так я и поступил с дневниками мотопоходов в Казань, Ленинград и Волгоград. Получились интересные книжки формата А5 в твёрдом переплёте, с фотографиями, вклейками дорожных документов и вырезок из туристических буклетов. Правда, тираж их под копирку, всего в 4-х экземплярах, только для лучших друзей и в личный архив.

        Другие мотопутешествия так и не вышли из стадии дорожных дневников. Изредка блокноты попадались на глаза и, пролистывая их, с каждым разом убеждался, что многие тонкости теряют очертания, исчезают из памяти. Как-то я решился на реставрацию дневников всех мотопоходов.
        Не один десяток долгих зимних вечеров пришлось провести за письменным столом, распутывая мотоархивы многолетней давности, расшифровывая сокращения в путевых блокнотах. Приходилось пользоваться картами, атласами дорог, справочниками и энциклопедиями. 

        Было трудно, но безумно интересно. С пожелтевших страниц дорожных дневников вновь пахнуло в лицо июльским зноем и сентябрьской сыростью, бензином и пылью, всем тем, что называется романтикой дальних дорог.

        Снова зримо возникали непредвиденные опасности и безвыходные, казалось, ситуации. Я снова пережил радость побед и горечь поражений.

        Но теперь, спустя пару десятков лет, к этим переживаниям прибавилось чувство удивления. Удивления самим собой.
        Каждое мотопутешествие таило в себе огромный риск. Мотоциклист практически беззащитен от воздействия внешней среды и опасных дорожных факторов. Жара и холод, дождь и плотная пыль, камни и колдобины на проезжей части, вероятность столкновения, скользкое покрытие дороги, обрыв цепи на скорости, прокол колеса «на выстрел», «лихие люди» на дорогах - вот далеко не полный набор сюрпризов, которые сулят беззащитному мотоциклисту массу неприятностей и неудобств на его неблизком пути.
        И только Господу Богу ведомо, как удавалось возвращаться из дальних странствий домой живым и невредимым.


        Моим девизом в путешествиях были строки от Ходжи Насреддина:

                «Дорогу осилит идущий; пусть руки его ослабнут и подогнутся ноги -
                он должен ползти на локтях и коленях, и тогда обязательно
                ночью вдали он увидит яркое пламя костров и, приблизившись,
                увидит купеческий караван, остановившийся на отдых,
                и караван непременно окажется попутным, и найдётся свободный верблюд,
                на котором путник доедет туда, куда нужно…
                Сидящий же на дороге и предающийся отчаянию, сколь бы он не плакал
                и не жаловался, не возбудит сочувствия в бездушных камнях;
                он умрёт от жажды в пустыне, труп его станет добычей смрадных гиен,
                кости его занесёт горячий песок.
                Сколько людей умерли преждевременно только потому,
                что недостаточно сильно хотели жить».

 
        Всеми мотоциклетными путешествиями я обязан маленькому мотоциклу «Восход». Являясь самостоятельной транспортной единицей, он был зарегистрирован органами Госавтоинспекции СССР и внесён в реестры страны под номером 26 – 43 ТЮЕ. И ставка на него была очень высока. При всей своей миниатюрности мотоцикл был единственным средством воплощения моих грандиозных планов путешествий и единственной связующей с родным домом. На бесконечных просторах нашей страны, в нескольких тысячах километров от дома мотоцикл являл для меня  В С Ё !
        Он предоставлял не только свободу перемещений по дорогам, но и, как ни странно, обеспечивал автономию выживания. Его скромный багаж на самом деле вмещал запасную и «парадную» одежду и обувь, запас белья, предметы личного туалета, механическую бритву, фонарик, фотоаппаратуру и запас плёнок, атлас дорог СССР, аптечку, минимум продуктов, а, главное, палатку и спальные принадлежности. Кое-какие мелочи и инструмент в инструментальных ящиках, под седлом и в фаре предназначались для ремонта шин и небольших неполадок технической части.
        Во время дальней дороги мотоцикл был моим кровом и домом. Мы с ним настолько срастались, что я начинал ощущать себя мотокентавром. Колёса становились продолжением моих ног, тросы управления становились моими сухожилиями, сердце билось в унисон с мотором. Всей этой системой руководил мозг, жаждущий скорости и приключений.

        За двадцать лет верной службы «Восход» прошёл около 87 тысяч километров. Сопоставляя показания спидометра и длину окружности экватора Земли нетрудно подсчитать, что я на этом крохотном мотоцикле объехал земной шар 2,2 раза!

        В завершение этих строк уместно процитировать слова известного историка Дмитрия Волкогонова: «Воспоминания – это единственное, что нельзя отнять у человека. Воспоминания – это пир памяти».
        Эти строки созвучны с яркой гаммой ощущений, возникших при обращении к архивам многолетней давности. Совершив экскурс в прошлое, я побывал на пиру своей памяти…

                Широка страна моя родная
                Много в ней лесов, полей и рек.
                Я другой такой страны не знаю,
                Где так вольно дышит человек.

        В справедливости слов этой замечательной песни я имел возможность убедиться во время своих многочисленных странствий по Советскому Союзу.
        Так оно и было...


        Вернуться к оглавлению "Мотопутешествия по СССР. Начало начал.:  http://www.proza.ru/2013/12/12/882



        Александр Соханский