Дедушкины вечера

Анна Боднарук
                ДЕДУШКИНЫ  ВЕЧЕРА

     Солнце заходит. Тучи зарделись под пристальным взором небесного Владыки Солнца. Вечер тих и по-домашнему ласков. Я сижу в удобном кресле и смотрю в окно.
     «Вечер похож на моего дедушку, Федота», промелькнувшая мысль, как лёгкое касание виска крыла ветерка, отвлекла от завораживающего созерцания природного явления.  - «Откуда прилетела эта мысль?.. Пожалуй, на этот вопрос мне так сразу и не ответить, не разгадать. Но мысль сама по себе ёмкая. Нет, она не всколыхнула, а постепенно заполнила всё моё существо, как утренний туман заполняет собой видимые и тайные уголки низин и, волей-неволей думаешь о нём, моём дедушке, Федоте Кононовиче. «Вечер похож на моего дедушку…» И в этих словах всё: его мудрость, задумчивость, многоопытность и смиреннейшая скромность».
     Тихий летний вечер венчает длинный день, со своими заботами и волнениями, спорами и расставаниями, неожиданными встречами, всем тем, чем заполнена жизнь человеческая. Убаюкивающий сельский пейзаж вечер, со своей умиротворённостью и в самом деле похож на пожилого человека. Вечер, как подарок, как награда за долгий суетный день, за то, что заканчивается добром и миром. Нужно просто отдохнуть, примириться с самим собой и с надеждой встретить новый день.
     Как же тепло становится на душе, когда вспоминаю своего дедушку, сидящего на завалинке нашего старого дома под соломенной крышей. Клюкой загнутая палка, прислонённая к стене, возле левой его больной ноги. А с правой стороны сидит кошка, Мурка. Маленькая такая, пушистенькая, пепельного окраса. Дремлет любимица, полностью доверившись дедушке. При нём никто не посмеет её обидеть, ни задира красный петух, ни белый красавец – пёс Жора. Рядом с дедушкой все, пусть на время, забывают о своих обидах. Накопившуюся неприязнь усмиряет вечер и мудрая всепрощающая старость. Тихий шелест листьев яблони будто говорит дедушкиными словами: «Всё пройдёт, уляжется, увянет и забудется. Не стоит тратить время, подаренное человеку Богом, на ссоры-раздоры. Довольствуйся малым, ибо это не главное, чем набил ты сегодня желудок. А что главное? Главное то – что ты понял за сегодняшний день; что успел сделать для того, чтобы завтрашнее утро было радостным, хотелось жить, работать, надеяться. Чтобы люди, знакомые и незнакомые, с теплотой в глазах здоровались с тобой и хотелось им перекинуться с тобой словечком, поделиться самым сокровенным и пожелать помочь тебе – если в этом будет нужда. На твой вопрос: «Как дела?» - отвечали: «Помаленьку…» Значит – всё идут своим чередом. И хлеб растёт, и дети подрастают, а значит – будут свадьбы, будут праздники. И это ничего, что нас не будет, что дожди смоют наши следы. На их месте появятся следы наших внуков и правнуков. Жизнь продолжится!»
     Как же хорошо и покойно нам с братом, подростками, сидеть было с дедушкой вечерком, на закате дня на завалинке! Много лет прошло, вечеров – считать, не пересчитать, а такого умиротворённого блаженства испытать так и не пришлось, всё какие-то заботы тяготили душу. А в тот вечер…
     Куры потянулись в курятник. Петух, пропустив всех своих подружек вперёд, насторожённо поглядывал на присмиревшего пса, Жору. Царапнув когтистой лапой затвердевшую, потрескавшуюся от  многодневной жары землю, о чём-то утробно проворчал, раздумывая: прокукарекать напоследок?..
     - Да иди уж, иди. Пора на насеет – солнце село… , - махнул на него рукой дедушка.
     Петух, склонив голову на бок, посмотрел на дедушку и, опустив к земле хвост, послушно перешагнул порог курятника.
     Проскрипел воротом колодец, загремели чьи-то вёдра. На том конце улицы залаяла собака. Жора насторожился, но взглянув на дедушку, успокоился. Поднялся на ноги, потянулся, попил водички из корытца и лёг у ног дедушки, намеренно отвернувшись от кошки.
     Бабушка сняла бельё с верёвки и выставила на крыльцо цинковый тазик. Это значило, что вечерние посиделки пора заканчивать, мыть ноги и… спать.
     Как же мне не хватает тех тихих вечеров, когда наши милые старики были ещё живы…»
                22.11.2013 г.