Трудовое начало

Леонид Николаевич Маслов
     (Пояснение к фотографии находится под зарисовкой).

     *****

     (Эпизод из воспоминаний «Бакена. Моё детство»)


     Припоминаю мою ученическую бытность середины пятидесятых годов прошлого века. В те годы в школе буквально с первого класса всех детей приучали к труду. Арифметику, русский язык, литературу в нашем классе вела одна учительница — Нина Фёдоровна, а уроки труда проводили другие учителя.

     В мастерской, которая располагалась рядом со школой, мы получали навыки работы ножовкой, рубанком, молотком, напильником. Помню, даже табуретки мастерили. Этому делу нас добросовестно учил пожилой ссыльный немец по фамилии Мантель. Как его звали, я забыл.

     Мантель в любое время года ходил в одном и том же выцветшем светло-коричневом плаще и кирзовых сапогах. Высокий, худой, с измождённым от какого-то недуга лицом  — ну настоящий немец, каких показывали в кино про войну.

     Его жена — Фрида Андреевна — вела в старших классах ботанику и биологию. Сложно сказать о взаимоотношениях Мантеля со своей женой, но мы видели, что он почти всё время жил в мастерской, где и питался. При этом замечали, что от учителя иногда доносился запах спиртного, а фирменной едой у него являлось лечо натуральное, которое практически всегда стояло на учительском столе в мастерской.

     А высоко над столом, у окна, покачиваясь на шнурке, висела небольшая, выпиленная лобзиком из кусочков фанеры и выкрашенная в зелёный цвет, модель какого-то самолёта.

     Фрида Андреевна, в отличие от мужа, была невысокой, полной, пожилой женщиной с мягким, доброжелательным характером. У нас, малышей, она вела в летний период практику на пришкольном участке. В Казахстане лето, как правило, жаркое и засушливое, и если не поливать деревья и другие насаждения вокруг школы, то они за лето могли засохнуть. Все классы по графику в течение лета несли определённую трудовую повинность на пришкольном участке.

     После окончания второго класса нам предложили с мая до середины июня в степи, недалеко от села, позаниматься прополкой бахчей. За каждый день платили по пятьдесят копеек. Для ориентира скажу, что билет на детский сеанс в кино стоил тогда десять копеек, а на взрослый — тридцать. Я согласился — деньги лишними не были.

     Нас по утрам возили к полю в кузове старенького, с высокими деревянными бортами, автомобиля ЗИС-5. В поле под присмотром Фриды Андреевны мы по полдня без передышек тяжёлыми тяпками пропалывали зарастающие травой плантации арбузов и дынь.

     Работа оказалась утомительной — некоторые из ребят не выдерживали и на следующее утро не приходили. К середине июня нас осталось человек семь или восемь. При расчёте я получил двенадцать рублей — целое богатство и, внутренне торжествуя от своей значимости, отдал деньги маме. Это был мой первый заработок.

     За хорошую работу по прополке бахчей некоторых учеников, и меня тоже, поощрили экскурсионной поездкой на пароходе по Иртышу от нашего села Ермак до Усть-Каменогорска. В тот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком! В том, что я оказался в списках счастливчиков, чувствовалась добрая рука Фриды Андреевны.


     *****

     Неожиданное дополнение к зарисовке.

     В октябре 2011 года  на мои воспоминания  «Бакена. Моё детство» (главы 25-27) вдруг откликнулась в «Одноклассниках» внучка Фриды Андреевны и Мантеля, проживающая в Германии — Olga Fast (Stoll). Вот что она сообщила:

«Деда моего звали Владимир Леонтьевич, и вы правы — пил он безмерно. В молодости возмущалась, воевала, а потом поняла. У него просто не было выхода — после десяти лет сталинской тюрьмы или пить, или с ума сойти. Это то немногое, что он рассказал... И еще была тоска по полетам, до тюрьмы он учился в Вольском военном училище летать. "Дывлюсь я на нэбо тай думку гадаю" не мог спокойно слушать».
 
     Вот такой оказалась судьба человека, искалеченного войной, который 55 лет тому назад учил нас, детей, первым трудовым навыкам.

     Вверху уникальное старое фото из альбома Olga Fast (Stoll). Слева — моя первая учительница — Нина Фёдоровна Педосенко, по центру и справа - Фрида Андреевна и Владимир Леонтьевич Мантель.


     *****
    
     О ссыльных немцах, живших и работавших в селе Ермак, желающие могут прочитать в воспоминаниях моего дяди — Владимира Ивановича Маслова — в главе  «20. О родне и о себе. О ссыльных немцах»:
http://www.proza.ru/2010/10/28/61

     *****