Исчезающий класс

Олег Алексеев
«Давненько не брал я в руки шашек!»
говорил Чичиков, подвигая тоже шашку.
Н.В. Гоголь. Мертвые души.

Каждый раз, когда от Бунтаря приходят письма, как отголоски каких-то дискуссий, споров и интеллектуальных битв, хочется взяться за перо, но внимательно перечитав послание, откладываешь в долгий ящик, так как в них больше политики чем науки, больше лозунгов чем научных понятий, больше эмоций чем диалектической логики. Особенно меня умиляют яля-научные  разговоры о социализме как первой фазы чего-то большего. Понятие «коммунизм» Маркс и Энгельс вводят в научный и политический оборот намеренно, чтобы дистанцироваться от множества «социализмов», которые расплодились к тому времени и могли, кроме научного поиска ответов на сложные вопросы развития, представлять из себя всего лишь мечты добропорядочного бюргера о счастье и справедливости. Вводя понятие коммунизм Маркс и Энгельс подчеркивали значение и научность своей теории об обществе следующим за капитализмом. Оборачиваясь на историю человечества, они понимали, что каждая общественно-экономическая эпоха шаг за шагом, этап за этапом проходит свой диалектический путь становления, развития, доминирования и угасания. И даже тогда, когда определенные экономические отношения доминируют в обществе, в нем все-равно как генетическая память сохраняются отношения ушедших и будущих времен. Они размыты, искажены, а некоторые все еще экономически состоятельны. Поэтому для обывателя, сделавшего шаг вперед в развитии, они уже кажутся дикостью, как, например, рабы в XXI веке. Сами доминирующие отношения со временем меняются и предстают перед нами в веренице определенных форм. Так европейский феодализм VI века, отличается от феодализма IX века, когда зарождается капитализм, а феодализм XII кроме раскрепощения крестьянства формирует национальные государства, воплощенные в различных формах абсолютизма монарха. Эти формы меняются от века к веку, и феодализм XVI века уже настолько искажен новыми капиталистическими отношениями, что некоторые историки предлагают считать монархии низвержением феодальных отношений, где старые вассальные отношения родовых фамилий сосуществуют с новыми служивыми феодалами — дворянством, которое службой монарху получила собственность и привилегии. Формы всего лишь отражают изменения сущности, но пока сущность остается феодальной, все изменившиеся формы будут феодальными. Сколько этапов в своем развитии преодолел феодализм с V века? С точки зрения крестьянства — людей работающих на земле, путь состоял из рабства, полурабства — крепостничества, то есть прикрепления к сеньору, далее прикрепления к земле, то есть классический феодализм, освобождения от крепостничества, рентных земельных отношений, освобождения от земли и, наконец, пролетаризации. С точки зрения феодалов — сеньориальный период разрушения рабства, переход на феодальные отношения, крепостничество, открепление крестьянства, абсолютистский период.
 
Метаморфозам развития подвергались родо-племенные отношения, рабовладельческие, как впрочем, изменениям подвергается капитализм, который стал доминировать в Голландии со второй половины XVI века, а с XIX века в мире. Поэтому говорить только о двух этапах следующей за временем скромного обаяния буржуазии некапиталистической эпохи, наверное, не совсем точно. А утверждать, что на первом этапе коммунистической эпохи действуют иные экономические законы, иные экономические отношения, чем на втором научно несостоятельно. Рабовладение и в ХХI веке рабовладение, потому что это определенная форма экономических отношений. Капиталистические отношения также определены Марксом точно. Если в рабовладении на одной стороне стоит несвободная порабощенная личность, а на другой — собственник средств производства, то для того чтобы реализовался капитализм потребовалась целая промежуточная эпоха развития производительных сил, превратившая несвободного раба в свободного рабочего, а капитал освободила от цеховой и аристократической монополии. Свобода рабочего и свобода капитала, как свобода торговли — два условия определяющие буржуазные отношения как капитализм. Свобода капитала, то есть зарождение капитализма возникает в IX веке, когда, прежде всего, торговый капитал использует свободных наемных людей, а в городах Италии буржуазия все чаще получает власть управления общиной, пусть даже под контролем епископов. Капитализм — это, когда свободный рабочий противостоит собственнику средств производства. Именно поэтому мы можем определить зарождение капиталистических отношений за семь веков до первой буржуазной революции, которую возглавила феодальная аристократия присоединившая к своему наследственному праву капиталистическую мануфактуру, как свой основной источник дохода. Капиталистические отношения зарождаются в феодализме, развиваются в феодализме, но они точно определены, их не спутаешь с рабовладением или феодальными отношениями, где собственник земли как основного средства производства использует труд наполовину свободных людей силой перераспределяя часть их труда в свою пользу. Насилие формализовано в наследственное право собственности на средства производства в ремесле и на землю.

Исторический процесс показывает откуда к нам придет социализм, как он зародится в капитализме и как будет развиваться в капиталистических отношениях задолго до того, когда эти отношения станут доминировать в обществе. Социалистические (коммунистические, хотя это одно и тоже) отношения также нельзя спутать ни с какими другими, потому что они точно определены. Свободный рабочий должен превратиться в собственника средств производства, одновременно с этим и наравне с рабочими все остальные члены общества должны стать собственниками средств производства. Процесс обобществления в капитализме в начале в единичных случаях, фрагментарно, постепенно охватывает все общество, все классы, все социальные группы, точно также как это происходило в родо-племенных отношениях — первобытно коммунистических, в рабовладении или в феодализме. Процесс обобществления объективен, он не зависит от воли отдельного человека или воли людей. В его основе лежат изменения материальных условий общественного производства. Такие изменения, которые обеспечат через различные формы, возможность всем членам общества владеть, использовать и распоряжаться средствами производства. При этом объективно с ростом производительных сил рабочий класс занятый в материальном производстве будет сокращаться, делая несостоятельным политический лозунг «землю крестьянам, фабрики рабочим». Уже сегодня в материальном производстве даже в России занято только около 30% от всего населения. Наметилась тенденция сокращения рабочих и в сфере оборота. Это связано прежде всего с возможностью дистанционно соизмерить финансовые возможности человека с его потребностями, когда посетив магазин он не найдет там продавцов, а также с развитием интернет-торговли.

На одну из форм обобществления средств производства в рамках капиталистических отношений нам указал Маркс. Это акционерные общества. Это достаточно гибкая общественная форма капитала позволяющая обществу регулировать общественное производство, его необходимость и величину. Человек сам, своим частным капиталом, через владение акциями голосует (использует и распоряжается) за развитие того или иного производства, той или иной потребности. Со времен своего зарождения акционерный капитал проделал путь в 500 лет, и наибольшего своего развития он достиг на американском континенте.
            
Исторический опыт подсказывает, что доминирующий класс с определенного уровня развития производительных сил сам стремится перейти на новый способ производства, как наиболее оптимальный способ получения максимальной выгоды. Рабовладельцы освобождали своих рабов и прикрепляли их к своей земле, видя что такая организация хозяйства экономически более выгодная, а феодальная знать, начиная с XII века, издавала Хартии свободы и открепляла крестьян от себя и земли, создавая новый порядок и условия для массовой пролетаризации крестьянства. Так и класс капиталистов с определенного момента станет передавать средства производства обществу, потому что именно такая организация будет экономически целесообразна. Но и средства производства должны измениться таким образом, чтобы ими могли воспользоваться все. Только с интернетом и облачными технологиями возникают определенные условия, когда мощные вычислительные средства способные создавать очень сложные технические объекты любого уровня могут быть доступны для всех. Компания AutoDesk Inc. предложила всем желающим воспользоваться ее программами архитектуры, дизайна, технологических и инженерных вычислений через облачные технологии. Альтруизм продиктован возможностью заполучить миллионы инженеров, дизайнеров, архитекторов для решения грандиозных задач развития. Все это происходит в капиталистических условиях и процесс в действительности займет не одно столетие прежде, чем обобществление достигнет вершин социалистических отношений.
 
С точки зрения изложенного становится понятна история развития русского капитализма в особенности его советского периода, когда рабочий класс и колхозное крестьянство формально свободное, но все еще «прописанное и приписанное», работает по найму на капиталистических предприятиях, которыми через сложную систему партийной зависимости, похожей на феодальный оммаж и феод, владеет, использует и распоряжается партийная верхушка.
   
Поэтому поднявшись над бурлящим морем человеческих страстей, триумфов и трагедий, можно понять единый глобальный процесс развития русского общества и ответить на вопрос «почему»... Почему наша веселая капиталистическая действительность со всеми ее прелестями разбоя, афер и махинаций, со скромным обаянием буржуазии, диктующей обществу свои идеи развития, политику и моду, вдруг, стала доминировать в общественных отношениях. И ответ я нахожу у Маркса. Но он гораздо сложнее, того ответа, что один троечник, болтун и демагог, вместе с предателем и пьяницей, а также кучка младо-ленинградцев смоги изменить социально-экономический уклад, уже почти бесклассового общества одно ногой стоящего в коммунизме.
 
Вся история человечества — это бесконечные войны, вероломные предательства, победы и поражения. И только немногие их этих печальных или величественных страниц ложатся на историю переходов от одной социально-экономической формации к другой. И Маркс указывает, что иные причины лежат в основе этих переходов. «Ученический вздор! Радикальная социальная революция связана с определенными историческими условиями экономического развития; последние являются ее предпосылкой». Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е Изд. Т. 18 ИПЛ С.612