Как я курить бросил

Борис Бочаров
Курить бросить - не поле перейти. Сам на себе испытывал и не раз бросал. По мелочам даже и не помню сколько раз бил себя в грудь и говорил «Всё! Бросаю… ». И… продолжал коптить небо. Помню, как отец-фронтовик, слово которого для меня было почитаемым, часто повторял «Я лучше пить брошу, чем папироску». Но пить он так и не бросил, и папироски свои «Беломорканал», а в чёрные дни «Север», - тоже. Так, и потягивал их до самых своих последних деньков.

Со временем этот вопрос стал и передо мной в полный рост. Интуиция подсказывала, надо бросать, пока здоровье и сила воли ещё теплятся, а натура требовала всё нового и нового яда. Видно, его ещё не совсем хватало ей. При этом, посматривал на своих дружков. Они, как смолили, так и продолжали смолить, а я, что - косой? Нет, вроде не урод, и… продолжал вслед за ними тоже травиться. А ведь чем бравируют порой самые заядлые из нас, известно чем: «Итак, удовольствий - кот наплакал, а тут ещё добровольно отказываться от одного из них, нет уж, извольте». Вот так они, дружки-то мои рассуждали, а с ними, само собой, и я.

Первый раз продержался всего несколько дней, а вот во второй раз передых от курения составил уже около месяца.
- Издеваешься над организмом, да и только, - любил поучать меня мой друг Вовка и добавлял, - не надо допускать резких перемен, организм следует подготовить вначале, стрессы ему не нужны. Ты сначала дозу ограничь, и с каждым днём уменьшай её, а уж потом… с последней сигаретой бросай и пустую пачку вослед.
- А ты, что ж так не бросил?
- Бросал, не получалось… организм потом забирал всё потерянное и постепенно приходил в прежнюю норму, опять поглощая полторы пачки в день, но зато не напрягался как у тебя.
- А какая разница? Напрягался, не напрягался, результата всё равно нет, цель не достигнута!
- Это так! – соглашался мой друг и, сочувствуя, протягивал мне очередную сигарету.
И тут меня пробило. Для того, чтобы бросить эту вреднящую привычку, надо лишить себя общества курцов. Да-да, но, значит, и лишиться общества дружков закадычных. Сложно, как же без них, но попробывать можно. И попробывал. Продержался около двух месяцев. Достижение – налицо, но опять не удержался. На вопрос «ты куда пропал» первому попавшемуся из них Андрею ответил просто «курить бросал».
- Иди ты, - говорит Андрей, выдумщик хренов, - и что, бросил?
- Да, бросил!
- И сколько не куришь?
- Два, месяца сегодня как!
- И не тянет?
- Не-а-а!
- А я думаю, куда ты пропал, что случилось, не звонишь, мы уже стали думать «Cherchez la femme», может быть ты, как «тот поручик погиб от дамских штучек», - рассмеялся Андрей и стал почему-то названивать Вовке.

Ну, какой же я идиот, - сверкнула мысль молнией, - ну и зачем я только проболтался, что, трудно было сослаться на дела, на какую-нибудь очередную увлечённость, нет, вот обязательно надо прихвастнуть, выпендрёжник несчастный. Андрей в это время, не позволяя мне никуда отойти от него, расписывал Вовке во всей красе, какой я молодец. Потом, как бы невзначай, он добавил, что мы находимся недалеко от кафе «Мечта» и, чтоб он немедленно подгребал к нам, так как это событие надо немедленно отметить… с передачей опыта, поговорить, помечтать, так как место и случай явно располагают к этому. И Володю долго ждать не пришлось, он как будто бы специально торчал рядом… в «Шашлычной», что через улицу напротив. Сговорились, подкараулили…

Ладно. Сидим, потягиваем пивко. Слушаем страшный рассказ Андрея, как он тоже бросал курить. Его история существенно отличалась от моей. Я шёл на эту акцию добровольно, а его заставляли отказаться от курения силой и причиняли, при этом, приличную боль, издеваясь над его ушами… Уши у него растопыристые такие, как лопухи и громадные, как у слона, а хрящик, должно быть, плотный, явно не в пользу страдальца. Я представил только на миг, сколько же в них иголок могло войти, при этом с каким хрустом и невольно зажмурился от предполагаемой боли. А изверги в белых халатах старательно протыкали ему уши, ухмылялись и ещё брали за это бабки и немалые. Дурак, в общем, Андрей, с такими ушами и на такие пытки согласился. А сейчас сидит довольный и ещё улыбается, как будто бы подвиг совершил, с ножом на бронепоезд бросился, а тем ни менее в правой руке у него кружка с пивом, а в левой дымится сигарета. Стоило ли?.. Терпеть такие лишения, боли и ради чего, чтоб через неделю оказаться там, откуда отъехал.

Я тоже хорош. После второй кружки меня сразу потянуло на сигарету, тем более, что друзья тут же раскрыли передо мной две новеньких соблазнительных пачки. Хоро-о-о-шие у меня друзья! И тут меня в который раз проняло. Как двоечник, продолжая учиться на собственных ошибках, я понял, что не надо хвалиться своей силой воли и не стоит никому объяснять ничего, в том числе и в первую очередь дружкам, что у тебя наконец-то хватило сил бросить это вредное занятие. В конечном итоге это только моё личное дело и отношение к нему должно проходить обычно… без саморекламы. В общем, обидевшись на самого себя, я опять стал искать наиболее подходящий момент, чтобы снова и окончательно бросить курить. Один знакомый посоветовал начать бросание сразу после приличной попойки, и, как минимум, двух выкуренных пачек сигарет прямо со следующего утра, когда голова трещит, а во рту стадо бегемотов ночевало. И случай для исправления такой вскоре представился.

7 мая в начале 90-х мы чествовали ветеранов Отечественной войны. Святой праздник… и отношения требует серьёзного от всех нас. Старые вояки тогда были значительно моложе, чем нынешние, которым уже за девяносто, и на грудь принимали не только фронтовые сто грамм, а значительно больше... в несколько раз. Мы от них старались не отставать. Как положено, помянули всех павших героев, а потом тосты стали произносить за здравствующих. В общем, не помню, как домой добрался. Сон был неспокойным. Снилось поле боя, танки, суровые лица знакомых ветеранов и… как я с ними бросал гранаты и ползал по-пластунски между гусеницами «тигров». Потом яркая вспышка и геройская гибель, наверное, от мины или гранаты, кто их разберёт. Очнулся на полу с тяжёлой головой…, видно, взрывной волной отбросило. Позже узнал, что вместо взрывной волны была рука жены, которой, видно, надоело моё ночное ползанье по кровати, и… это она меня сбросила с ней. Я был не в обиде…, так как отделался легким ранением.

До обеда отмокал, пил только воду, морс, чай, а в перерывах выслушивал наставления своей половины. Чтоб закурить при стреляющей башке, даже и в мыслях у меня не было. В обед несколько ложек съеденных щей пошли явно на пользу. До сих пор считаю, что лучшего опохмела, чем щи - нет. Полегчало, однако курить ещё не тянуло. К вечеру организм окончательно пришёл в норму, но теперь возник вопрос «не пора ли бросать?». Очевидно, это и был для меня самый подходящий момент. На второй день я уже решил идти на побитие рекорда, во всяком случае, два месяца без курения для меня, как испытание, не было проблемой. И она была успешно решена. А что дальше? В последующем сроки увеличивал в три раза, в результате чего успешно добрался до полутора лет и полагал, что к этому времени у меня произойдёт окончательная деформация организма, после которой никаких проблем для меня уже не возникнет. Но я очень здорово ошибался.

За это время мимо меня прошло очень немало всяких соблазнов. Особенно тяжело было преодолевать встречи с друзьями и наши многочисленные праздники-попойки, где перекуры обязательно объявлялись громогласно. Запах дыма меня просто бесил, и я старался находить компашки некурящих и вести с ними занудные беседы. От курящих дружков первое время приходилось чуть ли не прятаться. Как-то на вечеринке говорит мне Вовка:
- Пойдём потрепимся, давно не виделись, заодно и перекурим!
- Я уже перекурил, - отвечаю ему спокойно.
- Когда!? Ты всё время торчал за столом!
- Ты просто не заметил, как я выходил…
Но, через некоторое время он снова подходит ко мне и начинает пытать:
- Ты что, опять в завязке!?
- Почему ты так решил!?
- А ты ни разу так и не вышел на перекур.
- Ну и что… может, я отрабатываю твою методу, помнишь, ты мне сам говорил, ограничивать организм надо постепенно… вот пробую, а то, что-то дышать стало тяжело, одышка появилась. На сегодня я свой лимит уже выработал, так что, извини.
- Хитришь, братец!

И только, когда я сказал, что подобные хитрости перед друзьями – это мелочи, на которые не стоит обращать внимания, тогда он отстал. Но каково было его удивление, когда, спустя год, я уже без боязни признался ему, как назойлевой мухе, не хвалясь, что больше года не курю. Восхищению и зависти его не было предела, и он тут же заявил, что вслед за мной тоже будет бросать. Бросает до сих пор, но я его не осуждаю за это. Всё, кроме измен, своим друзьям надо прощать.

Но что такое год не курить – ничтяк по меркам бросающих. Не курили и дольше, но потом опять начинали. Во всяком случае, бравировать сроками бросания не следует, так как сразу будешь за это наказан сверху. Бог не любит хвастовства. Я знал одного человека, который восемнадцать лет не курил, но после стрессовой ситуации не смог удержаться и закурил, причём уже в преклонном возрасте. А ведь наверняка гордился своей силой воли и хвастал ею перед срывом. Иначе не поминал бы этого срока всуе.

Стрессы. Их не избегает ни один человек в своей жизни. Сегодня они поджидают на каждом шагу, время нынче такое. Переживают их все по-разному, но сложнее всего они для бросающих и бросивших курение. Немногие из них «стоят насмерть», чтоб не схватить сигарету вновь… для успокоения души. Схватив, ищут оправдания, зачем?.. Кому они нужны после того, как?.. Нельзя сказать для меня, заядлого рыбака, что сход крупной рыбы с крючка – это стресс, но, проходит он очень волнительно. Сердчишко колотится так, что готово выпорхнуть из груди. Руки в этот момент совершают самые немыслимые движения. Ладони автоматически похлопывают по карманам в поисках спичек, зажигалки и пачки сигарет, которых давно уже там не наблюдается. Когда поиски оказываются тщетными, начинает вращаться головешка в надежде высмотреть и остановить проходящих мимо рыбаков, чтоб стрельнуть у них сигаретку. Выдержав много подобных испытаний, стал замечать, что куда-то пропадает моя бывшая заядлость. Да, уважаемые, всё меньше и меньше стала интересовать меня рыбалка. Это были самые критические дни в моей борьбе с курением, которые с большим трудом мне всё же удалось преодолеть.

Болезненно до сих пор отношусь к стреляющим курильщикам, которые не обходят и меня. Эти побирушки каждый раз напоминают мне о том, что я когда-то был злостным курильщиком, а память об этом меня до сих пор жалит нещадно. Им не важно, что я иду без сигареты, то есть не курю. Разве им не видно, что идёт пожилой некурящий человек, так нет, всё равно они задают свой идиотский вопрос «у вас не найдётся закурить». Нет, не найдётся! Гуляйте, ребята! Ранее я испытывал сам этих курцов, предлагая им самые дешёвые и вонючие сигареты типа «Памир», «Прима», которых сегодня, наверное, давно и в помине нет. Многие из них, посмотрев вначале удивлённо на сигарету, затем на меня, проходили несколько шагов и тут же её выбрасывали. Халява не проходила, так как губа была у них не дура! Меня это забавляло и, таким образом, я мстил этим «стрелкам» за нанесённые мне психические раны, а воля моя, как ни странно, после увиденного только ещё более крепла.

Шли годы и вскоре появились преимущества. К женщинам стал более внимателен, на девушек поглядываю, короче, не могу равнодушно пройти мимо женской красоты. Потом, дышать стало легче, аппетит появился и сны видятся более спокойными. Правда, вес попёр в гору. Очевидно, закусывать стал больше. Раньше, бывало, хлопнешь рюмашку и сразу пыхтелку в зубы, а теперь нет – обязательно вилкой чего-нибудь, но ковырнуть в тарелке надо. И крысятничать после восемнадцати надо бы поменьше, то есть не лазать в холодильник, что я иногда делаю. К сожалению… иногда, так как здесь нужна другая сила воли, которую я пока не обуздал. Да, жор бы надобно поубавить, согласен, а вот к женщинам внимания ещё больше повысить...однозначно. Постепенно увлечение рыбалкой восстановилось и с курящими друзьями встречаюсь теперь без той бывшей боязни «сорваться». Все знают, что курить я бросил давно, и не пристают ко мне со своими дурацкими соблазнами и провокациями.

Вот так и получилось, что курить я бросил окончательно, не курю уже очень много лет, а вот сколько – никому не скажу, потому как хвастать этим нельзя, а вдруг опять начну, и кем я тогда буду после всего этого?..

2.12.13
Илл. из Интернета