Доктор Джон Уотстон и сыщик Шерлок Холмс

Раиса Елагина
                Над вымыслом слезами обольюсь…
                А.С.Пушкин
       Итак, свершилась – новая версия Шерлока вышла на экраны. Как нам и обещали «непривычное прочтение, взгляд по другим углом….»…Что могу сказать? Какое время – такие и герои. Герои Игоря Масленникова -  джентльмены до мозга костей, аристократы сыска, викториански точный быт (одна нарезка варенного яйца за завтраком в исполнении Соломина чего стоит!) – и все это виде контраста к эстетике советского кино эпохи застоя. Ажурная иллюстрация неажурных рассказов Конан Дойла. 
       Но вернемся к версии фильма, снятого Андреем Кавуном.
       Итак, с колониальной афганской войны в Лондон возвращается бывший военный врач-инвалид, разумеется,   с неспокойной  душой.
       Ничего не напоминает?
       Вьетнамский синдром, афганский синдром, чеченский синдром… Сколько их, этих синдром  настало, зацепило, мертвой хваткой держит и не отпускает… Вспомнили?
       Карманы пусты, пенсия условна, родни нет, город… А город господа, в общем-то, почти что и не Лондон, а скажем прямо -  Петербург Достоевского. С грязными улицами, дерганными немытыми людьми  в поношенной нестиранной одежде, мареве дымов и туманов,  в тесноте и чаде угрюмых забегаловках, колоритно заполненных  всевозможным сбродом – словом, куда ни кинь  взгляд, но современным русским языком – бомжатник натуральный.
       Ничего не напоминает?
       И вот наш бывший бравый офицер начинает жизнь с нуля. Эдаким покорителем столичных  Лондонских  вершин. И друзья его бывшие однополчане нынче ни много ни мало – банда кэбменов,  ночующих в условиях чуть получше, чем у  наших  нынешних нероссийских трудовых мигрантов… А лондонские копы? Да какие они копы, оборотни в копской форме! Опять таки, не прямоваты ли параллели?
       А доктор наш не прост, в душе-то он поэт…
       Да вот за детективы издатели платят, а за вирши с автора деньги берут.
       И вот счастливая и обидная случайность – нос к носу жизнь сталкивает Уотсона с Шерлок Холмсом, эдаким молодым зеленым полуботаником, который уже прекрасно вписался в столичный быт, нашел в нем свою деловую и финансовую нишу, и так обидно обошел заслуженного ветерана  в мутных постколониальных временах…
       Ну как такому выскочке для восстановления вселенской справедливости морду не набить? Да еще, если Шерлок  как бы сам об этом просит?
       А ведь у Конан Дойла Холмс  уже с университета отличный боксер и ни в каких уроках бокса не нуждается. Но по логике фильма  морду набить ему (выскочке Шерлоку)  надо, за всех наших русских не очень-то устроенных в нынешней буржуазной жизни   великовозрастных мужиков.
      И пьют-то они в фильме  по-русски и в основном на троих, и курят без устали, а уж к посетителям выходят кто в чем  был, с пятнами свежей человеческой крови на докторской одежде. А как они рассуждают о трудовых мигрантах и толерантности, о традициях  и  продажных чиновниках! Словно только что с очередной черкизоновской облавы вернулись и очередной госдумовский репортаж посмотрели … 
       Словом, перед нами абсолютно современный фильм-компенсация о российских мужиках, снятый на  лондонском материале позапрошлого века, в котором отставной офицер Уотсон и ярче, и лучше, и значительнее  молодого и раннего выскочки Холмса.  Холмс- это так, прицепной вагончик  к Уотсону – достойному мужчине оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
       Говоря современным языком, на протяжении всего фильма Уотсон вполне успешно натурализуется    - вот вам и врачебная практика на подпольных абортах (бедная старушка Англия, в которой писатели о такой прозе жизни и заикнутся боялись!), и  слава писателя-беллетриста с вполне достойной оплатой, и коренная лондонка, бывшая хозяйка съемной квартиры  в женах! Полный микс, полная победа.
       А Шерлок…
       А что Шерлок? Ну, есть он где-то этот Шерлок, три года не виделись –  хуком в морду ему, Шерлоку!
       Да… Настоящая мужская дружба.
       И, тем не менее, по-своему этот фильм-компенсация вполне интересен, и право на жизнь имеет. А отдельно взятой категорией зрителей фильм  будет и великолепно воспринят, и понят, и растаскан на цитаты.
       Одна сцена со стреляющим  после всех копов с Лейстрадем во главе  из окна гостиницы  Уотсоном чего стоит:
       «Вообще-то я доктор…» - кокетливо говорит нам актер Панин и с первого выстрела по- снайперски точно  укладывает на мостовую  очередного негодяя.

       Ну и сцена-триумф, мечта любого  загнанного несправедливостью жизни в безнадежный угол мужика:  Пойти на встречу бывших сослуживцев, выступить за правду и справедливость  против них, своих бывших друзей,  принародно затеять дуэль,  пристрелить мерзавца и получить не тюремный срок – а круговую офицерскую поруку как признание свой правоты.

       Ну, о чем еще может мечтать современный мужчина?

       Так что, господа, не ищите Англию там, где в английских декорациях  прячется Россия.