Путевые заметки. Степное. Поездка вторая

Галчона
Ну вот и закончилась очередная моя поездка в степи… В край безлюдный, свободный и такой непривычный для городского жителя.
Дорога туда – под стук стальных колес и задушевную беседу со вкусом коньяка и соленых грибов. Сочетание интересное, как и сам разговор «обо всем». Всегда задумываюсь, с какой легкостью незнакомые люди находят общие темы для разговора. Сколько общего вдруг выискивается в нашем огромном мире  - города, места и даже знакомые. Из дождливой и серой Москвы в солнечный и еще зеленеющий травой Волгоград. Дальше - … Элиста. А еще дальше… Вольное.
Последний раз осенью я была там несколько лет назад.  Тогда меня встретил ледяной ветер, снег и тяжелая грязь, глина, пристающая к сапогам. Каждый шаг превращался в маленький подвиг. А фотосъемка лошадей – в героизм. Ощущение, что ветер пробирается под одежду, кусая кожу, осталось в памяти по сей день. Как и ощущение, что одежда буквально деревенеет, покрывается коркой льда.
В этот раз все было совсем иначе. Яркая зелень озимой пшеницы, высокое синее небо, солнышко, обнимающее всех теплом. Стаи перелетных гусей, степные орлы, зайцы и лисы… И ветер… Сильный, но теплый.
Уборка зерна уже давно закончилась, покос сена тоже. Комбайнеры разъехались по домам и «точка» опустела насколько это бывает возможным в межсезонье. Несколько трактористов, техники да работники конюшни. Вот и весь мир людей. Людей таких непривычных и таких других. Тут не услышишь разговоры про политику и шоу-бизнес, про модные тенденции и интернет, тут нет паутины социальных сетей, практически нет телевидения… и только недавно поставили вышку сотовой связи моего оператора. В прошлые приезды, что бы нормально поговорить по телефону приходилось иной раз забираться на крышу то конюшни, то «кировца», то где-то в степи искать случайные места с хорошим сигналом. Словно какой-то шутник повесил спутники точечного действия. Тут связь есть, шаг влево – связи нет.
Проблемы, которые волнуют людские умы, тоже совершенно иные. Успеют ли трактористы допахать до начала дождей и Нового года или нет. Будут ли морозы, а если будут, то когда. Сколько листочков успеет до морозов дать озимая пшеница и благополучно ли перенесет зимовку. Распахивать ли целину, и если да, то как лучше и подо что, и какому из полей дать отдохнуть этот год.
Вкусное парное молоко, теплое, с горбушкой горячего хлеба из печи. Ароматное и сочное мясо зайца и картошка с грибами. Для меня некоторое откровение, что в степи растут грибы. Да к тому же такие вкусные!!... Любимое абрикосовое варение… и чашечка горячего и крепкого чая. Иногда для понимания и ощущения счастья нужно не много. А еще – тишина… по вечерам выключая свет, окунаешься в бархатную, звенящую тишину, не нарушаемую ничем. Даже ветер смолкает и затихает, а привыкший к шуму мозг старается выискать хоть какой-нибудь звук. Но тишина кажется абсолютной, мягкой и очень глубокой. Как и сомкнувшаяся над домиком темная ночь.
Восемь тысяч гектаров земли… заоблачная площадь! Недоступная для понимания, когда привыкаешь измерять участки – сотками. Шесть, десять, пятнадцать… Огромные просторы, огромная свобода. И все это обрабатывается, распахивается, засеивается… И все это труд людей.
Солнце поднимается рано. В семь утра уже светло. К восьми – солнышко над горизонтом и начинает свой бег. Ощущение весны. Подставляешь лицо теплым лучам осеннего солнца и мурлыкаешь от блаженства. А где-то там… в тысяче с лишним километров… дождливая и пасмурная Москва…
И снова… лошади. Моя главная цель любой поездки в эти края. Обросшие в зиму, лохматные и очень чумазые, кобылы и молодняк терпеливо выискивают траву в пересохшей степи. Жеребята заметно подросли, окрепли. Кобылы уже не озираются беспокойно на загулявших отпрысков, не зовут их утробным ржанием и не прячут их от любопытного объектива фотокамеры. Знакомое состояние безмятежности и спокойствия.
Не слышно такого привычного пения птиц, стрекотания кузнечиков. Степь превратилась в почти безжизненную пустыню до весны. Многочисленные змеи, пауки, ящерицы устроились на зимовку в теплых или не очень теплых норках. Не менее многочисленные птицы улетели в теплые края, оставив до весны свои гнезда. Все готовится к непродолжительной и может быть даже холодной зиме….