Специфика ЕГЭ по Обществознанию

Максим Гуреев
Информационные материалы, необходимые старшеклассникам для более-менее полноценного анализа различных тем государственной безопасности и государственного суверенитета, выносятся квалифицированными составителями сборников и педагогами даже на повестку дня при подготовке к сдаче ЕГЭ. Вплоть до 2015 года, связанные с этим творческие задания входили в часть С, после этого напрямую вошли в часть B (стала называться «Часть II»), но суть таковых не изменилась.

К примеру, если брать реальное содержание задания, которое раньше шло под маркировкой С9 (а в 2009 г. – С8), то на экзамене в различных вариантах можно было встретить следующие фразы классиков серьёзной мысли для анализа: «Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое» (М. Монтень, цитата на ЕГЭ в 2013 г.), «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов, цитата на ЕГЭ в 2013 г.), «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш. Монтескьё, цитата на ЕГЭ в 2013 г.), «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага» (Б.Н. Чичерин, цитата на ЕГЭ в 2010 г.), «Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола представителей власти» (С.С. Алексеев, цитата на ЕГЭ в 2010 г.), «Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу» (Л. Вовенарг, цитата на ЕГЭ в 2010 г.), «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко ещё дальше от жизни» (К. Ижиковский, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. де Монтескьё, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н.А. Бердяев, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескьё, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет Конституции» (Н. Мальбранш, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Люби все другие народы, как свой собственный» (В.С. Соловьёв), «Закон никогда не делал людей справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителями несправедливости» (Г. Торо, цитата на ЕГЭ в 2009 г.), «Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин, цитата на ЕГЭ в 2009 г.).

В заданиях, ранее шедших под порядковым номером С8 и подразумевавших составление школьниками развёрнутого плана, составителями предлагались, например, такие темы: «Межэтнические отношения в современном мире», «Нации и межнациональные отношения в современном мире», «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности», «Международная защита прав человека», «Правовое государство и гражданское общество», «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека», «Социальное неравенство», «Глобальные проблемы».

В 2009 году на экзамен по обществознанию для старшеклассников выносилось интересное задание С7, текст которого состоял в следующем: «Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах “равносильна массовому самоубийству”. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции». При очевидной искусственности формулировки задания (ученикам со стороны составителей теста целенаправленно навязывается согласие с мнением цитируемого публичного лица) сама суть описываемой проблемы достаточно злободневна и принципиальна.

В заданиях, ранее шедших на ЕГЭ под порядковыми номерами С1-С4 и подразумевавших анализ старшеклассниками предложенного обществоведческого текста, обсуждались такие темы, как взаимосвязь глобализации и международного терроризма (текст М. Делягина в 2010 г.), взаимосвязь реформ «дикого» капитализма и проблем национальной безопасности постсоветской России на фоне экономического и политического кризисов (текст Н.Н. Думной в 2009 г.), «полицейское государство» как угроза демократии и национальной безопасности (текст А.И. Елистратова в 2009 г.), проблемы сохранения современной демократии в различных странах мира (Германия, Великобритания, Франция, США) в связи с чувством мести их бывших колоний (текст Р. Дарендорфа в 2009 г.) и т.д.


2013-2017