Вехи генерала Шипилова

Виктор Белозубов
Сейчас трудно сказать, когда Владислава Викторовича Шипилова, родившегося  16 сентября 1953 года в селе Старо-Сеславино Первомайского района Тамбовской области, впервые посетила мысль стать профессиональным военным. Одно можно сказать достаточно твердо: неотступно преследовать его она начала ещё задолго до окончания средней школы. Видимо сказались рассказы родителей, близких родственников и ветеранов войны о подвигах воинов-тамбовчан, сражавшихся на всех фронтах Великой Отечественной войны и прославивших Тамбовский край своими боевыми подвигами. А уже когда весной 1978 года Владислав Викторович, после окончания Московского института инженеров сельско-хозяйственного производства имени В.П.Горячкина, был призван в Вооруженные Силы и надел офицерскую форму с лейтенантскими погонами, понял: это моё! Позже он не раз убеждался в правильности выбора своего жизненного пути.

Служить определили командиром взвода подвоза боеприпасов одной из воинских частей прославленной 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии, дислоцированной в г.Наро-Фоминске Московской области. С первых дней военной службы лейтенант В.В.Шипилов понял, что значит учиться военному делу настоящим образом. Эти годы были серьезным этапом в жизни молодого офицера, периодом его становления. Он упорно учится, работает над собой, старается впитывать в себя, как губка, все, чему учат командиры и старшие начальники, много читает. Это книги по тактике и военному искусству, военной истории, вооружению и военной технике, логике и ораторскому искусству. Старшие командиры и начальники охотно помогают способному и трудолюбивому офицеру в этой работе. За время службы он сумел хорошо зарекомендовать себя у командования дивизии. За успехи и усердие в службе офицер повышается в воинском звании, назначается на вышестоящую должность командира роты, а затем и помощника начальника автомобильной службы дивизии.

Испытывая дефицит специальных знаний, так необходимых офицеру-автомобилисту для организации автотехнического обеспечения соединения, Владислав Викторович решает поступать в академию. Он усиленно готовится к поступлению, пишет рапорт по команде, успешно сдает конкурсные вступительные экзамены и в сентябре 1982 года становится слушателем автомобильного факультета престижного военно-учебного заведения – Военной ордена Ленина академии тыла и транспорта.
В период обучения военная судьба свела Владислава Викторовича Шипилова с офицерами-автомобилистами, прибывшими в академию из самых разных уголков Советского Союза. Все они имели за плечами богатый опыт армейской службы и организации автотехнического обеспечения войск (сил), что только помогало в учебе. Обучаясь, что называется, «за одной партой», они старательно осваивали военную науку, помогали друг другу в учебе и непростых жизненных ситуациях. Позже эти отношения переросли в крепкую мужскую дружбу, которую Владислав Викторович всегда высоко ценил и пронес сквозь годы до настоящего времени. Командиры и преподаватели академии видели в офицере способного и растущего командира», они характеризовали его как скромного и выдержанного офицера, не редко по результатам занятий ставили в пример другим слушателям.

Быстро пролетели годы обучения. В июле 1984 года, получив  высшее военное образование и диплом с отличием, капитан В.В.Шипилов направляется командованием Главного автомобильного управления Минобороны в Московский военный округ для прохождения дальнейшей службы в должности младшего научного сотрудника 21 Научно-исследовательского испытательного института (автомобильной техники), дислоцированного в г.Бронницы Московской области.
В жизни офицера начался новый этап. Тогда никто и не предполагал, что в этом прославленном научно-исследовательском коллективе Владиславу Викторовичу предстояло служить на различных должностях без малого двадцать пять лет, пройти по служебной лестнице большой путь от младшего научного сотрудника до начальника института, от капитана до генерал-майора.
Чтобы лучше понять обстановку того времени, окружающую капитана В.В.Шипилова в период его прихода в институт, необходимо отметить следующее.
К середине 80-х годов прошлого столетия 21 Научно-исследовательский испытательный институт (автомобильной техники) являлся достаточно серьезной организацией, был единственным научно-исследовательским учреждением в стране, проводящим исследования и испытания образцов военной автомобильной техники (ВАТ) и средств автотехнического обеспечения в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск, главных (центральных управлений) Министерства обороны СССР, то есть на межвидовом уровне. Институт имел большой штат научных сотрудников, современные для того времени лабораторную и полевую испытательные базы.
Шел седьмой год афганской войны. Ограниченный контингент советских войск вел активные боевые действия. Прошло всего несколько месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС. В этих непростых условиях коллектив 21 НИИИ продолжал решать поставленные руководством Минобороны задачи по совершенствованию системы автотехнического обеспечения войск (сил), управлению системой АТО и автомобильной службой, войсковой эксплуатацией, восстановлением ВАТ в полевых условиях, снабжением войск автомобильным имуществом и подготовкой специалистов с учетом ведения боевых действий группировок войск в ходе афганской войны и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на Чернобыльской АЭС.

С приходом в 21 НИИИ Владислав Викторович с головой окунулся в научно-исследовательскую и испытательную работу, стал исполнителем ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Он продолжает много и упорно работать над собой, совершенствуя свои теоретические знания и практические навыки, выбрал направление и тему диссертационного исследования, приступил к работе над ним. Упорная работа над собой не прошла даром. Уже через три года, в 1989 году, командованием принимается решение о назначении Владислава Викторовича на вышестоящую должность начальника планового отдела 21 НИИИ. В 1991 году он завершает работу над диссертацией на соискание ученой степени кандидата экономических наук и успешно защищает ее.
В феврале 1992 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за усердие в службе Владислав Викторович награждается медалью «За боевые Заслуги».

В 1993 году Владислав Викторович назначается на одну из ключевых должностей – должность начальника планово-экономического отдела института, ему поручается важное и очень ответственное мероприятие – реорганизация 21 НИИИ под новые задачи и требования, которая была успешно проведена в установленные сроки. В этот период службы Владиславом Викторовичем создается система управления, контроля и оценки эффективности НИОКР, разрабатывается и внедряется методика прогнозирования затрат на разработку научно-технической продукции по критериям ее эффективности, что позволило обеспечить высокий уровень научного руководства ряда комплексных научно-исследовательских работ по военно-экономическому обоснованию основных направлений развития ВАТ в общей системе вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации. 
В 1997 году приказом Министра обороны Российской Федерации полковник В.В.Шипилов назначается на должность заместителя начальника института, через три года – начальника 21 НИИИ. В 2001 году Указом Президента Российской Федерации Владиславу Викторовичу присваивается воинское звание «генерал-майор».

Сушествует аксиома, что о любом руководителе (в том числе и о начальнике 21 НИИИ генерале В.В.Шипилове) можно объективно судить только по конкретным делам, по тому, что реально удалось сделать для совершенствования лабораторной и испытательной базы, научно-исследовательского процесса института, воспитания молодого поколения ученых и офицеров-автомобилистов.

Почти восемь лет генерал-майор В.В.Шипилов возглавлял 21 НИИИ. За этот период времени институт превратился в современное научно-исследовательское учреждение, одно из лучших в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По заказу главных командований видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, главных (центральных) управлений Минобороны России было выполнено значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых способствовали дальнейшему развитию военной теории и практики, совершенствованию военной автомобильной техники, получению и эффективному использованию новых знаний в интересах повышения боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны в целом.
Были капитально отремонтированы все лабораторные корпуса института, помещения парка вооружения и военной техники, закуплены новые мебель и лабораторное оборудование, созданы роликовый тормозной стенд и стенд для проверки бродоходимости, восстановлен динамометрический участок контрольно-испытательной трассы, в гарнизоне сданы в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, в результате чего десятки семей офицеров и служащих института получили благоустроенное отдельное жилье.

Главным итогом деятельности коллектива 21 НИИИ, возглавляемого генерал-майором В.В.Шипиловым, явилось принятие на вооружение и снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации, по результатам государственных приемочных и исследовательских испытаний, около ста новых образцов военной автомобильной техники и средств автотехнического обеспечения.

Говоря об этом периоде службы Владислава Викторовича, нельзя не отметить научно-исследовательских аспектов его деятельности. В 2006 году он защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, в 2007 году реализует предложения по оснащению 33 и 34 горных бригад военной автомобильной техникой, в 2008 году создает и внедряет методологию технико-экономических обоснований при разработке и создании различных мобильных комплексов, что позволило создать научные основы для поддержания боевой готовности в эксплуатации сложных многофункциональных шасси мобильных систем вооружения. В этом же году практически опробует разработанный метод военно-технико-экономического обоснования создания сложных технических систем на образцах МЗКТ-7917, МЗКТ-7930, МЗКТ-79221 (объекты вооружения «Тополь», «Тополь-М», «Искандер»). Необходимо отметить, что творческий вклад Владислава Викторовича в теорию и практику военно-экономического обоснования перспектив развития военной автомобильной техники подтвержден руководством ведущих предприятий автомобильной отрасли.
Результаты инспекций, проверок и различных комиссий Министерства обороны Российской Федерации объективно свидетельствовали о высоком качестве НИОКР, выполняемых коллективом института, возросшем уровне военно-профессиональной подготовки офицеров и высокой квалификации научных сотрудников.

Во многом этом заслуга всего коллектива института, и, конечно же, его начальника.  Труд генерал-майора В.В.Шипилова был по достоинству оценен. За образцовое исполнение воинского долга, безупречное выполнение служебных обязанностей и высокие личные показатели в служебной деятельности, заслуги в укреплении обороноспособности страны, в 2004 году Указом Президента Российской Федерации генерал-майор В.В.Шипилов был награжден Орденом Почета. 

Нельзя не отметить высоких человеческих качеств генерал-майора В.В.Шипилова, отеческой строгости и душевности, умения понять человека и помочь ему в трудную минуту, его огромной любви к молодежи и детям.  Он всегда находил время для общения с ветеранами института, всегда старался оказать посильную помощь в разрешении создавшихся житейских и социальных проблем своих подчиненных, чем снискал их огромное уважение и авторитет.

В сентябре 2008 года в возрасте 55 лет, в самом расцвете жизненных и творческих сил, генерал-майор В.В.Шипилов увольняется из Вооруженных Сил в запас по собственному желанию.
Говоря о сегодняшнем дне Владислава Викторовича Шипилова, можно с уверенностью сказать, что он успешно состоялся в этой жизни, как человек, как профессионал военного дела, как ученый и офицер-педагог с большой буквы, ставший для нескольких поколений молодых офицеров-автомобилистов жизненным примером и наставником.

После увольнения в запас до 2010 года Владислав Викторович работал директором департамента военной и специальной техники «Независимой ассоциаций машиностроителей». В 2010 году стал генеральным директором OOO «Инновационный центр адаптации научных разработок, новых материалов, изделий и технологий» (ООО «Интеграл»). Коллектив единомышленников под его руководством участвует в создании образцов военной и гражданской специальной техники, разрабатывает оптимальные стратегии технического обслуживания и ремонта техники, осуществляет разработку рациональных технологических процессов технического обслуживания и ремонта образцов (систем), всех типов эксплуатационных и ремонтных документов, обучающих интерактивных программ, нормативов. Он является лауреатом ежегодных премий в номинациях «Лучший руководитель России» и «Лидер отрасли».

Поздравляя Владислава Викторовича с шестидесятилетним юбилеем, мы  желаем ему крепкого здоровья, большого личного счастья, творческих успехов и удачи в работе и делах!