Человек у дороги

Леонид Патракеев
                Господь дает нам не тех людей,  которых
                мы просим,  а тех, что нам необходимы.

            
        Телефонный звонок в квартире Вадима раздался поздно вечером. В трубке звучал голос директора фирмы. На сдаточном объекте возникли проблемы, и он просил Вадима  срочно выехать туда. Город, в котором находился объект, был расположен в четырехстах километрах, и Вадим мотался туда на машине по два – три раза в месяц.

 Деваться было некуда, и он ранним утром отправился в путь. Дорога была в хорошем состоянии и, для сорока двухлетнего Вадима, обернуться за один день, большего труда не составляло.  В прошлом,  военный летчик, уволенный по сокращению штатов шесть лет назад, он  с трудом приспособился к гражданской жизни. Давний  знакомый  помог ему устроиться в одну из фирм, и сейчас  Вадим занимал должность начальника технического отдела.  Работа давала материальный достаток, но внутреннего удовлетворения не приносила,  и  надлом, полученный при увольнении из армии – не проходил. Вадиму нравилось летать, он любил и понимал небо, да, наверное, и небо понимало его. Были силы и опыт, было желание летать, но никому до этого не было дела.  Армию потрясали реформы, и судьба обычного капитана никого не интересовала.  Вадим жил по инерции, переехав в другой город – он потерял друзей, а новые в этой другой жизни – не находились. Все разговоры на работе сводились к деньгам, многое строилось на обмане, и все это Вадим принять не мог. Стенка, которую подсознательно, строил Вадим между собой и остальными, становилась все выше и  в какой – то момент Вадим понял, что остался один. Внешне все выглядело прекрасно, хорошо оплачиваемая работа, спокойные и ровные отношения в семье, но в внутрь себя впустить было некого, да и рассказать обо всем было некому.

Автобус, стоящий на остановке, отошел и навстречу Вадиму, бросилась, отчаянно махая рукой,  невысокая девичья фигурка. Время было не очень спокойное, и голосующих на дорогах, старались  не брать. Проехав ее, Вадим взглянул в зеркало заднего вида. Девушка стояла на обочине, и была в ее фигурке такая безнадежность, что Вадим остановился. Он сдал назад и, поравнявшись с девушкой спросил:
- Вам куда?
Девушка взглянула на него и назвала тот городок, куда и направлялся Вадим.
-Садитесь, - предложил он.
Девушка взялась за ручку дверки автомобиля, потом наклонилась к приоткрытому стеклу и сказала:
Я не смогу Вам заплатить, у меня нет денег.
-Да мне все равно туда машину гнать, так что садитесь, - еще раз предложил он.
Девушка сняла с плеча сумку, пристроила ее на заднее сидение и села рядом с Вадимом.
-Пристегнитесь,- произнес он и выехал на дорогу.

Машина быстро набрала скорость и влилась в  поток автомобилей.  Вадим протянул руку и включил приемник.  В салоне раздался голос Юрия Шевчука. Вадим приглушил звук.
- Не убавляйте, пожалуйста,- попросила девушка. Вадим взглянул на нее. Девушка замерев, буквально впитывала в себя каждое слово песни, не замечая ничего вокруг.
- Так нравится  Шевчук?- поинтересовался Вадим. Девушка дослушала песню, помолчала немного и задумчиво ответила:
- Нравится – это не то слово. Я его чувствую, понимаю все, что он сказал и все, что хотел сказать. Это целая философия жизни. Он - гениальный человек.
-Да?- удивился Вадим. Сам он слушал Шевчука под настроение, но его голос, тематика песен при длительном прослушивании приносили чувство подавленности.
-Тебя как зовут?- посмотрев на нее и решив, что по своей молодости ей вполне подходит «ты», спросил Вадим.
-Варя, - отозвалась девушка и поинтересовалась в свою очередь:
- А Вас?
-Вадим, -  назвал он себя и, взглянув на нее еще раз, добавил:
-Сергеевич.  Потом, обогнал тяжело идущий лесовоз и спросил:
-Не страшно так, на перекладных, добираться?
-Страшно?- задумалась Варя, - нет, пожалуй, не страшно,  есть неуверенность, что доеду вовремя, а страха нет. У меня билет был на автобус, только я проспала, прибежала на автовокзал, а автобус уже полчаса, как ушел.  Вот я и взяла билет на пригородный, доехала до этого поселка и стала голосовать. Часа два стояла – никто  не берет.   А мне сегодня надо быть – у мамы юбилей, и я ей обещала приехать.
- Студентка? – поинтересовался Вадим.
- Да, в университете учусь, на медицинском. Буду хирургом.
- Не очень женская специализация.
Варя взглянула на него.
- Откуда Вы знаете? Вы врач?
-Нет,- несколько растерялся Вадим, - просто слышал.
-Вы никогда не задумывались о том, как просто мы выдаем, услышанную где-то или прочитанную информацию за твердые знания?  Причем выдаем убежденно, без всяких сомнений.
Вадим удивленно посмотрел на Варю. Девушка задумчиво смотрела сквозь лобовое стекло на набегающий асфальт.

-Можно я Вам задам вопрос? Если не хотите – можете не отвечать.
- Давай, - кивнул Вадим.
- Когда Вы смеялись в последний раз, искренне от души? Или когда Вы в последний раз по настоящему радовались жизни, полностью,  всей своей сущностью?- она говорила это медленно, словно подбирала слова. – Я не просто так спрашиваю – в Вас чувствуется какой-то внутренний холод.

Глядя на дорогу, Вадим  потерянно молчал. Такого он никак не ожидал. Эта девчонка, за полчаса знакомства,  вдруг увидела в нем то, что он тщательно прятал от всех.

- Я права?- не дождавшись ответа, спросила Варя.- Только не спрашивайте, как я это узнала, я просто чувствую, идущий от Вас холод отчаяния, хотя нет, не отчаяния, а отчаянного одиночества.
Вадим, соглашаясь, покачал головой.
-Да-а, - протянул он, -  ты меня удивила. Чувствуешь,  значит? Чудеса, - задумавшись, он замолчал. Молчала и Варя, думая о чем-то своем.

-Ничего не вспоминается,- прервав, свои мысли, вдруг проговорил Вадим. – Все идет своей чередой – без радостей и  огорчений. - Он  помолчал немного и добавил, - словно  стоячая вода в заболоченном озере.   
Ну а раньше?- повернулась к нему Варя, - ведь не может быть, чтобы в Вашей жизни не было такого?
- Раньше?- опять задумался Вадим, -  а раньше, пожалуй, было. – Я  ведь прежде летчиком был. Однажды летели мы на вертолете над большим озером,  солнечно и ветра совсем нет. Ни облаков на небе, ни ряби на воде. Совершенно голубое  небо над тобой, и такое же голубое небо, отраженное в воде, под тобой. И постепенно теряется чувство реальности,  ты летишь между двух голубых миров. Вот тогда было такое чувство радости  и полноты жизни, словно это и есть сама жизнь.

- А еще?-  попросила Варя.

- Еще, - улыбнулся Вадим. Я потом переучился и летал на транспортных самолетах. Как то пришлось мне видеть двойную радугу в течение нескольких часов подряд, и  солнце, что долго висит на одном месте и не садится. А еще бывало – завтракали в Москве, обедали в Заполярье, а ужинали в Краснодаре. Совсем другие ощущения времени и пространства. И еще мне доводилось видеть, как ночью курс самолета прожигают трассирующие пули.

 Уйдя в воспоминания, Вадим замолчал, а справа на него  внимательно смотрела Варя.
-Вы же счастливый человек, столько видели и можете рассказать,- сказала она.
-Да кому это интересно,-  махнул рукой Вадим. - Некому рассказывать.
- Я думаю, что Вам нужно написать рассказ,- вдруг произнесла Варя, - Вам нужно проговорить то,  что Вы в себе носите, если некому – расскажите себе, напишите.   
- Рассказ?!- поразился Вадим. Какой рассказ? Я  же никогда  ничего не писал.
- А Вы попробуйте,-  серьезно сказала Варя. – Вы никогда не задумывались о  великом значении такого простого слова « попробуйте» Многие люди заранее обрекают себя на бездействие лишь тем, что просто не хотят попробовать сделать что-то, они заранее уверены, что у них ничего не получится, даже не попытавшись хотя бы себе доказать обратное. Я думаю, что  мир бы во многом изменился, если бы люди раскрыли для себя  весь смысл этого слова.

Вадим, пораженный ее словами, не знал, что сказать.
 
-Ну и ну, а еще говорят, что яйца курицу не учат.
- Вадим Сергеевич, поверьте мне, иногда учат, да еще как.  Глаза Вари смотрели серьезно.

Впереди показалось придорожное кафе.

- Пора обедать,- сказал Вадим и подъехал к кафе. Варя попыталась отказаться, но он ничего не стал слушать. Глядя, как проголодавшаяся девушка, уплетает еду, он вдруг поймал себя на мысли, которую ощутил вскоре после начала их совместной поездки.
- Варя,- я почему то совершенно не чувствую себя старше тебя, - произнес он.
-Вадим Сергеевич,- подняла глаза  Варя, - какая разница старше или младше, главное, что я Вас понимаю и чувствую.
И опять Вадим не нашелся что сказать. Такого с ним еще не бывало. Эта удивительная девушка все больше поражала его.
 
-Вадим Сергеевич,- попросила Варя, когда тронулись дальше. - Можно я немножко посплю, ночью помогала девочкам, мы там дело одно задумали – разрисовать стены в детской больнице,  легла под утро, потому и проспала.
-  Поспи, конечно, кресло опусти, удобнее будет, куртку мою набрось.

 Варя опустила кресло, укрылась его курткой и затихла. Вадим вел машину, думая о том, что услышал сегодня от Вари. Идея написать рассказ уже не казалась ему такой странной.
Вадим как будто привык  к ней и более того, он  вдруг почувствовал, что нашел то, что давно искал.

Уйдя в свои мысли, Вадим не заметил, как приехали. Он остановился у автовокзала и разбудил сладко спящую Варю. Она по – детски потерла лицо ладошками, забрала сумку и выбралась из машины.
Вадим вышел с ней попрощаться.
- Спасибо Вам, - сказала Варя. Она взглянула на часы. – Как хорошо, буду вовремя.
- Тебе, спасибо, Варенька. Пока ты спала, я уже думал о рассказе. Видимо – это действительно единственный выход для меня. Ты – просто чудо.

Не зная, как еще выразить благодарность, он взял ее узкую ладошку, поднес к губам  и поцеловал. Варя смотрела на него ласково и как-то по – женски,  взросло.
- Я пойду, - осторожно потянула она ладонь. Варя перешла дорогу, помахала Вадиму рукой и исчезла.

 Вадим сел в машину. Не заводя мотора, он смотрел туда, где скрылась Варя, и думал о том,  как важно вовремя разглядеть человека, стоящего на обочине твоей дороги.