ВАРЯ

Леонид Патракеев
                ( продолжение рассказа «Человек у дороги»)
 
                Не жалейте, что это прошло
                Радуйтесь тому, что это было.

      Дождь, хлеставший в лобовое стекло автомобиля, закончился, и впереди во все небо засияла радуга.  До встречи с представителями заказчика на объекте оставалось время, и Вадим, остановив машину возле парка, с удовольствием дышал чистым воздухом этого  городка. Хотя объект был сдан год назад, в процессе эксплуатации возникали проблемы, и Вадиму для решения их приходилось приезжать сюда.

Сегодня исполнялся ровно год с того дня, как он встретился с Варей, которая, почувствовав его одиночество, предложила выход, единственно для него приемлемый. За год Вадим написал около десятка рассказов, чувствуя, как постепенно пустота, его заполнявшая,  уходит. Тем, что в нем происходило, хотелось поделиться, и  ему очень не хватало Вари.  Вадим отчаянно ругал себя, что год назад не узнал о ней ничего. Он всматривался в лица девушек на улице, приезжая в этот город, обязательно останавливался на том месте, где они расстались, вспоминал, как ласково и серьезно смотрела на него Варя. Вадим напечатал свои рассказы и возил их с собой, в слепой надежде на встречу. Ему очень хотелось показать рассказы Варе.
          
Все произошло, как в кино. Вадим уже садился в автомобиль, когда увидел идущую по тротуару девушку. Захлопнув дверку, Вадим бросился к ней.
- Варя,- окликнул он ее. Девушка подняла на него глаза, которые показались ему заплаканными. 
-Варя,- сбивчиво продолжил Вадим,- я тебя всюду искал, - я хотел… Он вдруг остановился:
- У тебя что-то случилось?
В глазах у Вари показались слезы.
- У меня недавно умер папа, сегодня девятый день, мама очень переживает. У нее, кроме меня, никого нет. А мне сегодня ехать надо. Я ее спать уложила и на вокзал пошла, за билетом.
- Варя, я через три часа поеду обратно, поедем вместе?    
Она посмотрела на часы.
-Через три я не успею, если подождете меня - поедем.
Они договорились встретиться на автовокзале и расстались. Вадим смотрел ей вслед, еще не веря, что его ожидание закончилось. И только тронув машину, сообразил, что не  сказал Варе ни слова соболезнования.

Закончив дела, Вадим приехал на автовокзал. Варя  пришла вовремя. Ее провожала женщина, одетая в черное. Вадим вышел из машины.
-Мама, это Вадим Сергеевич, мы в прошлом году познакомились, когда я на юбилей к тебе приезжала, помнишь, я рассказывала?
Женщина посмотрела на Вадима:
-Да, помню,  спасибо Вам.
-Ну что Вы,- смутился Вадим. - Варя рассказала мне о Вашем горе – примите мои соболезнования.    
-Вадим Сергеевич, я сейчас, - сказала Варя, и они с матерью отошли в сторонку. Варя  что-то сказала матери, потом обняла ее,  поцеловала и подошла к машине. Уже тронув машину, Вадим, взглянув в зеркало, увидел  женщину, стянувшую с головы черный платок и  печально смотревшую им вслед.

 Ехали молча. Вадим, поглядывая на расстроенную Варю, не знал, с чего начать разговор. Варя, о чем-то думая, смотрела в окно.
-Вадим Сергеевич, я вижу, что Вы хотите поговорить, подождите еще немножко, ладно? Я сейчас приду в себя, и поговорим.               
- Ладно, Варя, не спеши, дорога длинная.

Начало темнеть, город закончился, и только периодически мелькали в свете фар стоявшие на шоссе километровые столбики. Варя глубоко вздохнула, потерла лицо ладошками и посмотрела на Вадима.
- Вадим Сергеевич,  я Вас не раз вспоминала, мы же как раз год назад ехали вместе,  Вы  изменились, я не чувствую больше такого холода, что был в прошлый раз.
Вадим посмотрел на нее, потом открыл бардачок и достал папку с рассказами.
- Варя, я хочу, чтобы ты прочитала это.
Он включил ей светильник, Варя взяла в руки первый листок с рассказом и начала читать.

Она читала не торопясь, иногда возвращаясь к  уже прочитанному и читая заново. Наконец отложив последний рассказ, Варя посмотрела на Вадима.
- Вадим Сергеевич, я очень за Вас рада. В Ваших рассказах есть то живое, что заставляет чувствовать их душою.  Они словно маленькие картинки из чужой жизни, видя которые, хочется задуматься над своей.
Слова Вари Вадима обрадовали. Он даже не мог представить, насколько важно для него было  ее мнение.

- С тех пор, как я начал писать рассказы, пустота внутри меня стала исчезать, - стал рассказывать он. - У меня не появился другой человек, которому я мог бы все рассказать о себе, произошло другое – таким человеком для себя стал я сам.  Варя, это удивительно - быть интересным самому себе. Ты перестаешь чувствовать себя одиноким, тебе всегда есть о чем поговорить с самим собой. Появилось желание жить, познавать новое и пытаться это передать другим. Представляешь, что ты сделала? Ты же буквально возродила меня к жизни.

Варя слушала его с легкой улыбкой.
-Я думаю, что Вы и так были готовы прийти к этому, я Вас только подтолкнула немного.
-Может быть и так,- согласился Вадим, - все равно,  такой толчок дорого стоит. 
Они помолчали, думая каждый о своем.
-А как для тебя прошел этот год?- немного погодя, спросил Вадим.
-У меня все хорошо, я уже на четвертом курсе, подрабатываю иногда в детской больнице, мы там закончили стены разрисовывать героями сказок, палаты совсем другими стали, дети рисункам названия придумали,  да, вроде все хорошо, вот только папа… Она глубоко вздохнула.
- Что с ним случилось? - осторожно спросил Вадим.
- Рак,- коротко ответила Варя. Боясь причинить ей боль, Вадим  не стал ничего больше спрашивать.

 Впереди засветился указатель придорожного кафе, и Вадим свернул с трассы. Они поужинали, и снова машина помчалась по вечернему шоссе. Приемник здесь работал с перебоями, и Вадим закрутил ручку настройки. В кабину  ворвался детский стишок  Владимира Маяковского. Голос диктора требовал ответить на вопрос « что такое  хорошо и что такое плохо».  Варя посмотрела на Вадима:
-Вадим Сергеевич, а Вы не думали об этом?
-О чем? - не понял Вадим.
- Что такое хорошо и что такое плохо, - подражая диктору, проговорила Варя.
-Ну, - замялся Вадим,- совершать добрые поступки – хорошо, злые – плохо.   
Варя задумчиво смотрела на него.
-А дать незнакомому ребенку на улице конфету – это хорошо?
А что же здесь плохого? – удивился Вадим.
- Представьте такую ситуацию – Вы сидите на скамейке в парке, рядом играют дети, Вы видите милого ребенка, который подбегает к Вам, и у Вас возникает желание дать ему конфету, Вы будете спрашивать разрешение на это у его матери или дадите так?
- Да зачем на это разрешение?- не понимал Вадим.
А теперь представьте, что Вы даете ребенку конфету, а у того страшная аллергия на сладкое. Ребенку становится плохо, и Ваш хороший поступок мгновенно становится плохим.
 
Вадим не знал, что сказать.

- Все происходит от того, что в Вас устойчиво сидят понятия, приобретенные за свою жизнь, и Вы даже мысли не допускаете, что может быть по-другому. А если бы Вы понимали, откуда вдруг в Вас возникло это желание – дать ребенку конфету, и Вы смогли бы  заранее увидеть последствия своего поступка – такого бы не произошло. Значит, значение поступка определяет не само действие, а его последствия, в зависимости от которых один и тот же поступок может быть, как  хорошим, так и плохим. 
- Я никогда не задумывался об этом,- медленно сказал Вадим.
- А об этом надо думать,  понимаете, надо, - воскликнула Варя, - я уверена, что у Вас были в жизни моменты, когда люди совершали в отношении Вас поступки, совершенно уверенные, что они пойдут Вам во благо, что они поступают хорошо,  да и Вы, скорее всего, делали также. Не продумав, не проанализировав и не  поняв сущности своих поступков. Вадим Сергеевич, а ведь благими намерениями вымощена дорога в ад. Подумайте об этом. 

Она замолчала. Молчал и Вадим, обдумывая сказанное Варей. Потом они говорили еще о многом, тема возникала случайно, и переходила одна в другую. Никогда еще Вадиму не было так интересно общаться с другим человеком.

В город приехали ночью. Вадим подвез Варю к  студенческому общежитию, взял у нее телефон и попрощался. Позвонил он Варе через неделю и договорился о встрече. Встретились в кафе, где проговорили весь вечер.  В основном говорила Варя, а Вадим жадно впитывал в себя эти совершенно незнакомые ему знания. Так завязались их отношения. Встречались не часто, Вадим не всегда мог выкроить время, да и Варя училась и работала. Но каждая встреча была для Вадима радостью. Варя была очень непосредственна, она не играла ни какую роль, а была сама собой. Вадим же такое мог позволить  себе, только когда был с ней. Варя  умиляла его своей  житейской  непрактичностью, и поражала знаниями в области ему совершенно неведомой. Вадим даже думал, что она может быть из детей «индиго», о которых тогда много говорили. Постепенно он понял, что влюбился в Варю и однажды сказал ей об этом. Она помолчала глядя в сторону, потом подняла на Вадима глаза, в которых блестели слезинки и ответила:
-Вадим Сергеевич, я не буду скрывать от Вас, Вы мне нравитесь, я о Вас  часто думаю, но я хочу, чтобы Вы знали – я никогда не стану разрушать Вашу семью. Я не хочу лгать – для меня ложь - это несвобода, и  я не буду этого делать.

Больше на эту тему они не говорили. В их отношениях появилась грань, заступать за которую было нельзя. На встречах они продолжали говорить обо всем, что волновало кого – либо из них. Никогда в своей жизни Вадим не встречал такого духовного откровения между людьми. Да и об отношениях таких он не слышал,  не читал   и  так и не смог подобрать им название. Только спустя время Вадим смог оценить то, что сделала для него Варя. Она раздвинула  его ограниченность, научила видеть не отдельные события, а их непрерывную цепь, на примере цветного спектра показала, как один цвет перетекает в другой и связала это с жизнью. Она научила его размышлять и получать от этого радость, постаралась передать ему умение видеть картину целиком, а не отдельными фрагментами. Это было необычайное духовное единение двух людей, в результате которого Вадим познал одну нехитрую истину – чтобы быть вместе, совсем не обязательно быть рядом.

 Варя тоже училась у него,  по крайней мере, она не раз говорила об этом.

Шло время, Варя закончила учебу и уезжала работать в небольшой городок под Барнаулом.  Стоя у вагона, Вадим смотрел на Варю, столько хотелось еще сказать, но время,  отпущенное им,  заканчивалось. Варя была грустной. Перед  отправлением, она  поднялась на носочки, обхватила ладонями его лицо и  поцеловала.
-Вадим Сергеевич, спасибо Вам за все.
Варя повернулась, чтобы скрыть слезы, побежавшие по щекам, и забежала в вагон. Поезд тронулся, увозя с собой маленькую звездочку человеческого счастья, совсем не часто приходящего на Землю,  где  встреча с ним,  так меняет нашу жизнь.