Дикий Сад

Виктория Полякова 2
Мой город расположен в очень живописном месте, на берегах  двух рек,- Южного Буга и Ингула, там,  где встречаются эти две реки, степные дороги объединяются с речными путями,  есть место, которое называется Дикий Сад. 
Место очень интересное, рассказывать о нем можно много и долго. Например, сразу над ним, крутой берег, на высоком плато которого не так давно нашли древнее городище, - археологический памятник 8-9 вв. до н.э., которое было расположено на торговом пути, связывающим реки.  Открытие было сделано археологом  Феодосием Каминским в 1927 году. Благодаря николаевским  археологам К.В. Горбенко, А.И. Смирнову и Ю.С. Гребенникову, в наше время продолжились раскопки,  и было выпущено цветное иллюстрированное издание.
Некоторые горожане называют это место – местом Силы. Возможно и не зря, так как жители городища поклонялись там солнцу и огню. Уникальный ландшафт,  открытое ветрам и солнцу  место, с высоты которого можно любоваться реками и степями.  Может быть, это и есть тот город, который упоминался еще Гомером,- «город людей киммерийских».
Сюда приходят жители, чтоб получить силу. Говорят, что там еще много не исследованных ходов и что, возможно, есть и подземная церковь. Уровень моря в древности был другим, но со временем, нужным людям и в нужный момент, открываются тайны древности. Возможно, когда-нибудь, недалеко от этих мест будет обнаружен и храм Артемиды (Деметры),  и то, что осталось от знаменитой Александрийской библиотеки.
«В древнем Риме в честь Богини огня и домашнего очага Весты когда - то было воздвигнуто святилище. 9 июля все римляне обязаны были идти в этот храм босяком и просить у Богини святого покровительства. В храме не было изображения Весты, но ее огонь горел всегда. Даже случайное угасание пламени пугало людей. В 1827 году в Николаеве была сооружена прекрасная каменная беседка. Проект был разработан 16-летним архитектором для усадьбы дома главного командира в городе. Архитектурный ансамбль "Ротонда", куда входил и храм, появился на высоком берегу Дикого сада, на местах древних поселений.  52 - летний военный губернатор Александр Грейг посвятил ротонду с каменными колонами своей 27 - летней жене Юлии в честь рождения первого сына Самуила, который в будущем стал генерал - адъютантом, министром финансов России» (из Николаевской газеты).
 Если горожане или гости нашего города захотят найти Дикий Сад, надо идти в самый центр исторической части города, вдоль крутого берега реки Ингул, между улицами Артиллерийской, Пушкинской, по самой Набережной.
Но я вспомнила  эпизод из моего детства, связанный с этим местом.
Было это в начале 80-х годов. Наш старый зоопарк, который находился на месте нынешний гос администрации, перестал вмещать всех зверушек и начали подыскивать новое место, куда  можно было его перенести.
Место было найдено. Время было атеистическое, ценности были другие и в то время легко подписывались приказы о сносе старых кладбищ.  Как раз старое городское кладбище тоже стало тесным для новых захоронений, и открыли новое, за городом, возле села Мешковка. После и кладбище в народе стали называть Мешковским. 
Так вот, старое еврейское кладбище начали нещадно разрушать, памятники там были хорошие, добротные, из гранита и мрамора.  И, почему-то часть этих памятников, сложили под  только построенным  мостом, где был неофициальный пляж на территории  Дикого Сада.  Купались мы осторожно, так как не вооруженным глазом были видны водовороты, либо природные, так как встречаются течения, либо, появившиеся после строительства моста, который пересекает реку Ингул от улицы Пушкинской до мыса «Стрелка». Многие яхтсмены, проплывая под Ингульским мостом, загадывают желание, доплывающие до  «Стрелки», мысленно думают, что пронесло.
 Мы приходили рано утром, но плиты были уже теплыми и после купания мы радостно с ребятами на них грелись и нежились.
Лежали и читали надписи на надгробьях и вглядывались в портреты.
- Гуревич  Фаина Адамовна. Симпатичная. Старая померла, аж 47 лет.
Тогда казалась она нам глубокой старухой.
К осени памятники также неожиданно исчезли, как и появились. Поговаривали, что кто-то из руководства забрал их к себе на дачу под монументальные ступени.
Тогда, почему-то, нам не казалось это таким кощунственным.  Скоро наступила перестройка, а с ней  и пересмотр взглядов на строительство нового жилого комплекса на месте кладбища.
Обветшалые дома вокруг кладбища стали ремонтировать, появились особняки.  Жители, которых думали, что их дома пойдут под снос, уже начали отстраиваться и приватизировать свои дома. Вокруг церкви кладбище не тронули, работать она не прекращала никогда, даже в советское время. Кинули асфальт в этот район, правда, старый, который сняли с главной улицы города, во времена ее реконструкции, но это уже совершенно другая история.